Оригинальное название: A History of Violence.
Название в российском прокате: Оправданная жестокость.
Режиссёр:
Дэвид КроненбергАктёры: Вигго Мортенсен, Мария Белло, Эд Харрис, Вильям Харт, Эштон Холмс и другие.
Жанр: триллер.
Рейтинг: R (насилие, обнажёнка).
Страница на imdb:
http://imdb.com/title/tt0399146/ Во первых словах своей рецензии традиционно изумлюсь мастерству переводчиков, превративших "Историю насилия" в "Оправданную жестокость". В то время, как... Но начнём по порядку.
Фильм меня удивил сочетанием почти театральной драмы - с чётко очерченным кругом героев и проработанными характерами - и натуралистичного (и реалистичного) триллера в добром старом духе Мартина Скорсезе - кровь натекает лужами, пули дырявят головы и всё в таком духе. Боевых сцен немного и закручены они во вполне
спартанском духе: коротко, свирепо, кроваво. Поклонники долгого занудного мочилова в духе бондианы будут разочарованы, но мне подобный стиль кажется великолепным. Каждая секунда боя это риск для твоей единственной и неповторимой жизни, поэтому врага нужно валить пулями из единственной обоймы - быстро и беспощадно.
Драма же закручена знатная. В героях у нас Раскаявшийся Грешник, Прекрасная Судия, Подрастающее Поколение и Призраки Прошлого. Грешник в молодости славно грешил, раскаялся, отбросил прежнуюю личину и теперь живёт смиренной жизнью - добр, любящ и заботлив. Немного даже стал похож на тютю-подкаблучника, милого неуклюжего медвежонка: трогательно беспомощного с детьми, нежного с женой и услужливого с клиентами. С одной стороны излечился он хреново: старая личность не умерла и не стала частью новой. Её просто отторгли, как занозу. Отторгли и зарыли живой глубоко в недрах души. С другой стороны - и это хлеб, отторгли или не отторгли, а человек в результате получился неплохой.
Проблемы начинаются, когда пред светлы очи являются Призраки Прошлого и поднимают Старую Личность из тесного ей гроба.
Любопытна реакция героев на это событие. Подрастающее Поколение, явно берущее пример с Раскаявшегося Грешника и ранее решавшее свои проблемы исключительно миролюбиво, пробует насилие на вкус. Эффект как непривычному человеку от водки: эйфория сменяется похмельем и ненавистью к тому, кто споил (Грешнику). Прекрасная Судия, адвокат по профессии и примерная жена по жизни, немедленно ставит Старую Личность Грешнику в вину, закатывает истерики и заламывает руки. Сам же Грешник переплёвывает в смирении Христа: поникши головой подставляет щёки под щедрые семейные оплеухи, стальной пятой давит Старую Личность и кажется, что вот-вот он примет постриг и проведёт остаток жизни в молитвах, веригах и самобичевании.
Призраки Прошлого, однако, весьма настырны и, ради семейных ценностей™, да и просто из инстинкта самосохранения Раскаявшийся Грешник даёт Старой Личности проявить себя - под строгим контролем. И мучается при этом, будто в желудке включилась проглоченная заранее бензопила.
Актёрская игра хороша. Суровый Арагорн превратился Раскаявшегося Грешника - шизофренического типа с физиономией побитого кролика - глубочайший респект Вигго Мортенсену, однозначное "верю" по Станиславскому. Прекрасная Судия и Подрастающее Поколение на мой вкус похуже получились, но тоже на уровне. Отдельно хочется отметить Эда Харриса (слева), сыгравшего одного из Призраков - мужик восхитителен в роли сдержанного импозантного пАдонка, с душою, согретой местью.
Может сложиться впечатление, что я смотрел фильм с чувством огромного восхищения. С омерзением, господа и дамы. На силовых сценах меня поглощал будоражащий боевой задор, но чаще герои выглядели как черви в кабачковой икре. "Что ж, ты, сука, делаешь?!", - хотелось крикнуть Прекрасной Судии, которая вместо любви и поддержки предъявляет раненому Грешнику обвинение, сдобренное гневом и презрением. Отвратителен сам Грешник, который не показывает, кто в доме хозяин, а смиренно позволяет вытирать об себя ноги. (Он, впрочем, попытался один раз, но до конца процесс не довёл.) Согрешил перед одним - виноват перед всеми, виноват - подставляй анус без вазелина, не человек ты, ты чудище богомерзкое, но, если будешь достаточно низко пресмыкаться, так уж и быть, подумаем о том, чтобы тебя простить. Вот такие у героев (но не у злодеев) жизненные прынцыпы. Отрадно смотрится лишь Маленькая Девочка. Которая пока ещё не научилась судить и пока ещё умеет любить.
Важно отметить, что другой человек, акцентируясь на других моментах фильма и измеряя поступки героев иной мерой, может увидеть совсем другую историю. А это значит, что картина сделана с истинным талантом.
Резюме: качественный триллер+драма, где бои суровы, герои противны, а их отношения - поучительны.
Рекомендую ознакомиться с
рецензией на kinomania.ru - другой взгляд и гораздо короче. Оттуда взяты и некоторые скриншоты.