Посмотрел не без удовольствия, но Одзу, все же, не мое. Так у него все медленно и ничего не происходит. Японское кино мне нравится жанровое 70-х, 80-х, вот там японцы молодцы.
Если со стороны взглянуть на сюжет, то кино с уникально лаконичным сюжетом. Отец один воспитывает сына. Когда становится туго с деньгами, отправляет его в интернат, а сам зарабатывает деньги на обучение. Та же история с высшим образованием. И усилия окупились сторицей. Сын вырос образованным и благодарным:
- Спасибо, папа, что дал мне образование.
Перед смертью отец ему и жену нашел.
- Смотри, - говорит, - какая у соседей дочка работящая - женишься на ней?
- Конечно, папа!
Всё, занавес, конец сюжета. Даже не верится, что на это люди в кино за деньги ходили.
То есть прикольно, что хоть раз в истории кино сын вырос благодарным. Но где конфликт? Где интрига? Сын что - робот? Сказали учиться - учится. Сказали жениться - женился. Он эту девушку первый раз в жизни увидел. А Одзу еще как бы и намекает, что только так и надо жить и будет вам счастье! Ну, не знаю, возможно.
То ли дело фильм 74-го года Крепость на песке / Suna no utsuwa. Тоже отец и сын. Папа заболел проказой и их выгнали из деревни. Несколько лет они зимой и летом скитаются по Японии, просят милостыню. Мерзнут, голодают. В итоге проходят годы: папа в лечебнице позабыт-позаброшен, сын знаменитый композитор всем врет что сирота. Вот это накал страстей! Вот это нерв!
В японском кино (и даже аниме) всегда будет поезд. А тут еще какая кепка замечательная на папе.
Зайдем с другой стороны. 42-й год, война идет лет пять, Япония успешнейший агрессор - наваляла Китаю, Америке, Британии, отжала какое-то немыслимое количество территорий. В кино об этом ни полслова. За весь фильм в армию забрали одного человека. Идет обычная жизнь - выросшие ученики устраивают праздник для учителей, где хвастаются у кого сколько детей. Не пришли два человека - у одного бизнес-поездка, у другого жена рожает. А кто в армии тогда? Странно все это. Недавно смотрел фильм 89-го года А-Ун про ту эпоху. Там все четко. Героя посылают от фирмы в представительство на Яве (захвачена в 42-м году), по улицам шагают солдаты, милитаристы выгоняют молодежь из кафе под девизом - пока страна воюет, вы тут развратом занимаетесь. А "Был отец" как вне времени.
на встрече учеников - поднимите руку у кого один ребенок
И еще можно со стороны отношений зайти. Отец как нарочно подстраивает все так, что не может с сыном жить. Вроде и жениться второй раз не собирается, а все равно безвыходная ситуация - придется тебе, сынок, в интернате потерпеть. Сын уже в университете выучился, предлагает - папа, давай я рядом с тобой работу найду. И все равно никак, находятся аргументы, что надо героически преодолевать разлуку, терпеть, но вместе не жить. Тоже странно. Хотя тут могут быть элементы автобиографии - родители Одзу были в разводе и поэтому он жил отдельно от отца.
Красот в фильме немного, в основном статичные планы в помещениях. И все же:
Большая статья о фильме на Criterion -
https://www.criterion.com/current/posts/1512-there-was-a-father-duty-calls. Пишут, что существующая версия - обрезанная американскими цензорами для послевоенного проката. Так что может и было что-то про войну. Фильм Одзу снимал между двумя командировками в армию. В первую служил в оккупированном Китае (1937-1939), во вторую в оккупированном Сингапуре (1943). Так что войны в его жизни было немало.
Сам Одзу не был таким послушным сыном, какого изобразил в фильме. Так же как и его герой жил отдельно от отца, учился в школе-интернате, но сбегал с уроков в кино. И его даже выгнали из школьного общежития за любовное письмо к симпатичному ученику младших классов(!?).
и еще одна стандартная для японского кино локация - баня
в рамках рулетки у
altereos