«Христос, уловив смерть, которая была страшна для нашего естества и пугала весь род наш, и рассеяв весь этот страх, отдал ее в забаву даже девам», - говорит святитель Иоанн Златоуст в «
Похвальной беседе о мученице Пелагии», и повествует о том, как святая Пелагия дерзнула и сохранить честь девства, и не лишиться венцов мученичества: обманув воинов,
(
Read more... )
Reply
В XVII веке это же повторили болгарские родопские мученицы - когда турки окружили село и перебили мужчин, все женщины бросились в пропасть, которая была рядом.
"Добровольные самоубийства" христианам были запрещены всегда. А это, как видно, отнюдь не "добровольные", а потому и не самоубийства в строгом смысле слова - так как эти мученицы не желали обрывать свою жизнь, они лишь пытались спастись от осквернения единственным способом, который им оставался. Они доверялись Богу, веря, что Он может сохранить их, как трёх отроков в печи, если им это полезно, или же прямо примет их к себе.
Reply
И со Златоустом тоже можно здесь поспорить: по крайней мере, диавол искушал Христа, как это следует из Евангелия. На что Христос ответствовал: "Не искушай Господа Бога Твоего". Это не значит, что я утверждаю, что жертва мучениц не была принята Господом. Думаю, что очень даже была принята. Бог видит лучше человеков. Но вот вопрос , насколько все это действительно стыкуется с Евангелием, у меня остается.
Reply
На мой взгляд, спорить со святыми отцами возможно только в том случае, когда находишься на одном духовном и интеллектуальном уровне с ними. Лично про себя я этого сказать не могу, поэтому предпочитаю со святыми отцами не спорить, а стараться их понять.
Reply
Упрека вашего относительно моей гордыни и желания поспорить с отцами, тоже ожидала. Ваша скромность и сдержанность в отношении отцов достойна похвалы. Ставить себя на одну планку со Златоустом у меня нет ни требуемого уровня, ни желания. Меня занимает вопрос, почему вдруг Златоуст положительно трактует отрывок из Евангелия, где речь идет явно об искушении Христа, и "спрыгнуть в пропасть" имеет негативное значение. Есть ли за этим традиция толкования? как видели и воспринимали этот текст другие отцы? Отчасти, на этот вопрос уже ответили вы: древние мученики вверяли себя воле Божьей, а не вершили самосуд, как античные герои. Есть ли более подробный ответ на мой вопрос, не знаю.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
1) Mori Lucrum: Paul and Ancient Theories of Suicide
2) A Pagan Platonist and a Christian Platonist on Suicide
Если не сложно, то на peter.korolev@gmail.com
Reply
Reply
Уже Поликарп Смирнский говорит про самовольных мучеников: "Посему, братия, мы не одобряем тех, которые приходят самовольно, ибо Евангелие не так учит".
Reply
Reply
Leave a comment