Святые-самоубийцы, или «бегство ко Господу»

May 07, 2007 16:17

«Христос, уловив смерть, которая была страшна для нашего естества и пугала весь род наш, и рассеяв весь этот страх, отдал ее в забаву даже девам», - говорит святитель Иоанн Златоуст в «Похвальной беседе о мученице Пелагии», и повествует о том, как святая Пелагия дерзнула и сохранить честь девства, и не лишиться венцов мученичества: обманув воинов, ( Read more... )

смерть, богословие

Leave a comment

Comments 38

amypp May 7 2007, 13:08:03 UTC
не сей ли Филонид - http://eparhia.sakha.ru/html/calendar/Life/life1329.htm ?

В BHG его нет :((

Reply

petru44o May 7 2007, 13:17:52 UTC
Других Филонидов я тоже не нашел, но из этого краткого жития ничего не следует.

А что такое BHG?

Reply

amypp May 7 2007, 13:33:52 UTC
petru44o May 7 2007, 13:43:43 UTC
Про "номер 8а" не понял. Там страница с фреймами, можете посмотреть адрес внутреннего фрейма, в котором этот номер встречается?

Reply


belaja_belka May 7 2007, 13:11:08 UTC
Какой кошмар.

Reply

petru44o May 7 2007, 13:21:16 UTC
Где?
В том, что убивали христиан?
В том, что они были рады "разрешиться и быть со Христом" (к Филимону, 1:23)?

Reply

belaja_belka May 7 2007, 13:29:14 UTC
Что человека можно довести до такого состояния, что он рад себя убить.

Reply

amypp May 7 2007, 13:34:59 UTC
от сильной веры еще не то можно селать :))

в истории христианства есть много "ужасного"

Reply


ludenhoff May 7 2007, 14:35:37 UTC
М-да, меня вот давно интересуют "границы допустимого самоубийства". Где-то читал про случай во время Великой отечественной: молодой советский лейтенант получил приказ взорвать православный храм; лейтенант был верующим, но и не выполнить приказ он не мог; выход был найден - он застрелился. Что это - своего рода мученичество или же проявление малодушия?

Reply

partenos May 8 2007, 05:41:32 UTC
мученичество.

Reply

ioann22 August 2 2009, 03:41:49 UTC
/но и не выполнить приказ он не мог/

тут надо смотреть,мне кажется,почему не мог.

если за это его бы расстреляли,то какая разница кто бы это сделал.

надо было тогда отказаться выполнять приказ и дать понять командиру,что взрывать храм-это грех.

а если была угроза такая,что за ослушание убьют его друзей,родных или его самого под пытками,то он просто избрал способ не допустить этого.

если была такая причина,то я тоже думаю,что это было святым мученичеством,хотя по чину и меньшее,нежели мученичество тех,кто умер от пыток.

но это имхо.

Reply


fiorelli May 7 2007, 14:39:01 UTC
Да, явно наследие античности. Потом добровольные христианские самоубийства были запрещены. Но еще в начале 4 века женщин -христианок призывали к добровольному самоубийству, приводя в пример Лукрецию. По-моему, тот же самый Иоанн Златоуст.

Reply

Античность здесь не при чём yurij_maximov May 7 2007, 15:58:54 UTC
Так же поступила русская святая княгиня Евпраксия в 1237 г., благодаря её этому поступку и получил название город Зарайск, где она погибла вместе с малолетним сыном.

В XVII веке это же повторили болгарские родопские мученицы - когда турки окружили село и перебили мужчин, все женщины бросились в пропасть, которая была рядом.

"Добровольные самоубийства" христианам были запрещены всегда. А это, как видно, отнюдь не "добровольные", а потому и не самоубийства в строгом смысле слова - так как эти мученицы не желали обрывать свою жизнь, они лишь пытались спастись от осквернения единственным способом, который им оставался. Они доверялись Богу, веря, что Он может сохранить их, как трёх отроков в печи, если им это полезно, или же прямо примет их к себе.

Reply

Re: Античность здесь не при чём fiorelli May 7 2007, 16:11:08 UTC
На самом деле, очень даже при чем. Я ж не утверждаю, что мотивы ранних христианских мучениц и античных героинь-- одни и те же. Вовсе нет. Но ссылка на античных героинь присутствовала, и это факт. Кроме того, в подобных ситуациях всегда проходит тонкая грань между "не было другого выбора" и чудесной возможности избавления от опасности с помощью Божией.
И со Златоустом тоже можно здесь поспорить: по крайней мере, диавол искушал Христа, как это следует из Евангелия. На что Христос ответствовал: "Не искушай Господа Бога Твоего". Это не значит, что я утверждаю, что жертва мучениц не была принята Господом. Думаю, что очень даже была принята. Бог видит лучше человеков. Но вот вопрос , насколько все это действительно стыкуется с Евангелием, у меня остается.

Reply

Re: Античность здесь не при чём yurij_maximov May 7 2007, 16:38:31 UTC
Для меня крайне сомнительно, что святая княгиня Евпраксия и болгарские мученицы, совершая свой поступок, вдохновлялись идеалами античных героинь. Ссылки стоит воспринимать в контексте. Тот же свт. Иоанн Златоуст, например, в одном месте говоря о монахах вспоминает о киниках, но из этого не следует, что монахи его времени шли в пустыню под влиянием Диогена Синопского.

На мой взгляд, спорить со святыми отцами возможно только в том случае, когда находишься на одном духовном и интеллектуальном уровне с ними. Лично про себя я этого сказать не могу, поэтому предпочитаю со святыми отцами не спорить, а стараться их понять.

Reply


alka_sh May 7 2007, 16:08:55 UTC
тема номера...

Reply


Leave a comment

Up