Апостольский код, или Система элементарного распознавания

May 28, 2021 17:58





«Я никогда в жизни этого не запомню!». Жена посмотрела на меня с явной досадой и даже усталостью. «Чтобы в этом всём ориентироваться, нужно просто в этом хорошо разбираться. А я так не могу - мне надо, чтобы всё сразу и наглядно, а не кусками». Мы четвёртый день исследовали Рим, перед этим изрядно побродив по Милану, Венеции и Флоренции. Поэтому церквей и соборов за плечами уже было достаточно, а информации о гражданах, изображённых на фресках, об их бурной просветительской деятельности и мученических кончинах и того больше. И действительно, сразу, сходу запомнить всю атрибутику, по которой можно отличить одного святого от другого, да ещё и с некоторыми фактами из биографии, может оказаться не под силу без первоначальной подготовки.



В этот момент мы находились в апостольской базилике Санта Мария Маджоре, чтобы отыскать там могилу великого Джанлоренцо Бернини. Позади уже было посещение и восхищение собором святого Петра и базиликой святого Павла за стенами. «Слушай», сказал я ей, «значит, наша дорога лежит в последнюю апостольскую базилику Рима! Заодно сможем считать, что совершили паломничество - посещение всех четырёх храмов именно к нему и приравнивается. Вот там тебе, как в «Весёлых картинках», всё и разложится по полочкам. Но сначала Бернини!». Могилу никак не удавалось отыскать, поэтому я заглянул в местную церковную лавку и спросил у дамы, полностью окружённой репродукциями образа Salus Popoli Romani, где же похоронен великий архитектор и скульптор. «В конце правого нефа», махнула рукой дама, «рядом с алтарём». Мы ожидали чего-то приметного и красивого, но, дойдя до конца нефа, ничего, кроме собственно алтаря, не обнаружили. Я очень удивился и хотел было возвращаться возмущенно в церковную лавку, как вдруг взгляд мой скользнул по полу рядом с боковой приалтарной частью. На одной из ступенек значилось «Ioannes Laurentius Bernini, decus atrium et urbis hic humiliter quescit». Вот так великий римский гений нашёл смиренное упокоение в одной из ступеней Санта Мария Маджоре безо всяких пышных надгробий.



А наш путь лежал в базилику святого Иоанна Крестителя, что на Латеранском холме. Это была четвёртая апостольская базилика и, к слову сказать, для Рима самая главная. Она расположена несколько на отшибе от основных маршрутов, поэтому на нашем пути она и оказалась последней. И очень даже кстати, поскольку ей предстояло выступить, так сказать, цементообразующим фактором в том потоке информации, что способен засосать в водоворот неразберихи.



Сан Джованни ин Латерано, восточный фасад (главный вход)

Базилика, как это не покажется странным, главная церковь Рима и его кафедральный собор. Потому что собор святого Петра расположен не в Риме, а в Ватикане - у Рима своя свадьба. В базилике расположена кафедра римского епископа, коим является Папа, поэтому здесь расположен и папский трон. Наряду с тремя упомянутыми выше храмами она входит в число четырёх Великих Базилик, Basilica Major. Кроме этого, она имеет ещё одно, дополнительное название - Archibasilica Sanctissimi Salvatoris, т.е. Архибазилика святейшего Спасителя. Ну, чтобы уж совсем добить посетителя своим величием - «Sacros(ancta) Lateran(ensis) Eccles(ia) Omnium Urbis et Orbi Ecclesiarum Mater et Caput» (цитирую надпись на главном потрале), Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава. Словом, наикрутейшая из крутейших. В базилике хранится довольно много христианских святынь, в подлинность которых верится с трудом. Лишь пилатова лестница, по которой ходил сам Христос, перевезённая сюда из Иерусалима, заслуживает доверия (сейчас она в капелле Sancta Sanctorum, Святая Святых то есть). Остальное - черепа апостолов Петра и Павла, кусок губки, из которой пил уже распятый Христос, доска из стола, за которым происходила Тайная Вечеря, плащ Иоанна Богослова, кусок ризы Богородицы и доска из помоста, с которого проповедовал апостол Пётр - предметы крайне сомнительные. Касательно фабрики производства святых и их мощей я писал отдельно, прочесть можно здесь. Разве что ещё спёртые римлянами колонны из соломонова храма, которые теперь поддерживают своды капеллы Чудес, могут претендовать на подлинность.



"Иисус и апостолы", работа неизвестного немецкого художника XV века

Однако нашей главной целью были не все эти святыни, не гигантские размеры храма и не история его бесчисленных перестроек, последняя из которых состоялась в XVII веке руками Франческо Борромини, знаменитого антагониста Бернини. Нас интересовала визуальная семантика святых, и в первую очередь апостолов. Всем известно, что большинство христианских святых изображаются, держащими в руках предметы, указывающие на их уникальный род деятельности (какой-нибудь атрибут, по которому можно распознать именно этого святого), либо предметы, которыми их в своё время умертвили, то есть орудия их убийства. С апостолами это правило работает на все сто, поэтому базилика святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме - идеальный вариант для чайника по визуализации богословия. Моя жена, например, после всех визитов во все церкви Италии, Франции и Германии чётко смогла запомнить, лишь что святой апостол Иаков Старший изображается по традиции с раковиной на шапке или плаще. И всё. Остальное превратилось в её математической голове в полнейший винегрет, срочно требовавший чёткой систематизации и упорядочивания. А здесь все апостолы, словно пионеры на торжественной линейке, строго выстроились в два ряда по шесть человек в каждом, демонстрируя зрителю свою атрибутику. Статуи гигантского роста были выполнены в мастерской Бернини по эскизам Карло Маратта, любимого художника папы Климента XI. Однако и здесь не обошлось без знаменитого «я художник, я так вижу»)) Один из скульпторов, Пьер лё Гро-младший, изваял апостолов Фому и Варфоломея по своим собственным эскизам. А теперь взглянем на каждого из них.



Центральный неф базилики со статуями апостолов

Статуй, как я уже сказал, двенадцать. Войдя в базилику, вы видите все их, выстроившихся по бокам центрального нефа. И, чем ближе вы подходите к алтарю, тем выше становится статус представленных апостолов, поэтому свои ряды замыкают Пётр и Павел, как наиболее почитаемые и приоритетные апостолы христианства. Начнём с тех персоналий, что демонстрируют нам не орудия убийства, а созидательные атрибуты.



святой Пётр

Святой Пётр - первый среди апостолов, первый римский Папа и основатель собственно христианской церкви по завету учителя, Иисуса Христа. И, хотя проповедовал он в Риме и там же был распят вверх ногами, изображается традиционно не с этим самым крестом, а с более конструктивным предметом - ключом. Ключ этот, как известно, символизирует врата Рая, которые Пётр сторожит от проникновения всяких нежелательных элементов. Кроме функции Божьего ключника и основателя церкви, Пётр является и видным проповедником, о чём свидетельствует книга, зажатая у него подмышкой. Она же вполне может обозначать и Евангелие от Петра, апокрифическое сочинение, признанное церковью ложным и запрещённое ею. Апокрифы были очень популярны в Европе вплоть до XVI века - тех же Евангелий ходило великое множество, это сейчас мы имеем всего четыре (три синоптических - от Марка, Матфея и Луки, и одно дополнительное - от Иоанна), а тогда они исчислялись десятками. И везде Иисус представал совершенно разным человеком. Тридентский собор, как раз в XVI веке и состоявшийся, выбрал четыре наиболее похожих Евангелия, три из которых почти на половину совпадали по тексту, и провозгласил их каноном. Все остальные жизнеописания Христа были объявлены ложными и апокрифичными - их запретили и повелели изъять из всех библиотек и монастырей Европы для последующего уничтожения.



святой Матфей

Полная противоположность Петру - святой Матфей. Если Пётр прячет своё Евангелие почти под полой, то Матфей гордо демонстрирует зрителю здоровенный фолиант своего общепризнанного Евангелия в раскрытом виде, будто зачитывая вслух фрагменты из него. Традиционно канонические евангелисты изображаются каждый со своим символом, у Матфея это ангел, но скульптор не стал нагружать композицию дополнительной фигурой, предпочтя добавить в неё мешок с деньгами, который апостол и попирает ногой. До призвания в ученики Христа Матфей работал сборщиком налогов и, отказавшись от этой должности, перешёл в новое качество. То есть мешок с деньгами под пяткой - дополнительный атрибут для распознавания. Матфей проповедовал впоследствии в Малой Азии и в Эфиопии, где и сложил голову. Хотя имеются сведения, что товарищ добрался аж до Киргизии…



святой Иоанн Богослов/Евангелист

Святой Иоанн, который Богослов и, как многие считают, Евангелист, тоже в этом ряду. В целом принято считать, что это один и тот же святой, хотя в богословии последних лет есть мнение, что Иоанн Богослов и Иоанн Евангелист - разные люди. При этом именно Евангелист был тем самым апостолом, самым молодым и самым любимым у Христа. Но мы будем придерживаться мнения патристов и примем этих Иоаннов за одну личность. Иоанн единственный из апостолов умер собственной смертью от старости. Был он младшим братом апостола Иакова Старшего, посему величался по батюшке, как и брат, Заведеев. Статуя изображает его с орлом - главным отличительным признаком апостола Иоанна - а также пером в одной руке и свежеписанным Евангелием (а может, и Откровениями) в другой.



святой Филипп

Святой Филипп тоже изображён не со своим орудием убийства, коим выступал перевёрнутый вверх тормашками, как у Петра, крест. Здесь мы видим вполне верно ориентированный крест в руках и попираемую ногами змею. Филипп проповедовал в Греции, в Галилее, в Сирии и в Малой Азии, причём частично в компании другого апостола, Варфоломея, которого сам привёл в своё время ко Христу. Особенно прославился излечением неизлечимо больных и оживлением мёртвых. Путь свой окончил во Фригии, развенчав культ змеепоклонников, что, собственно, и отражает символика статуи. Сопротивлявшееся христианизации правительство Фригии, предпочитавшее в качестве богов змей и ехидн, приказало Филиппа и Варфоломея распять, однако уверовавшее в Христа население добилось их снятия. Варфоломей оклемался, а вот Филипп не выдержал и скончался.



святой Фома

Наконец, святой Фома - самый загадочный и неоднозначный персонаж среди всех апостолов. Поскольку при более пристальном изучении выясняется, что некоторые апостолы очень тесно связаны родственными узами не только между собой, но даже и с самим Христом, а Фома в особенности, да к тому же некоторые апостолы в некоторых источниках превращаются в отражения совершенно других людей, плодя по вине переписчиков летописей фантомов - это тема для отдельного разговора. Поэтому о происхождении этого загадочного апостола мы поговорим в следующий раз. Места проповедей Фомы самые экзотические из всех - Индия, Персия и Китай. Погиб он в Индии, забитый палками. Самый медийный из всех апостолов, хотя бы благодаря своему неверию в воскрешение Спасителя. Поэтому на статуе он изображён рядом с символической могилой Иисуса (а может, и Богородицы, вознесение которой в теле на небо сам и засвидетельствовал) и воздетым к небу перстом, тем самым, который пришлось совать в рану воскресшему Христу, чтобы удостовериться в Его торжестве над смертью.



святой Павел

Далее начинаются апостолы с атрибутикой собственной смерти. Святой Павел изображён по традиции с мечом в руках. Этим мечом ему отрубили голову после ареста и доставки в Рим. Другое толкование этого меча - слово Божие, которое он неумолимо нёс в массы. Павел был гениальным оратором. Сила убеждения, с которой он произносил свои проповеди, практически не оставляла слушавшим его людям шансов. Христу очень повезло, что Его принял такой талантливый человек - ведь все те ученики, что Его окружали, не добились и половины успеха Павла. Если бы не Павел - не уверен, что у тех одиннадцати товарищей что-либо получилось. Павел - единственный из двенадцати апостолов, призванный уже после распятия Христа и заменивший собой Иуду. Хотя в некоторых источниках имеется некая странная личность по имени апостол Матфий, который якобы заменил Иуду сразу после его предательства. Упоминается только в книге Деяний апостолов. Судя по всему, он - отражение или собирательный образ нескольких других апостолов, в том числе и Павла. Проповедовал в Грузии и Македонии и был забит камнями по возвращении в Иудею. Статуя этого «апостола» в базилике святого Иоанна Крестителя отсутствует, ещё раз наводя на мысль о его полной вымышленности.



святой Фаддей

Святой Фаддей - родной брат апостола Иакова Младшего, величаемый по батюшке Алфеевым. Поскольку изначальное имя его было Иуда, в средневековой богословской традиции он очень часто смешивался с другими Иудами, в том числе и с братом Иисуса, который при подробном рассмотрении оказывается апостолом Фомой. В любом случае, мы уже понимаем, что как минимум шестеро апостолов были родными братьями - Иаков Старший и Иоанн, Пётр и Андрей и Иаков Младший и Фаддей. Последний проповедовал в Аравии, Месопотамии и Армении, где и сложил голову, заколотый копьём специфической формы. Впоследствии эта форма копья приняла в европейском оружейном деле форму алебарды, которая и стала символом апостола Фаддея и с которой он изображается.



святой Иаков Старший/Заведеев

Святой Иаков Старший, или Иаков Заведеев, единственный, символику которого в виде ракушки смогла запомнить моя жена. Он проповедовал в Европе и был убит в Иерусалиме Иродом Агриппой по одним сведениям мечом, а по другим - его же собственным паломническим посохом, с которым и изображён на статуе.



святой Иаков Младший/Алфеев

Святой Иаков Младший, или Иаков Алфеев, тоже фигура достаточно загадочная. Следы его биографии можно запараллелить и с деятельностью «левого» апостола Матфия, и с деятельностью собственно апостола Матфея, который порой даже именуется его братом, и даже с деятельностью апостола из второй волны призыва, другого Иакова Младшего, «брата Божия», о котором мы поговорим в следующий раз. Иаков Алфеев был не то распят, не то забит камнями, не то укокошен дубиной, так что узнать что-либо точно о нём - задача непростая. Статуя изображает его именно с дубиной, которой он был забит, в руках.



святой Андрей Первозванный

Святой Андрей, уже упоминавшийся выше - родной брат Петра, однако, поскольку призван был Христом первым, именуется по традиции Первозванным. Проповедовал в Британии, на Руси, в Скифии и на Кавказе. Смерть свою встретил в Греции, на Пелопоннесе, где был распят на икс-образном кресте, который и стал его главным атрибутом при изображении.



святой Варфоломей

Святой Варфоломей - самый экзотический из всех апостолов. Распятый и выживший на кресте, он продолжал свою проповедническую деятельность в Малой Азии, Индии и Армении, где с него живого и была содрана кожа. Эта история настолько в своё время потрясла моего сына, впервые услышавшего её в небольшой церкви на островке посреди баварского Кёнигзее, что он после этого несколько дней кряду говорил об этом. Вот с этой самой содранной кожей в руках, а также с ножом, которым эту кожу с него сдирали, и изображается традиционно Варфоломей.



святой Симон Кананит/Зелот

Наконец, святой Симон, он же Зилот, он же Кананит - самый закрытый из апостолов. О нём сведений крайне мало что в каноническом Писании, что в апокрифах, что позволяло летописным традициям Европы смешивать его то со сводным братом Христа, то со вторым епископом Иерусалима из числа апостолов второго призыва. Проповедовал в Египте, в Ливии и в Абхазии, где был распилен заживо здоровенной пилой, с которой и изображается почти всегда. В любом случае, был он одним из главных политических диссидентов своей эпохи, не считая самого Христа. На это указывает книга в руках, также намекающее на апокрифическое Евангелие от Симона.

«Вот теперь мне всё ясно!», радостно провозгласила жена, «всё чётко и структурированно, плюс в крупной скульптурной форме». «Какая радость!», подумал я, вместе с тем радуясь, что мы всего за четыре дня успели посмотреть не только почти весь Рим, но и все четыре апостольские базилики. Все эти дни у меня жутко нарывал один из пальцев на правой руке, раздувшись до неприличных размеров. В каждой из базилик при входе и выходе я обмакивал все пальцы правой руки в купель со святой водой, с удивлением обнаружив на утро после посещения святого Иоанна Крестителя, что на Латеранском холме, что от нарыва не осталось и следа…

(c) petrus_paulus

Иисус Христос, религия, Архитектура, искусство, #искусство, #апостолы, #история, #религия, Италия, христианство, #христианство, история

Previous post Next post
Up