Приполярный Урал. Сплав по реке Хулга. Часть 1 - Заброска.

Dec 11, 2013 03:31

Хочу рассказать Вам о поездке на Приполярный Урал в 2008 году.

Будучи тогда студентом 3-ого курса я был приглашен принять участие в сплаве на надувных катамаранах по р. Хулга (она спускается с восточного хребта Урала в сторону Оби)
Путешествие заняло чуть более месяца (выехали мы из Москвы 2 августа, вернулись 6 сентября).
Жили мы в палатках, питались "подножным" кормом, ходили звериными тропами, слушали тишину, смотрели на давно погасшие звёзды и, наконец, любовались бескрайними красотами северной природы.

Моё повествование будет разделено на 4-5 постов, т.к. мне есть что Вам рассказать и что показать.



[Часть 1. Заброска.]

1. Ярославский вокзал. Это часть наших вещей. Мы "Водники" - на себе практически ничего не несём - за нас всё всегда несёт какой-либо транспорт. Сначала машины до поезда, потом поезд, затем вездеход, далее катамараны, и так в обратном порядке. Поэтому мы можем позволить взять себе больше вещей и всякой ерунды, чем, допустим, те, кто ходит в пешие походы. Единственная для нас проблема - как перетащить наш весь скарб в местах стыковки транспорта.. Решается просто - в несколько заходов перебежками или цепочкой..


2. Поезд Москва-Воркута на одной из станций меняет локомотив с электрического на дизельный (клубок дыма как раз от дизельного). Связано это с тем, что выше определённой широты вечная мерзлота не позволяет вкапывать столбы в землю. Хотя в настоящее время, по-моему уже нашли решение.
Пока поезд меняет "Моторчик", мы вышли погулять. Наша станция (Верхняя Инта) ещё через 16 часов пути.


3.В городе нас встречают люди, с которыми мы договаривались с заброской, мы запасаемся свежим хлебом и садимся в вахтовку, которая должна нас привезти к вездеходу, который, в свою очередь, чтобы не терять время, уже выехал по грунтовке к намеченной цели. Вездеход едет максимум 30 км/ч.


4. Ещё не выехав из Верхней Инты, мы ловим двигателем на огромной луже гидроудар.. Водитель звонит друзьям, и через пол-часа нас пересаживают на Урал, который специализируется, судя по надписям на боках, на перевозке туристов.


5. Когда мы ехали по грунтовке мне казалось, что я участвую пассажиром в ралли Париж-Дакар...


6. По пути встречаем наш вездеход, который выехал вперед нас. Вездеходчики говорят, что они сломались, чтобы мы ехали дальше и ждали их на реке Лемва. Объезжаем вездеход и несёмся по ямам дальше.

7.Через ещё полтора часа тряски мы выезжаем из хиленького северного леса и нам открывается такой вид, что мы просим водителя остановиться..


8. В масштабах увиденного ощущаешь себя букашкой.


9. Приезжаем наконец-то к назначенной точке, ставим лагерь и ждём наш вездеход.
Ждали мы его 2 дня, т.к. оказалось, что поломка довольно серьёзная и за сутки они не управились - им пришлось ехать в город за водкой запчастями.


10. Пока ждали вездеход, побродили немного по окрестностям. Меня поразил местный лес - он состоит в основном из редкорастущих елей и лиственниц. Здесь каждое деревце не растёт - оно пытается вырасти.. Здесь практически нет сухих или поваленных деревьев, т.к. если деревце выросло выше колена, то оно уже не умирает, как может случится в лесах средней полосы. Сухих веток тоже очень мало (мы были неприятно удивлены этому факту, когда искали дрова). На спилах у деревьев кольца расположены в 2 раза чаще, чем у деревьев средней полосы. Растут они тут в несколько раз медленней.


11.Спустя 2 дня, пол-ящика тушёнки, гречки, канистры спирта, наш вездеход наконец-то приехал. Мы загрузили на него свой багаж, расселись (часть на верху, а часть снизу) и тронулись в путь.


12. Первые несколько десятков километров мы ехали достаточно быстро (30 км/час), т.к. ехали по хорошо укатанной уралами грунтовке, которая ведёт к марганцевому карьеру.


13. Вот, собственно, сам марганцевый карьер (рудник).


14. Вокруг него очень много ржавой техники и разного металлолома. Карьер сам, как я понял, действующий, т.к. туда-сюда снуют Уралы.


15.Есть даже какие-то постройки, бытовки. Но ясно, что он загибается, судя по тому, что здесь раньше было. На фото ниже можно заметить ржавый каркас ангара, вышку связи.


16.У мужиков на карьере покупаем за 2 бутылки водки 100 литров соляры(!!!) из огромной бочки, заливаемся и едем дальше.


17. После марганцева карьера дорога становится намного хуже, на ней уже нет насыпного гравия, много вылезающих камней и небольших бродов.


18. По пути вездеход ломается ещё раз. Водители заставили всех слезть, вытащить все вещи чтобы поменять порванный ремень вентиляторов охлаждения.


19. Пока ремонтировали вездеход, я сфотографировал такую вот лиственницу. Удивительная тяга к жизни:


20. Наш танчик вездеход починили, и нам открылся такой вид. Кажется, что вон до того холма можно за 5 минут сбегать, но нет. Здесь расстояния имеют совсем другие масштабы.


21. По пути встречаем покинутую стоянку оленеводов. Она собой представляет вытоптанную полянку, каркас юрты, каркас для убоя скота и облако комаров, которые на нас напали. На кострище кочевников готовим обед и едем дальше.


22. Нам нужно переехать перевал, пересечь границу Европа | Азия и спуститься на восточную сторону Урала к реке. При подъезде к перевалу пейзажи становятся всё более красивым, а дорога более сложной. Вездеход едет с максимальной скоростью 10 км/ч.


23. Местами даже ещё лежит снег. Причём на вершинах гор он свежевыпадший (и это 6 августа..)


24. Местами приходится ехать по руслу реки. Горы представляют собой насыпные холмики. Точка, с которой сделано фото снизу, это примерная граница Европы и Азии. Через час начало уже темнеть и мы решили разбить лагерь.


25. Утром из палатки нас ждал прекрасный вид на перевал и на европейские облака. Встретили утро этого дня мы в Азии.


26. По пути приходится преодолевать вот такие русла высохших рек:


27. Впервые встретилась мне в этом путешествии моя любимая ягода: Морошка.


28. Камни на "дороге" становятся крупнее и крупнее и вездеходчики предлагают высадить нас на этом притоке. Говорят, что "тут недалеко тащить". Мы отвечаем, что так не договаривались и настаиваем, чтобы они везли нас дальше.


29. К счастью, русло горной реки сменяется вскоре приличной полянкой, по которой мы опять едем с ветерком:


30. В начале третьего дня пути мы приехали на один из самых крупных притоков реки Хулга - Хайма-Ю.
Вездеходчики наотрез отказываются везти нас дальше, т.к. далее дорога размыта и представляет серьёзную опасность для вездехода. Мы не настаиваем, т.к. видим, что река подходящая для сплава, разбиваем лагерь и ловим первых хариусов.


31. После обеда мы половиной экспедиционного состава прощаемся с вездеходчиками и взбираемся на гору, у подножия которой мы разбили лагерь.


32. Издалека кажется, что гора состоит из мелкого гравия. Но на деле это оказывается приличные валуны, по которым достаточно тяжело взбираться:


33. С вершины горы холма открываются потрясающие виды:


34.


35. С горы в бинокль мы видим наш лагерь и вездеход, который готовится отъехать в обратный путь.

Так же мы увидели, как вперед нас на одноместной лодке отплывает по течению один из участников нашей экспедиции. Он был сильно привязан к графику и те 2 дня, которые мы потеряли из-за ремонта вездехода, оказались для него критичными. Он отделился от нас и продолжил путешествие один.
Забегая вперед скажу, что его порванную лодку мы нашли в 10 км. ниже по течению...


Небо опять заволокло серыми, низкими тучами и мы поспешили спускаться с горы. Спускаться, кстати, в 2 раза тяжелее, чем подниматься на гору.

Вездеход, выпустив клуб черного дыма из трубы, поехал в обратную сторону и скоро скрылся из вида, ещё некоторое время донося до нас звук дизеля.

Точка невозврата пройдена.


Приполярный Урал, Хайма-Ю, Водный туризм, Хулга

Previous post Next post
Up