Концертный сезон в Москве открыл уже по традиции концертом Квартета имени Бородина в Малом зале Консерватории. В программе были квартет № 2 Аренского a-moll Op. 35 (в переложении для стандартного состава, потому что написан он для скрипки, альта и двух виолончелей) и пять менуэтов D. 89 и квартет № 13 a-moll D. 804 Шуберта. Квартет Аренского, из которого хорошо известна средняя часть (вариации на тему романса "Был у Христа-младенца сад" Чайковского), - очень интересная музыка, во многом построенная на аллюзиях к Чайковскому, памяти которого посвящён квартет, но при этом совершенно оригинальная. Квартет Шуберта, первый из трёх великих поздних квартетов, в особенных комментариях не нуждается. В этой музыке вроде бы царит спокойствие, где меланхоличное, где светлое, полная противоположность неистовым бурям следующего квартета d-moll. Но в разработке первой части и в одном из эпизодов финала как раз это furioso внезапно прорывается. Пять менуэтов для струнного квартета - сочинение совсем юношеское и не претендующее на особенные глубины, но сделанное мастерски и фактически составляющее цикл из трёх развёрнутых пятичастных менуэтов, перемежаемых двумя короткими одночастными, с композиционным центром в виде большого и совсем не развлекательного характера менуэта d-moll. На бис был сыгран один из немецких танцев Шуберта. Исполнение как всегда захватывающее, все музыканты в прекрасной форме; следующий концерт абонемента лишь в конце декабря, интересно, удастся ли их ещё послушать до этого.
В качестве музыкальной иллюстрации предлагаю послушать квартет Аренского в оригинале. К сожалению, предлагаемое исполнение куда менее интересное, чем то, что я слышал сегодня, но уж какое есть.
Click to view
А заодно менуэт ре минор Шуберта в исполнении квартета имени Кодая.
Click to view