Святые-самоубийцы, или «бегство ко Господу»

May 07, 2007 16:17

«Христос, уловив смерть, которая была страшна для нашего естества и пугала весь род наш, и рассеяв весь этот страх, отдал ее в забаву даже девам», - говорит святитель Иоанн Златоуст в «Похвальной беседе о мученице Пелагии», и повествует о том, как святая Пелагия дерзнула и сохранить честь девства, и не лишиться венцов мученичества: обманув воинов, ( Read more... )

смерть, богословие

Leave a comment

Re: Античность здесь ни при чём fiorelli May 7 2007, 18:41:20 UTC
Спасибо за ваши ответы. Сейчас точно не могу ответить и привести цитаты, потому что мне надо уезжать, но могу сказать, что да, христианство имеет своими корнями ВЗ. Но не будем забывать, что в это время (3-4 век), оно усиленно от ВЗ пытается отмежеваться. То, что вы мне говорите про женщин, спасающихся от изнасилования, и приводите в качестве аргумента самосожжение индуисток, только лишний раз доказывает мой аргумент, что практика эта-- древняя, дохристианская и доевангельская, распространенная в язычестве, ибо именно в язычестве вопрос осквернения/чистоты ставился наиболее остро. Оскверненную женщину в любом случае ждала смерть. Если не физическая, то социальная, и поэтому приять смерть до осквернения представлялось единственным выходом из ситуации. Христианство же несет надежду на очищение и искупление, которой в язычестве быть не могло. То, что Златоуст, а в моем случае, Августин (по-моему он ) приводит христианкам в пример Лукрецию -- способ подобрать наиболее близкий аналог, чтобы сделать пример такого мученичества понятным аудитории (в то время наследие античности было еще очень сильно и в школах обучение начинали с античных авторов. Да и сами Златоуст учился у Либания и вспоминал, что ненавидел риторику и любил ее одновременно).

Reply

Августин о Лукреции petru44o May 7 2007, 18:48:00 UTC
Re: Августин о Лукреции fiorelli May 9 2007, 22:12:12 UTC
Да, именно эти главы 9-10 из Града Божьего я и имела в виду. Просто смотрела где-то прошлой осенью и вскользь, поэтому не запомнила.
Вот вам список некоторых статей (не по алфавиту), которые посвящены теме ранних мучеников и представлениям о самоубийстве в античности. Если вдруг вас что-то заинтересует, и вы захотите прочесть, то могу вам прислать несколько статей в пдф.

An Italian Scholar on Jerome's Life of Lucretius
John Masson
The Classical Review, Vol. 12, No. 5. (Jun., 1898), pp. 237-245.

Mori Lucrum: Paul and Ancient Theories of Suicide
Arthur J. Droge
Novum Testamentum, Vol. 30, Fasc. 3. (Jul., 1988), pp. 263-286. (очень хорошая статья о самоубийстве в античности и ранних христианских мучениках)

Magic, Montanism, Perpetua, and the Severan Persecution
Andrzej Wypustek
Vigiliae Christianae, Vol. 51, No. 3. (Aug., 1997), pp. 276-297.

Claudian, Christ and the Cult of the Saints
J. Vanderspoel
The Classical Quarterly, New Series, Vol. 36, No. 1. (1986), pp. 244-255.

The Memoriae Apostolorum in Roman North Africa
W. H. Frend
The Journal of Roman Studies, Vol. 30, Part 1. (1940), pp. 32-49.

Savage Miracles: The Redemption of Lost Honor in Roman Society and the Sacrament of the Gladiator and the Martyr
Carlin A. Barton
Representations, No. 45. (Winter, 1994), pp. 41-71.

Pagan Examples of Fortitude in the Latin Christian Apologists
Mary Louise Carlson
Classical Philology, Vol. 43, No. 2. (Apr., 1948), pp. 93-104.

Two Types of Conversion to Early Christianity
Ramsay MacMullen
Vigiliae Christianae, Vol. 37, No. 2. (Jun., 1983), pp. 174-192.

A Pagan Platonist and a Christian Platonist on Suicide
P. W. Van Der Horst
Vigiliae Christianae, Vol. 25, No. 4. (Dec., 1971), pp. 282-288.

Reply

Re: Августин о Лукреции petru44o May 10 2007, 06:47:29 UTC
Да, мне очень интересно было бы посмотреть 2 статьи:

1) Mori Lucrum: Paul and Ancient Theories of Suicide

2) A Pagan Platonist and a Christian Platonist on Suicide

Если не сложно, то на peter.korolev@gmail.com

Reply


Leave a comment

Up