Нет, никогда ничей я не был современник

Aug 13, 2009 00:40

В отказе Мандельштама считать себя современником тех, с кем он жил, огромную роль сыграло то, что люди, соседившие с нами во времени, совершенно потеряли самые элементарные представления о прошлом и непрерывно спекулировали предвосхищением будущего. Современники же в понимании Мандельштама это совместные "держатели времени" ("Разговор о Данте"), ( Read more... )

history, Мандельштам, quotations, Н.Я. Мандельштам

Leave a comment

ext_187114 August 14 2009, 09:10:51 UTC
в 18-м году он говорил: "Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля.". Думаю, следует обратить внимание на слово "попробуем".

А что там пробовать, если "корабль ко дну идет"? Обратите внимание на то, что я употребил не только термин "неизбежность", но и термин "правомочность". Последнюю в "Сумерках свободы" трудно обнаружить. Мандельштам рассматривает общественную коллизию только как личную катастрофу.

Не станете же Вы обвинять его в том, что он в 12-15 гг. писал о Нотр-Даме, Айя-Софии и Гомере - а это оглядка в прошлое точно такого же порядка, точно такая же тоска по мировой культуре, от которой он, возможно, так же оторван, как при советсткой власти - от своего собственного прошлого. Оторван от Нотр-Дама? Бедняга! Это в то время как его современники гибли на фронте, становились жертвами голода и эпидемий. Лев Толстой переживал, что вместо кресла, купленного его женой, можно было бы купить крестьянину лошадь и спасти его от голода. А Мандельштам между тем ломал "тоненький бисквит" "тончайшими пальцами ( ... )

Reply

petrark August 14 2009, 20:48:48 UTC
Как Вы ловко, однако, разделались! Да только всё это пошлая чушь ( ... )

Reply

ext_187114 August 18 2009, 07:09:01 UTC
И будь О.М. равнодушен к своим современникам, разве ринулся бы он в 28-м году сломя голову спасать из рук ГПУ совершенно чужих ему банковских служащих, о которых он и узнал-то случайно? Или Вы и это назовёте "эффектной позой"?

Напомнило случай с письмом Страхова, объявившим Достоевского нелюдью. Когда оно увидело свет, вдова писателя в качестве оправдания указала на то, что ФМ содержал бедных родственников. Благотворительность - не доказательство человеколюбия, а тем более заботы об общественном благе. Иной раз оно - не более чем лицемерный фиговый листок. Кстати, никаких доказательств подлинности "спасения из рук ГПУ" за исключением воспоминаний НЯ мне обнаружить не удалось. Довольно странно, что Н.Я. так мимолётно упомянула этот подвиг супруга. Кажется, ей был прямой резон рассказать о нём поподробней. Если учесть её же замечание, что в те поры просить не за родственников стало не принято, получается, что О.М. совершил нечто прямо-таки невозможное.

Reply

ext_187114 August 18 2009, 07:10:05 UTC
И те "современники", от которых он отмежёвывается, - это, думаете, "простые люди", среди которых нашлось столько тех, кто помогал и О.М., и Н.Я. (почитайте, с какой теплотой и благодарностью она пишет о рабочей семье, приютившей их в Твери, или о сапожнике из Ташкента) в самые тяжёлые времена? Нет, это все эти "литераторы", "попутчики", "интеллигенты", с которыми у него не было ничего общего, потому что они предали то, что он считал самым ценным - внутреннюю свободу человека, совесть и достоинство.Кто дал О.М. (или вам?) право делить людей на "простых" и "непростых"? Вы напрасно отсылаете меня к воспоминаниям Н.Я. Гораздо более достоверным документом представляется мне "Четвёртая проза" самого О.Э., в которой он ни о ком доброго слова не сказал. Даже порядочность оказывается всего лишь тем, что роднит буржуа с животным. О.Э. пышет ненавистью буквально в каждой абзаце. Писателей-современников он именует "густопсовой сволочью", "ночующей на своей блевотине ( ... )

Reply

petrark August 18 2009, 08:36:12 UTC
Гораздо более достоверным документом представляется мне "Четвёртая проза" самого О.Э., в которой он ни о ком доброго слова не сказал.
Вы неправы. Вспомните 10ую главку.
Претензии О.М. к "литературе" до предела заострены, его суд беспощаден. С ним можно соглашаться или не соглашаться, однако для этого надо попытаться понять, что он чувствовал. И сводить это к пустой злобе - глупо и подло.
Вы считаете, что он отстаивал "внутреннюю свободу человека, совесть и достоинство"? Но почему до ВОСР он ничем подобным озабочен не был?Вы неправы опять. И царская Россия тут совершенно ни при чём, внутренняя свобода не зависит от внешних обстоятельств, что доказывают и те, кто не имеет её при "вегетерианских" режимах, и те, что сохраняют её на каторге и в застенках. О.М. всегда был отщепенцем - вспомните "Зинаидиного жидёнка", презрительное отношение к нему символистов. О.М. с ними не имел ничего общего, потому что разгулу своеволия ничтожных сверхчеловеков он противопоставил незыблемые ценности. Но он не кричал о них на каждом углу и в каждом ( ... )

Reply

ext_187114 August 18 2009, 14:03:45 UTC
Вы неправы. Вспомните 10ую главку.
Претензии О.М. к "литературе" до предела заострены, его суд беспощаден. С ним можно соглашаться или не соглашаться, однако для этого надо попытаться понять, что он чувствовал. И сводить это к пустой злобе - глупо и подло.
10-я главка - это про "жестокую партийную девственницу?" Вдумайтесь что вы говорите.
Я прекрасно понимаю, насколько чудовищна была та реальность. Но неужели вы не видите, что Мандельштам вёл себя неадекватно? Что сумасшествие началось уже тогда? В то время как кто-то замечал "рай, качающийся по трамваям", О.Э. ненавидел писателя Грина, ненавидел прислугу, ненавидел профессорское мыло...

Reply

petrark August 18 2009, 15:59:04 UTC
Нет, она о той, кого О.М. называет: "Секретарша, испуганная и жалостливая, как сестра милосердия".

Reply

ext_187114 August 18 2009, 17:30:10 UTC
Да? А вы прочитайте чуток повыше. И про "маленького грызунка" прочитайте...

Reply

ext_187114 August 18 2009, 14:05:20 UTC
Вы неправы опять. И царская Россия тут совершенно ни при чём, внутренняя свобода не зависит от внешних обстоятельств, что доказывают и те, кто не имеет её при "вегетерианских" режимах, и те, что сохраняют её на каторге и в застенках. О.М. всегда был отщепенцем - вспомните "Зинаидиного жидёнка", презрительное отношение к нему символистов. О.М. с ними не имел ничего общего, потому что разгулу своеволия ничтожных сверхчеловеков он противопоставил незыблемые ценности. Но он не кричал о них на каждом углу и в каждом стихотворении. Ему вообще не был свойствен крик и пафос витии. Внешние обстоятельства необязательно прямо отражаются в стихах - глупо и вульгарно этого ждать. Не вижу ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ разницы между О.Э. и символистами. Не знаю, чем "тоненький бисквит" лучше "ананасов в шампанском". Все они - "Раневские", зацикленные на своём эго. "Отщепенцем" в этом смысле был разве что Блок. "Внутренняя свобода" - это прекрасно. Но может и Демьян Бедный был рабом только "снаружи". Откуда нам знать, что у него было "внутри"? Не правда ли, гораздо ( ... )

Reply

petrark August 18 2009, 16:04:42 UTC
Не вижу ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ разницы между О.Э. и символистами. Не знаю, чем "тоненький бисквит" лучше "ананасов в шампанском".
Не видите и не знаете? Это Ваши трудности, Ваша слепота и Ваша глухота. Не лезьте с Вашими пошлостями в те области, которые Вам не по уму.

Reply

ext_187114 August 18 2009, 17:33:14 UTC
ну, пока тут очевидна только ваша немота

Reply

ext_187114 August 18 2009, 14:06:38 UTC
А из чего сделан компьютер, на котором Вы набираете Ваши пошолости? Стол, на котором он стоит, провод, по которому в него поступает электричество? Если Вы такой совестливый, не тратьте время на пустые разговоры, раздайте своё добро бедным. Противно читать такие речи.

А здесь я отошлю вас к предыдущим вашим репликам и попытаюсь поймать на противоречии:

Так всё же О.Э. переживал за мальчика Глеба или жрал его хлеб по причине того, что "се ля ви"?

Reply

petrark August 18 2009, 16:07:57 UTC
Я не знаю, к какой реплике Вы пытаетесь меня отослать, и мне плевать, поймаете Вы меня на противоречии или нет. Я уже Вам всё сказал.

Reply

ext_187114 August 18 2009, 14:07:58 UTC
О.М. ни от кого ничего не требовал, только от себя. И он обличал не Иван-Денисычей, а тех, кто душил его и нудил отказаться от своего голоса - во имя чего? Всё того же всемирного счастья, во имя которого было пролито столько крови и угроблено столько народу? У О.М. не было иллюзий на этот счёт, он слишком хорошо знал, что цель не оправдывает средств, и что мелкие компромиссы никого не спасут (спасала в те и особенно в последующие годы только случайность - не взяли, а никак не "разумное" поведение).

Не обличал? А как же "густопсовые"?
Во имя чего? Во имя того, чтобы мальчик Глеб наконец наелся досыта. Мальчик Глеб не заморачивался относительно "целей" и "средств". Ему просто жрать очень хотелось.

Reply

ext_187114 August 18 2009, 14:09:44 UTC
И если Вы видите в стихах О.М. только равнодушие, то я могу только посочувствать Вашей глухоте. Но Ваши густопсовые представления у меня вызвают не сочувствие, а отвращение, извините уж за откровенность.

Мандельштам был очень талантливым поэтом. В том смысле, что он умел устанавливать чрезвычайно парадоксальные связи между казалось бы отдалёнными фрагментами когнитивной модели. В этом смысле он мне гораздо более интересен, чем, к примеру, Некрасов. Но "Железная дорога" вызывает у меня гораздо большее уважение, чем всё творчество Мандельштама. В поэзии О.Э. я вижу прежде всего переживания его гипертрофированного эго и в гораздо меньшей степени просматриваю ту высокую цель, к которой, по мнению Чехова, должно звать искусство.

Reply

petrark August 18 2009, 16:14:59 UTC
Искусство никому ничего не должно, особенно Вам. Запомните это.
Отстаивание места человека во вселенной и возможности оставаться самим собой - гораздо более высокая цель, чем желание кого-то накормить. Вся история ХХ в. это доказала. Те, кто писал на своих знамёнах "Земля - крестьянам" и "счастье человечества", уничтожили этих крестьян и потопили это человечество в крови. О роли во всей этой вакханалии её провозвестников в веке XIX я умолчу - они были слепы и наивны, и не ведали, что творили, а если б им удалось одним глазком заглянуть, то они бы удавились.

Reply


Leave a comment

Up