Varia

Dec 14, 2013 23:46

1. Богемикъ здѣсь даетъ культурную датировку для русскаго XVIII в.: по его мнѣнiю, онъ заканчивается къ серединѣ XIX в.

Съ точки зрѣнiя чисто культурной онъ почти правъ: была романтическая болѣзнь въ началѣ 20-хъ гг. и возвращенiе къ прежнему рацiонализму въ 30-хъ (въ случаѣ съ Баратынскимъ и Тютчевымъ рацiонализмъ иррацiональнаго). Если смотрѣть римское влiянiе (а я о немъ, навѣрно, знаю больше, чѣмъ почти всѣ), то кризисъ опять-таки приходится на середину столѣтiя, и ситуацiя выравнивается къ рубежу XX в.
2. Олимпiада провались!
3. Въ сѣти гуляетъ множество ссылокъ на матерiалъ Людмилы Ясюковой «Разрывъ между умными и глупыми нарастаетъ» (въ силу крайняго неудобства процедуры давать свою не буду. Найти не такъ тяжело). Даже у Иванова-Петрова такая есть. А между тѣмъ матерiалъ не очень осмысленный. Тамъ есть вполнѣ правильные и внятные куски (напр., о разрушительномъ для грамотности характерѣ фонетическаго письма). Но вообще здраваго тамъ мало, и въ основномъ это попытка съ негодными средствами пропихнуть протухшее совѣтское содержанiе.
Особенно показателенъ примѣръ съ финнами. Не знаю, насколько достовѣрно описана ситуацiя. Но у нея есть два аспекта, довольно искусно замаскированныхъ. 1-й заключается въ томъ, что въ Финляндiи учитель относится по своимъ даннымъ къ элитѣ общества и не является неудачникомъ жизненной конкуренцiи, какъ то было въ СССР (дурная программа съ хорошими учителями лучше, чѣмъ хорошая программа съ дурными учителями). Во-вторыхъ, само первенство финской школы основано на тестахъ PISA и имъ подобныхъ, а они оцѣниваютъ школу, игнорируя такую особенность европейской образовательной системы, какъ неравенство и неравноправiе школъ (потому впереди оказываются корейцы съ финнами, а не итальянцы съ нѣмцами и французами, какъ оно должно бы быть).
Разрывъ между умными и глупыми нарастаетъ - это совершенно нормальный эффектъ нормально работающей образовательной системы. Разумѣется, способный и усердный ученикъ возьметъ отъ школы въ любомъ случае больше, чѣмъ обладающiй противоположными свойствами; для того чтобы этого не произошло, нужно выстраивать такую школу, которая умныхъ притупляетъ; тогда Людмила Ясюкова будетъ довольна. Совѣтская школа ровно такой и была. Понятно, финны - это четверть Москвы, и кое-какiя статистическiя закономерности (напр., доля генiевъ) могутъ просто не обрѣтать у нихъ достаточнаго поприща для проявленiя. Но полагаю, что по творческимъ идеямъ, какъ и по качеству интеллектуальной жизни, великiя страны континентальной Европы опережаютъ и Финляндiю, и Корею, и прочихъ лидеровъ по рейтингу PISA. А что касается понятiйнаго мышленiя и прочихъ любезныхъ совѣтскимъ психологамъ штукъ, о качествѣ оныхъ въ СССР можно судить по реальности (хотѣлъ сослаться на яркую картинку, она оказалась подзамочной); ну, скажемъ, по бьющимъ въ глаза феноменамъ въ поведенiи старшаго поколѣнiя.
4. Мнѣ не даетъ покоя это.
Инсталляцiй въ концѣ концовъ можно не замѣчать. Но арка Дефансъ, центръ Помпиду и монпарнасская башня рѣшительно портятъ жизнь. Громадный (хотя и меньшiй, чѣмъ кажется) ростъ производительныхъ силъ приводятъ къ тому, что прежде бывшее повседневнымъ (напр., деревянная рѣзная мебель) становится роскошью. А общественное пространство прiобрѣтаетъ черты уродства. Отъ этого уже спрятаться невозможно - и я мучительно размышляю, возможно ли было и возможно ли теперь сохранить преимущества стараго и новаго, современную производительность труда со старыми эстетическими критерiями.

ссылки, ludus litterarius, безъ тэга

Previous post Next post
Up