Маленькое путешествие на запад страны. Озеро Верято.

Aug 29, 2013 19:48

В августе этого года друг пригласил посетить его родовое гнездо в Псковской области (практически на границе с Латвией) и сходить там в небольшой 3-х дневный поход на байдарке по одному из многочисленных озёр, расположенных неподалёку.   Мы, естественно, согласились, взяли отгулы со среды по пятницу, собрали необходимую походную экипировку и тронулись в путь-дорожку по Новорижскому шоссе за новыми впечатлениями

Ехать по Новорижскому Шоссе (М9) крайне приятно: полупустая трасса, отличный асфальт, а от Москвы до Воскресенска разрешенная скорость вообще 110 км/ч.

Но все эти вышеперечисленные прелести заканчиваются практически сразу же после Ржева: снятый до бетонных плит асфальт, ямы, пыль, грязь, местами (участками 1-2 км) односторонне движение, собирающее за собой огромные хвосты и регулируемое дорожными рабочими. На всем этом кошмаре мы потеряли 1,5-2 часа

По пути заехали пообедать в придорожное кафе "Витка" (по названию одноименной деревни). С виду невзрачное кафе для дальнобойщиков с покосившейся вывеской и отсутствием асфальта около парадного входа оказалось очень приятным.  Всем рекомендую: очень вкусно и дешево, плюс огромные порции (суп с фрикадельками (450 гр) - 70 руб., горячее (300 гр) - 100-150 р.). Вдвоём мы покушали до отвала на 500 р. Находится оно примерно в 65-70 к. от Ржева в сторону Латвии.

Преодолев за 9,5 часов 560 км мы наконец-то приехали. Друг со своей девушкой ждал нас уже там (они выехали одновременно с нами из Санкт-Петербурга) и готовил шашлык.

На утро мы сходили за продуктами в близлежащий магазин, перебрали вещи, загрузили машины и выехали в деревню Копылок. Там выгрузились, оставили девчонок присмотреть за багажом, перегнали машины к дому, а обратно вернулись на такси.

В деревне находится Копылковская ГЭС, ныне заброшенная, при строительстве которой было образовано водохранилище, по которому мы и плавали на байдарке.

Вот что говорит про эту плотину Википедия: "Введена в эксплуатацию в 1960 году. Мощность - 0,4 МВт. Находится на реке Великой у деревни Копылок Пустошкинского района. Иногда ее называют Копыловская ГЭС.
Строительство этой ГЭС на Великой превратило в 1952 году озеро Верято в водохранилище, в состав которого вошли близлежащие озера Белое, Волченец, Харинское. Площадь водохранилища составляет 23 км², обычные глубины 9-16 м, наибольшие - 29 м. В связи с консервацией Копылковской ГЭС (в 1974 г) уровень водохранилища понизился на 3,5 м, и мелководье осушилось."

На фото выше видны отверстия под силовые агрегаты (2 шт).
В плотине три шлюза, один и которых постоянно открыт, два других предназначены для того, чтобы вода проходила сквозь генераторы.

Очень грустно смотреть на заброшенную ГЭС. Раньше она снабжала электроэнергией весь район, а сейчас в полуразрушенном состоянии.

Изучив плотину, мы собрали байдарку и по протоке, ведущую к озеру, против течения отправились в путь:

Байдарка у нас была 3-х местная "Таймень",  ещё советского производства. Нас было четверо, поэтому одному человеку пришлось ехать в грузовом отсеке. Но т.к. мы все были не тяжелые, то прошли по грузоподъемности (300 кг вместе с вещами) и байдарка, хоть и низковато сидела, отлично вела себя на воде.

Путь по водохранилищу до места стоянки занял около 1,5-2 часов.

Т.к. озеро раньше было лесом, то под водой и над водой повсюду торчат многочисленные, ещё не сгнившие стволы деревьев.
Они словно спицы, местами их даже не видно - их верхушки находятся всего в 10 см вглубь от поверхности воды и была опасность пропороть наше судно.. Фоткать рядом их было некогда - надо было "обруливать".

Пройдя 2/3 озера мы начали искать стоянку. Вдалеке заметили сосновый бор, выходящий на берег и решили держать курс на него. Оказалось не зря: мы нашли потрясающей красоты место с навесом, столиком, лавочками и кострищем и местами под палатки. Стоянка оказалась очень чистой, абсолютно без мусора. Такой мы её и оставили. Пробыли мы здесь 2 ночи.

На стоянке одна из лавочек была с живописнейшим видом на озеро:

Вечером нашу стоянку заливали теплые лучи заходящего солнца. А мы сидели на той лавочке, пили вино и понимали, насколько прекрасно каждое мгновение:

Утром последнего дня мы решили прогуляться вдоль водохранилища.
Вдоль всех берегов озеро поросло кувшинками и камышом. Вода в озере прозрачная и чистая: видно в ней дно до 1,5 метров. Берега довольно крутые и резко обрываются в глубину. Лес по берегам смешанный, преимущественно береза и сосна, местами чистый сосновый бор. Много мха, лишайников и можжевельника. Черника уже отошла, из грибов попадались лисички.

Видели ещё одну уютную стоянку. Тоже ухоженную, без мусора:

Нам очень не хотелось покидать здешние красивые и спокойные места, но время уже подходило к отплытию и нам пришлось собирать наш лагерь, ставить судно на воду, грузить его вещами и идти попутным ветром в сторону дома.

На обратном пути разыгрался нешуточный ветер, который поднял волну на озере и серьёзно усложнил нам управление байдаркой. Нам повезло, что дул он в спину и мы приноровились идти под углом 45' по ветру зигзагом, при этом набирая приличную скорость.
На небе в это время образовались красивые облака:

Обратно приплыли в ту же деревню, откуда и отплывали, позвонили всё тому же таксисту, который нас довёз до дома. На следующий день мы поехали 2-мя машинами назад. Только на этот раз не по Новорижскому Шоссе, а решили выйти на Минское и по нему ехать до Москвы. Путь был на 130 км больше, но как оказалось, по времени получилось так же..
По пути от Пустошки до Минского шоссе неожиданно попали на... платную дорогу (!). Даже не думал, что они есть в глубинке. По качеству она ничуть не лучше бесплатной, местами хуже. Цена вопроса: 200 руб (примерно за 100 км)

*По пути купили брусники по 70 руб./литр. ;)

Дома были уже глубокой ночью. Уставшие, но полные впечатлений...