Святые-самоубийцы, или «бегство ко Господу»

May 07, 2007 16:17

«Христос, уловив смерть, которая была страшна для нашего естества и пугала весь род наш, и рассеяв весь этот страх, отдал ее в забаву даже девам», - говорит святитель Иоанн Златоуст в «Похвальной беседе о мученице Пелагии», и повествует о том, как святая Пелагия дерзнула и сохранить честь девства, и не лишиться венцов мученичества: обманув воинов, ( Read more... )

смерть, богословие

Leave a comment

fiorelli May 7 2007, 14:39:01 UTC
Да, явно наследие античности. Потом добровольные христианские самоубийства были запрещены. Но еще в начале 4 века женщин -христианок призывали к добровольному самоубийству, приводя в пример Лукрецию. По-моему, тот же самый Иоанн Златоуст.

Reply

Античность здесь не при чём yurij_maximov May 7 2007, 15:58:54 UTC
Так же поступила русская святая княгиня Евпраксия в 1237 г., благодаря её этому поступку и получил название город Зарайск, где она погибла вместе с малолетним сыном.

В XVII веке это же повторили болгарские родопские мученицы - когда турки окружили село и перебили мужчин, все женщины бросились в пропасть, которая была рядом.

"Добровольные самоубийства" христианам были запрещены всегда. А это, как видно, отнюдь не "добровольные", а потому и не самоубийства в строгом смысле слова - так как эти мученицы не желали обрывать свою жизнь, они лишь пытались спастись от осквернения единственным способом, который им оставался. Они доверялись Богу, веря, что Он может сохранить их, как трёх отроков в печи, если им это полезно, или же прямо примет их к себе.

Reply

Re: Античность здесь не при чём fiorelli May 7 2007, 16:11:08 UTC
На самом деле, очень даже при чем. Я ж не утверждаю, что мотивы ранних христианских мучениц и античных героинь-- одни и те же. Вовсе нет. Но ссылка на античных героинь присутствовала, и это факт. Кроме того, в подобных ситуациях всегда проходит тонкая грань между "не было другого выбора" и чудесной возможности избавления от опасности с помощью Божией.
И со Златоустом тоже можно здесь поспорить: по крайней мере, диавол искушал Христа, как это следует из Евангелия. На что Христос ответствовал: "Не искушай Господа Бога Твоего". Это не значит, что я утверждаю, что жертва мучениц не была принята Господом. Думаю, что очень даже была принята. Бог видит лучше человеков. Но вот вопрос , насколько все это действительно стыкуется с Евангелием, у меня остается.

Reply

Re: Античность здесь не при чём yurij_maximov May 7 2007, 16:38:31 UTC
Для меня крайне сомнительно, что святая княгиня Евпраксия и болгарские мученицы, совершая свой поступок, вдохновлялись идеалами античных героинь. Ссылки стоит воспринимать в контексте. Тот же свт. Иоанн Златоуст, например, в одном месте говоря о монахах вспоминает о киниках, но из этого не следует, что монахи его времени шли в пустыню под влиянием Диогена Синопского.

На мой взгляд, спорить со святыми отцами возможно только в том случае, когда находишься на одном духовном и интеллектуальном уровне с ними. Лично про себя я этого сказать не могу, поэтому предпочитаю со святыми отцами не спорить, а стараться их понять.

Reply

Re: Античность здесь не при чём fiorelli May 7 2007, 16:52:06 UTC
Ой, ну конечно нет. Кто бы спорил. Не надо так все упрощать. Но, надеюсь, вы не будете отрицать, что многие античные практики прошли христианизацию. Не появилось же все в одночасье с бухты-барахты. Да и согласитесь, не все шли на такой шаг, чтобы избавиться от осквернения.
Упрека вашего относительно моей гордыни и желания поспорить с отцами, тоже ожидала. Ваша скромность и сдержанность в отношении отцов достойна похвалы. Ставить себя на одну планку со Златоустом у меня нет ни требуемого уровня, ни желания. Меня занимает вопрос, почему вдруг Златоуст положительно трактует отрывок из Евангелия, где речь идет явно об искушении Христа, и "спрыгнуть в пропасть" имеет негативное значение. Есть ли за этим традиция толкования? как видели и воспринимали этот текст другие отцы? Отчасти, на этот вопрос уже ответили вы: древние мученики вверяли себя воле Божьей, а не вершили самосуд, как античные герои. Есть ли более подробный ответ на мой вопрос, не знаю.

Reply

Re: Античность здесь не при чём petru44o May 7 2007, 16:55:13 UTC
Со Златоустом сложно, этот отрывок сохранился только по-латински, и не исключено, что относится к Spuria. Надо проверить.

Reply

Re: Античность здесь не при чём yurij_maximov May 7 2007, 17:43:15 UTC
==надеюсь, вы не будете отрицать, что многие античные практики прошли христианизацию. Не появилось же все в одночасье с бухты-барахты ( ... )

Reply

Re: Античность здесь ни при чём fiorelli May 7 2007, 18:41:20 UTC
Спасибо за ваши ответы. Сейчас точно не могу ответить и привести цитаты, потому что мне надо уезжать, но могу сказать, что да, христианство имеет своими корнями ВЗ. Но не будем забывать, что в это время (3-4 век), оно усиленно от ВЗ пытается отмежеваться. То, что вы мне говорите про женщин, спасающихся от изнасилования, и приводите в качестве аргумента самосожжение индуисток, только лишний раз доказывает мой аргумент, что практика эта-- древняя, дохристианская и доевангельская, распространенная в язычестве, ибо именно в язычестве вопрос осквернения/чистоты ставился наиболее остро. Оскверненную женщину в любом случае ждала смерть. Если не физическая, то социальная, и поэтому приять смерть до осквернения представлялось единственным выходом из ситуации. Христианство же несет надежду на очищение и искупление, которой в язычестве быть не могло. То, что Златоуст, а в моем случае, Августин (по-моему он ) приводит христианкам в пример Лукрецию -- способ подобрать наиболее близкий аналог, чтобы сделать пример такого мученичества понятным ( ... )

Reply

Августин о Лукреции petru44o May 7 2007, 18:48:00 UTC
Re: Августин о Лукреции fiorelli May 9 2007, 22:12:12 UTC
Да, именно эти главы 9-10 из Града Божьего я и имела в виду. Просто смотрела где-то прошлой осенью и вскользь, поэтому не запомнила ( ... )

Reply

Re: Августин о Лукреции petru44o May 10 2007, 06:47:29 UTC
Да, мне очень интересно было бы посмотреть 2 статьи:

1) Mori Lucrum: Paul and Ancient Theories of Suicide

2) A Pagan Platonist and a Christian Platonist on Suicide

Если не сложно, то на peter.korolev@gmail.com

Reply

Re: Античность здесь не при чём partenos May 8 2007, 05:42:52 UTC
истинно так.

Reply

petru44o May 7 2007, 17:45:37 UTC
Можно чуть подетальнее -- в чем именно наследие античности?

Уже Поликарп Смирнский говорит про самовольных мучеников: "Посему, братия, мы не одобряем тех, которые приходят самовольно, ибо Евангелие не так учит".

Reply

fiorelli May 7 2007, 18:29:07 UTC
Я обязательно посмотрю и вам напишу. Спасибо вам за поддержку. Просто мне сейчас срочно уезжать нужно и нет книг под рукой. Завтра вечером, или самое позднее, в среду утром, отвечу подробнее.

Reply


Leave a comment

Up