Неделю назад я проехал на велосипеде от Лондона до Эдинбурга и назад. Если моя графомания вам неинтересна,
посмотрите фотографии. К сожалению, пришлось фотографировать смартфоном, так что качество соответствующее. Все этапы путешествия я выгрузил на Аэробию,
начиная с пролога.
Для начала пара слов о мероприятии. Супербревет от Лондона до Эдинбурга и назад
проводится раз в четыре года, начиная с 1989 года, я для краткости буду дальше называть его ЛЭЛ. Система простая: есть маршрут, на котором расположены контрольные пункты (КП), каждый пункт открывается и закрывается в определённое время, и нужно поставить отметку в маршрутной карте, пока КП открыт. Ещё на КП можно поесть и поспать. Расстояние между пунктами такое, чтобы можно было проехать за несколько часов.
Маршрут ЛЭЛ немного меняется от раза к разу, в этом году его протяжённость составила более 1400 км. Возможность увидеть своими глазами живописные места в Англии и Шотландии, отсутствие формальных ограничений на участие, система «всё включено», ну и вообще перспектива почти неделю подряд кататься на велосипеде по Великобритании и больше ничего не делать - надо ли говорить, что я захотел попасть на это мероприятие, как только узнал про него. Осенью 2012 года я подписался на новостную рассылку и стал ждать. Наконец открыли приём заявок, я проснулся в жуткую рань и успел подать заявку! Потом были поиск авиабилетов и жилья, возня с визами, и вот мы в аэропорту Хитроу ждём, когда позвонит заранее заказанное такси. Неожиданно видим человека с велосипедом; оказывается, это Игорь Ильин из Екатеринбурга, он тоже участвует. (Кстати, никого из русских я на дороге так и не встретил. Зато увидел двоих ребят из Узбекистана и одного белоруса, который ехал «под флагом» Канады.)
Накануне старта съездили с
astax на регистрацию в Лоутон, где был назначен старт. Получили номер участника, маршрутную карту и бутылку для воды, сложили предметы в мешки на bag drops. Участник может отправить на КП мешок своих предметов, и потом, когда до того пункта доедет - залезть в мешок, а там чистая майка, например. Это и называется bag drop. На ЛЭЛ можно было отправить по мешку на два разных КП, так что если ехать туда и обратно, можно четыре раза чистую майку надеть! Мешки для каждого КП были своего цвета, и на каждом мешке был прицеплен номер участника - очень удобно и для участников, и для организаторов. Я впервые собрался в такую длинную поездку и не очень понимал, что же класть в мешок. Ну, чистая смена одежды. Ну, батарейки. Ну, химия. У меня набралось меньше килограмма на каждый мешок, а ограничение - два с половиной! Ладно, будь, что будет. По пути с регистрации встретили парня из Уимблдона, который рассказал, что у него вообще нет вещей на bag drops.
Утро старта. Я решил до начала самого ЛЭЛ принять участие в так называемом прологе - предварительном этапе перед стартом, который начинался в центре Лондона, прямо на улице Мэлл, которая упирается в Букингемский дворец! Но туда ещё нужно было добраться из Брикстона, где мы остановились. С вечера я посмотрел в Google Maps, как проехать, и выписал все повороты и названия улиц на бумажку. Но, конечно же, первый же большой перекрёсток я проехал неправильно. Ранним утром заблудиться в огромном и совершенно незнакомом городе - отличное начало! К счастью, смартфон всё-таки выручил, хотя GPS-приёмник какое-то время не мог найти спутники.
Проехать пролог решили ещё пара сотен участников, так что толпа собралась огромная. Достаю фотоаппарат, чтобы сфотографировать, и… он не включается!!! Ошибка объектива, и хоть ты тресни. Отличное начало, я же говорил! Что же, как говорится, сорри за качество, фотать будем телефоном. А фотоаппарат превратился в полкилограмма балласта, который нужно будет бросить в мешок на моём первом bag drop, до которого четыреста километров.
Наконец дали старт, и мы поехали. Вестминстерское аббатство, Трафальгарская площадь, Сити, ещё какие-то неизвестные мне, но красивые места. Понемногу пафос убывает, викторианская роскошь и ультрасовременный хайтек центрального Лондона сменяются аккуратной и скромной обыденностью пригородов. Мы прибываем в Лоутон, на стартовый КП.
Расскажу ещё немного об организации мероприятия. Участников в этом году набралось более тысячи, и всю эту ораву нужно было на каждом КП встретить, дать умыться и привести себя в порядок, накормить, а кое-где и дать поспать. Как это устроить? В первую очередь, нужны помещения, достаточно вместительные и пригодные для еды и сна. Напрашивающийся ответ - учебные заведения! В любой нормальной школе есть столовая, актовый зал, а ещё спортзал и душевые, которых достаточно, чтобы обслуживать несколько сотен человек одновременно. Но одних только помещений мало, нужны люди, которые будут встречать и провожать участников, готовить еду, следить за порядком, на КП со спальнями - распределять спальные места и поднимать спящих, и в завершение - управлять всем этим процессом. И со всем этим сложным делом организаторы блестяще справились! Не знаю, сколько всего было волонтёров, но возникало ощущение, что их целая армия, причём среди них были иностранцы, которые специально приехали, чтобы поддержать ЛЭЛ.
Итак, Лоутон, стартовый КП. Участников разделили примерно на двадцать групп, которые выпускали на дистанцию одну за другой с интервалом в пятнадцать минут. Перед каждой группой старший организатор произносил короткую напутственную речь в духе «попутного вам ветра», после чего объявлял старт, участники пересекали символическую стартовую линию в виде полуметровой полосы мокрой земли (между прочим, единственный неасфальтированный участок на всём маршруте) и отправлялись в путь. Подошло 9:15 утра - время старта моей группы, и мы отправились на первый этап длиной 99 км (самый длинный).
Первые несколько этапов оказались относительно равнинными и с попутным ветром, да ещё на свежие голову и мышцы, так что я меньше, чем за сутки от старта, успел проехать четыре этапа общей длиной 340 км, выспаться в Поклингтоне, и потом проехать ещё один этап до Терска, так что в сумме получилось 400 км. На этой части пейзажи мало отличались от родных западно-сибирских: такая же равнина, поля с перелесками, и можно воображать, что ты где-нибудь в районе Ордынска, пока не въедешь в типично английскую деревню.
Дальше начались холмы. Даже нет, Холмы. Я никогда раньше не думал, что Великобритания настолько холмиста. У англичан почти не бывает льда на дорогах, поэтому они не смущаются запредельными уклонами и даже не ставят на дорогах знаки, я за всю поездку всего раз видел знак про крутой спуск, причём без указания крутизны. Особенно тяжёлым был этап от Барнард Касла до Брамптона: длиной аж 82 км, с набором более 2 км высоты и сильным встречно-боковым ветром. За вторые сутки от старта я проехал ещё три этапа общей длиной 260 км, ещё раз выспался и чуть-чуть не успел доехать до Эдинбурга: туда я приехал 30 июля в 9:30 утра.
В Эдинбурге было тепло и сухо, что необычно для Шотландии, вообще-то мы там мёрзли днём и ночью. Я отдохнул, позагорал, получил от
astax поздравительную SMS, дождался товарища-англичанина Джона, и мы поехали обратно в Лондон. Самого Эдинбурга мы не увидели: судя по карте, КП был где-то в южном пригороде. Жаль, конечно: говорят, красивый город (и второй после Лондона по туристической привлекательности). Зато есть, зачем ещё раз туда приехать.
Чтобы сделать дорогу интереснее, организаторы сделали около старта и финиша этакие кольца: к Эдинбургу мы приехали из Брамптона через Моффат, а обратно в Брамптон поехали через Тракуэр и Эскаделимур. Три недлинных, но очень нескучных этапа: дорога по холмам, где шотландцы разводят овец и выращивают лес, настолько узкая, что встречные лесовозы занимали её от края до края, и нам приходилось съезжать в траву.
Этот лес стал одним из самых сильных моих впечатлений от поездки. Холмы засажены елями: красивыми, высокими, с плотными кронами. Как в магазинах продаются калиброванные яблоки и огурцы, так в Шотландии растут калиброванные ели: все деревья одинаковы, как на подбор. Они стоят так плотно, что под их ветвями стоит вечный сумрак, и я подозреваю, что сэр Толкиен именно тут почерпнул вдохновение, когда писал Сумеречный лес в Хоббите.
В Брамптоне я снова более-менее выспался, и третьи сутки от старта закончились в Барнард Касле (933 км).
В четвёртый день удача повернулась ко мне не лучшей своей стороной. На длинном крутом спуске я не успел увернуться от выбоины и пробил переднее колесо. Потом заднее колесо стало терять давление, причём как-то непостоянно: то держит, то не держит. Пошёл долгий дождь, который никак не хотел заканчиваться. Джон сказал, нужно принести какую-то жертву, чтобы задобрить дорогу. Ладно, сказал я, если этот дождь закончится в течение получаса, то после финиша я пожертвую свой шлем… и перчатки! Дождь действительно вскоре прекратился, но ненадолго, и мы решили, что жертвы не будет. Потом налетел ливень, такой сильный, что мы с Джоном остановились переждать его под деревом. А ещё у меня начали болеть ахиллесовы сухожилия. Это было очень нехорошо: впереди ещё столько холмов… Когда мы наконец добрались до Поклингтона, был уже вечер, а до Маркет Рейзена ещё 90 км, а туда надо непременно попасть сегодня.
Англичане, с которыми мы ехали вместе последние несколько этапов, поели и собрались ехать дальше: они запланировали лечь спать в Маркет Рейзене. Мне же было просто необходимо немного отдохнуть, а ещё поменять-таки камеру в заднем колесе. И я всё больше склонялся к тому, чтобы больше не спать, поскольку моя средняя скорость упала до опасно низкой: лучше уж я доковыляю как-нибудь, не спеша, чем потрачу остаток резерва на сон, а потом опоздаю на какой-нибудь КП перед самым финишем. Договорились, что я напишу Джону SMS о своих планах, когда приеду в Маркет Рейзен. На прощание Ден (один из тех англичан) поделился со мной парой доз Нурофена. Этого как раз должно было хватить на остаток пути. Я проглотил одну порцию, попрощался с ребятами и пошёл перебирать колесо.
Когда я наконец поехал из Поклингтона, уже стояли густые сумерки. Только я выехал из города, как моя фара погасла. Не беда, подумал я и включил вторую фару. Через несколько секунд она тоже погасла. Запасных батареек у меня с собой неожиданно не оказалось: аккумуляторы вроде бы и вот они, но фара с ними не включается. А ведь я специально купил упаковку батареек и забросил их на bag drop, и ведь держал их в руках сегодня утром, и почему же я не взял их с собой?
Придётся возвращаться. На КП должны быть батарейки, я видел, что они продают всякую полезную мелочь.
В Поклингтоне на КП развели руками. Батареек у них нет. Неужели придётся искать в городе магазин? Ну и балда же ты, Фантом. Из-за дурацких батареек сейчас сойдёшь с дистанции.
И тут удача решила, что издевательств достаточно. У какого-то мимо проходящего дядьки случайно оказалась новенькая упаковка отличных батареек.
И я поехал в Маркет Рейзен.
По дороге стал одолевать сон. Я нашёл какой-то сундук, стоящий на обочине у перекрёстка, лёг на него, завёл будильник на через двадцать минут. Немного подремал (да, со мной всё в порядке, я не ранен, просто лёг немного поспать - испугал какого-то автомобилиста своей нелепой позой). Стало легче. И ахиллы вроде немного успокоились.
В Маркет Рейзен я приехал в пятом часу утра. Включил телефон и получил сообщение от Джона: «собираемся выдвигаться в шесть». Что же, всё-таки я тут хотя бы немного, но посплю. Я пошёл в спальню и попросил поднять меня в 5:30 (то есть, через полчаса).
Кажется, я только закрыл глаза и тут же открыл их. Нужно ехать. Интересно, где Джон и ребята? Заглянул в столовую, но не увидел их там. Ладно, всё равно они меня догонят. Я обулся и поехал в Кёртон.
И тут я почувствовал всю силу Нурофена. Ахиллы не болели, и вообще во всём теле была какая-то неожинанная свежесть. Как будто я не полчаса спал, а все четыре. Вскоре взошло солнце, я выехал на равнину, и мне покатило.
Я выехал из Маркет Рейзена в 6:05, а в 9:20 был уже в Кёртоне: 66 км я проехал со средней скоростью 22,4 км/ч и добавил час к своему резерву. Очень воодушевляюще. Включил телефон и получил сообщение от Джона: «я встал, постараемся выехать в 7». Хм, похоже, ребята застряли на предыдущем КП.
Пока я завтракал, солнце поднялось, и началось пекло. Следующий этап длинный, воды может не хватить… Я напился воды, набрал обе бутылки и развёл в них химию.
Этап от Кёртона до Сент-Айвса оказался очень похожим на наши местные бреветы: раскалённый асфальт и отсутствие рельефа. Меня охватила странная лёгкость: я почувствовал себя полным сил, причём это была не иллюзия: первую половину этапа я играл в гонки с другими участниками, в одиночку догонял группы, идущие сменами (против ветра!), а потом мы с дядькой из Австралии ушли в отрыв от группы, в которой он до того ехал, и вдвоём сменами ехали ещё какое-то время, пока я не проколол колесо.
Пока я клеил камеру, меня обогнали многие из тех, кого я совсем недавно оставил позади. Ну и ладно, это же не гонка на самом-то деле. Я собрал колесо, сел на велосипед и понял, что ноги устали гоняться. Что же, поеду спокойно. В придорожном магазине я купил воды и кока-колы.
К Сент-Айвсу я добавил ещё час к резерву. Принял душ, прополоскал майку и надел её влажной: приятная прохлада! До финиша осталось 120 км и 14 часов.
На предпоследнем этапе снова начались холмы, но они меня уже не беспокоили. Нурофен продолжал действовать, а я не торопился. Снова сделал остановку у магазина, купил ещё кока-колы. Какая она вкусная, когда из холодильника!
На последнем КП перед финишем все радовались. Натурально, волонтёры у въезда на КП встречали участников поздравлениями. Правда, еды было мало, но это уже точно не станет проблемой: 45 км можно и пешком пройти. Встретил Рафхата, русского парня из Узбекистана, с которым мы встречались несколько раз на протяжении всего бревета, но как-то вместе не случилось ехать, разные темпы. Оказалось, у него нет ни навигации, ни описания маршрута, и ему нужен кто-то, кто знает дорогу. Поедем вместе? Да легко.
И мы вышли на финишную прямую.
Организаторы так проложили маршрут, что последний этап ощущался как почти непрерывный спуск. Сейчас, глядя на график высоты, я вижу, что подъёмов на нём хватало, и они были более пологими, чем спуски (а значит, более длинными), но всё же спусков на этапе больше, чем подъёмов, и это было здорово. Мы ехали в сгущающейся темноте, слушали музыку (Рафхат включил Rainbow на своём смартфоне) и делились впечатлениями от поездки.
И, наконец, финиш. Время по протоколу - 0:32, я в итоге приехал с запасом в пять с половиной часов. Поздравления, отдаю маршрутную карту, получаю памятную медаль и последние указания. Там душ, там столовая, там можно поспать. Транспорт уже не работает, а значит, поспать придётся. Встречаю Дена, он рассказывает, что Джон и ещё один товарищ отстали на несколько часов. Мой смартфон окончательно разрядился, мне едва хватило заряда позвонить Ксюше и договориться, что завтра она приедет ко мне (с чистой гражданской одеждой и нормальной обувью для ходьбы!), и мы вместе поедем домой. Пока я шатаюсь по зданию и соображаю, не забыл ли я чего-то, в спальне заканчиваются кровати, и я укладываюсь спать на столе.
Что можно сказать в заключение?
Отличное вышло путешествие.
Самый известный, популярный и многочисленный супербревет - это Париж - Брест - Париж во Франции. Там это огромный праздник, шоу для всей страны, в котором участвуют не только велосипедисты, но и очень много болельщиков, некоторые из которых стоят у трассы буквально сутками напролёт. Все, кто участвовал в ПБП, пишут о необыкновенном душевном подъёме и о силах, которые берутся буквально ниоткуда, когда тебя поддерживает множество людей.
Англичане не стали делать супершоу (а может, просто не так популярны бреветы в Великобритании), вместо этого они организовали путешествие по красивым и довольно безлюдным местам. Всего несколько раз за всю поездку я видел болельщиков, которые явно ждали именно нас (и хлопали нам, когда мы проезжали мимо), в остальном же на нас смотрели, как на обычных велосипедистов.
Проехали этап, поели, отдохнули, поехали дальше. С кем-то познакомились, пообщались. Всё очень спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой, без суеты. По-английски.
Организация мероприятия была безупречна. Ну, если честно, кое-какие шероховатости были, но не более, чем шероховатости.
Надо будет в следующий раз тоже поехать.
А про Лондон и остальную часть отпуска -
в другой заметке.