Хороший глазодёргательный триллер последнее время у кинематографистов не в чести. Снимают, разумеется, что-то, но за душу как-то не берёт. Предсказуемо всё до ужасти. И не замереть тебе не дыша, и не подпрыгнуть, чуть вскрикнув, от внезапно хлопнувшего окна/двери, и не забыть о мороженом, припасённом в холодильнике на случай вечернего просмотра.
Ещё хуже с актёрами, всё это изображающими - ну никак в последнее время не выходит ни у кого ансамбль. Актёрский ансамбль в фильме - любом, не важно, триллере или нет - половина успеха всей картины. Когда актёры работают слаженно как единый организм, при этом ещё и радуя глаз и мозг зрителя, то и от фильма будет не оторваться. И это задача режиссёра - создать из совершенно разных актёров целое, ансамбль, который достигнет всех целей, поставленных режиссёром.
И вот, наконец, нам выдали нечто подобное. Лавры Альфреда Хичкока, судя по всему, не дают покоя кинематографической общественности до сих пор, даже спустя много лет после кончины мэтра, поэтому нет-нет, да и проглянет где-то реплика или подражание его работам. Сегодня нам предлагают вариации на тему бессмертного шедевра «Окно во двор».
"Женщина в окне", США, 2019/2021, Fox 2000, Netflix, режиссёр Джо Райт, автор сценария Трейси Леттс, композитор Дэнни Эльфман
Несмотря на то, что фильм «Женщина в окне» поставлен по роману модного нынче в Америке Дэниэла Мэллори, работающего под псевдонимом Эй Джей Финн, ассоциации с нетленкой Хичкока самые что ни наесть прямые. Такой же, как и Джеймс Стюарт, человек, который не может выйти из дому и так же случайно наблюдает сцену убийства в доме напротив через своё окно. Такой же гнетущий саспенс и такое же противостояние с убийцей в финале. Однако вместо Стюарта здесь Эми Адамс, обрюзгшая и оплывшая (видимо, специально для роли, потому что лицо одного из ведущих французских модных брэндов так выглядеть в жизни просто не имеет права), вместо инвалидной коляски - агорафобия, а вместо очевидного убийцы - целая интрига (спойлерить не буду). Фильм должен был выйти в 2019 году, но его постигла такая же судьба, как и многих его собратьев, поэтому премьера состоялась лишь сейчас.
Джулианна Мур
Несмотря на разномастную критику, кино мне невероятно понравилось. И, хотя с начала понимаешь, что тут везде есть подвохи и не всё так очевидно, как кажется, вся эта предсказуемость улетучивается, компенсируясь художественными приёмами создателей картины, а также охренительным актёрским ансамблем. Кроме совершенно обезоруживающей Адамс, играющей несчастную подавленную женщину, живущую в огромном доме с одним-единственным котом и страдающую от уничтожающего её страха выйти на улицу, здесь имеется семейство Расселов, въехавших в дом напротив, за которым как раз героине Адамс и предстоит наблюдать, и в котором как раз и совершится кровавое убийство. Рассел-папа - демонический Гэри Олдман, играющий здесь альбиноса-психопата, сродни герою Рутгера Хауэра в «Бегущем по лезвию», который тиранит всю семью. Рассел-мама в совершенно феерическом исполнении Джулианны Мур, которая на экране всего минут пять-семь, но это такие минуты, когда от актёрского мастерства просто челюсть отваливается - настоящий карнавал эмоций. Потом её убивают и оказывается, что она и не Рассел вовсе, потому что твердящей полиции об убийстве героине Адамс предъявляют другую маму-Рассел в исполнении Джениффер Джейсон Ли, актрисы уже подзабытой, но не ставшей от этого хуже (её недавнее возвращение на экраны в тарантиновской «Омерзительной восьмёрке», думаю, запомнили все). Наконец, сын-Рассел в исполнении молодого актёра Фреда Хечингера, лишь набирающего популярность и очень органично смотрящегося в роли закомплексованного и затравленного подростка.
Гэри Олдман
А ещё здесь умилительная отсылка к недавнему сериалу Marvel "Сокол и Зимний Солдат" - мы увидим Энтони Маки (Сокол) в роли мужа героини Адамс и Уайатта Рассела (новый Капитан Америка) в роли её квартиросъёмщика, который, как и в сериале, брутален премного и оказывается не тем, кем кажется изначально. Все вместе актёры создают великолепный ансамбль, на который любо-дорого смотреть.
Уайатт Рассел
Художественные приёмы здесь просто замечательные - от вполне себе саспенсовой музыки великого Дэнни Эльфмана по потрясающего монтажа от итальянца Валерио Бонелли (все кадры склеены так, что порой даже не ожидаешь увидеть в следующее мгновение то, что видишь). Французский оператор и каннский призёр Брюно Дельбоннель вытворяет что-то невероятно красивое со своей камерой, которая вроде бы и движется статично по вполне предсказуемой траектории, однако отсутствие её дёрганья как раз и нагнетает саспенс - она ведь медленно и неумолимо едет туда, куда страшно сунуться, но она туда едет, как вагонетка в пещере кошмаров, и остановить её нельзя. Всё вместе, с монтажом и музыкой, составляет настоящий триллер.
Дженнифер Джейсон Ли
Несмотря на мрачность и гнетущую обстановку, в фильме полно юмора, причём порой вполне тарантиновского (это когда тяпкой по лицу, а жертва продолжает сражаться с убийцей, не вынимая тяпки из щеки). Британец Джо Райт, поставивший фильм, приготовил вполне употребимый и даже вкусный коктейль, выдержав пропорции и саспенса, и юмора, и красивой картинки, и энергетически-заряженного монтажа, и актёрского ансамбля. Прославившись с «Гордостью и предубеждением», «Анной Карениной», «Искуплением» и «Тёмными временами», здесь он выдал совершенно иной продукт, вроде бы чисто американский, но очень уж европейский по духу.
Одна интересная деталь - лет десять назад единственным чёрным персонажем в картине был бы полицейский комиссар, но теперь негром пришлось делать мужа героини Адамс - куда ж мы без межрасовых браков... Думаю, надо будет пересмотреть фильм ещё раза два - там очень много операторско-монтажных находок, сразу все уловить невозможно, потому что сюжет отвлекает.
К теме офигительных актёрских ансамблей в кино я скоро вернусь ещё, только теперь будем изучать французскую классику.
Смотрите больше хорошего кино!
(c) petrus_paulus