Слушал вчера в Берлинской Филармонии оперу Берлиоза "Бенвенуто Челлини" в исполнении солистов (перечислять сейчас не с руки, известных мне певцов среди них не было, см.
тут, но двух певцов в последний момент заменили), Monteverdi Choir и Orchestre Révolutionnaire et Romantique под управлением, конечно же, самого Сэра Джона Элиота Гардинера. С творчеством Берлиоза у меня отношения сложные, безусловно люблю я только "Фантастическую симфонию", а этой оперы никогда не слышал, знал только увертюру "Римский карнавал", которую Берлиоз написал на темы из неё. Общее впечатление замечательное, было очень интересно, весело и мастерски сделано. Музыка Берлиоза, конечно, весьма неровная, с несколько перегруженной духовыми инструментовкой (четыре фагота, четыре трубы, четыре валторны, три тромбона и невероятное чудище офиклеид, предшественник тубы; все они, конечно, были натуральные), иногда скорее эффектная, чем глубокая (а уж о либретто де Вайи и Барбье, за которым я следил на телефоне, вообще добрых слов сказать сложно), с резкими контрастами между относительно традиционными ариями и невероятным для 1830-х годов авангардизмом в ряде сцен. Впрочем, это всё время было интересно, а иногда и действительно прекрасно. С музыкальной точки зрения лучше всего, пожалуй, были хоровые фрагменты, с другой стороны, замечательны, если не сказать уморительны, были гротескные эпизоды. Исполнение было концертно-драматическим, с оркестром на сцене, костюмами и актёрской игрой - и при этом ни малейших признаков "режоперы". Всё это было захватывающе, в первую очередь благодаря мастерскому исполнению.
Для музыкальных иллюстраций у меня сейчас не хватает интернета. Желающие могут найти оперу целиком или её фрагменты на ютубе.