Бей, барабан, и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.
Молоденький лейтенант (Демьяненко) успевает в самый-самый момент перед миром попасть на фронт. Отличник строевой и боевой. Любимый вопрос - "а сколько фрицев вы убили?" Вот бы повезло какому-то взводу. Но надо везти в тыл контуженного Ямщикова и беременную немку. Еще водитель как назло болтливый и наглый. Не понимает намеков на субординацию.
В целом понравилось, но кино неровное. Больше всего раздражал экспрессионизм неуместный. Косые ракурсы. Манекены в слишком человеческих позах. Хорошо, что Алов и Наумов насмотренные, видели классику. Но 60-е не 20-е. Аккуратнее надо. Кубрик в "Поцелуе убийце" с теми же манекенами скромнее был. Еще минус - часть действия происходит ночью и таки ночь настоящая, не видно ничего. Конечно и без пропаганды не обошлось. Но кто в 60-е мог мыслить независимо, без наших и ваших. Я разве пару человек назову. Немного балагана есть - симпатичная беременная немка, стонущая и сбегающая в дождь - Лидия Шапоренко. Обаятельный двухметровый янки, ругающийся как Нью-Йоркский сапожник, лихо уходящий от погони, танцующий с румяной медсестрой - Николай Гринько. Гитлерюгенд, естественно, тоже из наших, местечковых хулиганов. И только француженка, выкусывающая пуговицы у Демьяненко, настоящая.
Однако полчаса в середине просто отличные. Настоящее кино. Демьяненко докладывается старшему офицеру, запинается со званием - тот бреется и не видно знаков различия. Брадобрей как бы невзначай откидывает полотенце с одного погона - ага, майор! Шофер за рулем босиком, сапоги-то жмут. Идет в гости к регулировщице (Изольда Извицкая) со своим патефоном и ложкой. Обед под довоенную эстраду из одного котелка, где можно невзначай столкнуться головами.
Детали щедро рассыпаны по краям. Редкое и ценное качество для режиссера. В финальной сцене можно даже не заметить - а в самом углу кадра балерина танцует для бойцов. Дорогу подсказывает не кто-нибудь - монтер со столба. Солдаты катаются на трофейном тандеме и прицепляются к кабине полуторки, а я только что "Назад в будущее" пересматривал:)
Не раскрыта тема плохого командования, так популярная в прозе. Офицеры сплошь отцы родные. И снисходительно подана тема трофеев.
Почему-то в конце хочется утешить младшего лейтенанта Ивлева - хотел на войну, так их еще будет и не одна. Есть простор для карьерного роста, будет чем заполнить пустые места на гимнастерке.
На тот же сюжет есть отличный, просто безупречный - Ice Cold in Alex. Английский, конечно. Потому что лучшие фильмы про Вторую мировую делали мы и англичане.
Немка плачет, младший лейтенант плачет - глухонемой Ямщиков в растерянности. Толика абсурда.
Грузовик пива. Даже в мирных условиях на бой списывается ящик. Тут с одной стороны качественные немецкие автобаны, с другой - сколько их бомбили. Думаю, 20% боя звучит реалистично.
манекены и ракурсы
Неотразимый шофер с Николаевска в атаке.