Пару недель назад по восточному сегменту Транссиба (от Иркутска до Владивостока) проехалась группа политологов и китаистов, устроив неформальные заседания конференции прямо в вагоне. Обсуждали "Новый Шелковый путь", транзитные коридоры и всё то, что вертится вокруг этого. Ехали трое суток, и по итогам поездки некоторые участники
отписали своё мнение о сервисе и обслуживании в поезде №2 "Россия" Москва - Владивосток. Отзыв для меня очень интересный, и хотя в нём есть изрядная доля эмоций, многое - в точку. Ибо к похожим выводам по некоторым сферам сервиса я пришёл и по итогам своей прошлогодней осенней поездки Петербург - Москва - Кунгур - Омск - Красноярск - Улан-Удэ - Сковородино - Владивосток (
"Неизвестный Транссиб").
* * *
Компания политологов в "России"
Первый отзыв:
[...] Благодаря несравненному Friedrich-Ebert-Stiftung имел давеча возможность прокатиться по Транссибу на самом интересном его участке Иркутск-Владивосток. Пришел к ряду выводов:
1. Транссиб как утилитарная пассажирская транспортная магистраль мертва. Цена билетов - 22-30 тысяч, по деньгам сопоставимо с самолетом, по времени несопоставимо дольше.
2. РЖД собрало очень хорошие, качественные поезда и построило очень красивые, качественные вокзалы, причем даже на самых богом забытых станциях. Во многих случаях вокзал - чуть ли не самое красивое здание в городе. Вагоны чистые, широкие, постельное белье чистое-свежее-белое-не сырое. В купе розетки, радио, лампочки. Проблемы с вентиляцией: она либо морозит, либо душит.
3. Обслуживание (в нашем случае, не буду говорить за всех) осталось таким же, как в 1990е. В проводники набирают тела, которые в принципе нельзя допускать до общения с живыми людьми. Наколки по всему телу, постоянное хамство в отношении пассажиров, истеричные угрозы вызвать полицию за смех в купе после 9 вечера. Окна открывать запрещается: "а мне, бл*ть, резину потом на них мыть"? Не знаю, может нам попался единственный такой проводник и все остальные идеальны, но верится слабо.
4. Еда. Вопрос проводника В КАКОЙ ДЕНЬ БУДЕТЕ ЕСТЬ? до сих пор эхом гуляет по моей голове. Поясню: какой бы билет ты не купил, Москва-Владивосток, Иркутск-Владивосток, Улан-Удэ-Владивосток -- в него включен ОДИН ГОРЯЧИЙ ПРИЕМ ПИЩИ. Второй такой же КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ, чтобы его получить нужно КУПИТЬ ВТОРОЙ БИЛЕТ НА ПОЕЗД. Обед (или ужин) сий представляет собой вываренные до состояния пластилина кусочки курицы с варёным же рисом, кетчуп в пакетике, печеньку и ПАСТИЛКУ ОСВЕЖАЮЩУЮ (фантазию человека без любви, тоски, жалости и левой половины мозга на тему мятного леденца). Потреблявший это немец сообщил, что "получил представление, что его дед ел в русском плену". Кто не хочет потреблять это, извините, калории, может пройти в вагон-ресторан, где отведать супца за 600 рублей или шницель за 1000.
5. Всех добрых милых бабушек с пирожками, брусникой и курицей с перронов большинства станций попёрли. Очевидно, чтобы пассажиры обогащали РЖД через вагон-ресторан. Перроны сделаны в стиле собянинской модернизации: уложенные плиткой абсолютно пустые площадки, огороженные забором. Чтобы всё было в строгом соответствии с представлением начальства (не пользующегося поездами) о прекрасном и допустимом.
Итого, если вы изначально отправляетесь в путешествие подготовившись (купив еды), с позитивным настроем и в хорошей компании -- оно вам понравится, и вышеупомянутые мелочи его не испортят. Вы будете наслаждаться стуком колёс, пейзажами (действительно изумительными) за окном и беседами о прекрасном.
Если же мы когда-нибудь перестанем считать все эти косяки особенностью менталитета и местным колоритом, то сделать, на мой взгляд, стоит следующее:
1. Начать относиться к пассажирскому Транссибу в первую очередь как к туристическому развлечению. Половину вагона помимо нас составляли иностранцы: французы, корейцы, немцы, китайцы. Для них Транссиб - это сказка, чуть ли не единственное хорошее, что они знают о России. Надеюсь, столкновение с быдлопроводниками этой иллюзии не разрушит.
2. Проводники в соответствии с этим должны быть подобны персоналу гостиниц: вежливы, обходительны и угодливы. Вагон ресторан должен отойти от меню 1960х годов и кроме куры с гречей и свинины по-французски начать сервить суши, пиццу и русскую еду, а не советскую майонезную срань. Цены неплохо бы срезать вдвое.
3. Станции необходимо обустроить, а стоянку увеличить как минимум до часа на каждой более-менее крупной станции. Общее время проезда не увеличится, если увеличить скорость хотя бы до 100 км\ч, потому что в этот раз яндекс-карты выдавали мне среднюю в неуместные для 2017 года 55 км\ч. При делении времени поездки на общую протяженность Транссиба что-то такое и выходит. Каждый перрон нужно сделать торгово-музейным, чтобы стимулировать пассажиров выходить, покупать, фотографировать и восхищаться. Это послужит экономическому развитию этих городков, которые сейчас выглядят неважно.
Вполне допускаю, что не учел всех моментов, но мне кажется, что так было бы лучше.
Участники поездки-конференции
* * *
Второй отзыв: (
ivan_zuenko)
[...] От меня пара дополнений к написанному:
1. Отвратительный проводник (зовут Алексей, вагон № 5, начпоезда: Лариса Ивановна, кому нужно, тот найдет) работал без сменщика. И это при том, что поезд идет 7 дней. В одном из многочисленных разговоров на повышенных тонах он заявил: "Я уже неделю не спал больше двух часов". Если Вы вдруг прониклись к нему жалостью, я вас разочарую. Всё это, конечно, проблема проводника и даже всей компании РЖД, но точно не проблема пассажиров, отдавших за билет в фирменном поезде 24 тысячи рублей за койко-место.
Одно из двух: или компания экономит, или проводник хочет заработать в два раза больше. И в том, и в другом случае качество "сервиса" страдает, и пользоваться услугами РЖД больше не хочется совершенно.
Миша абсолютно прав, учитывая, что поездки по Транссибу стремительно превращаются не более чем в вид туризма, проводник должен быть не просто тем, кто открывает двери, проверяет билеты и меняет бумагу в туалете, а должен быть стюардом как в самолете. Улыбка, готовность помочь, вот все такое. Сейчас же проводник ненавидит пассажира со всей силой классовой ненависти (особенно когда пассажир не покупает у него чай и шоколадки и тем самым не дает ему выполнить разнарядку) - и, увы, это хорошо заметно.
2. К вопросу о ценнике в ресторане. Самый бюджетный вариант (бизнес-ланч из крошечных порций + чай в пакетике) стоит 800 рублей. Два приема пищи на одного человека - 1600 рублей. (Фото будут в комментариях).
Неудивительно, что вагон-ресторан пустует все время. Но конкуренции у него все равно нет. Поэтому мотивации развиваться у него нет абсолютно. То же самое касается РЖД. Если авиакомпании вынуждены улучшаться, находясь в конкурентной борьбе, в т.ч. с иностранными компаниями, то РЖД может делать с ценами и сервисом все, что угодно - все равно альтернатив нет, а все убытки всегда можно будет покрыть из бюджета.
3. Про бабушек на станциях и заботу РЖД о нашем с вами здоровьем. Да, главное разочарование поездки - то, что бабушек с их пирожками и нехитрой снедью с местным колоритом (сера, рыба, орешки, голубица), нынче нет. Исключение составляют "анти-системные" станции Амазар и Вяземский. (Что, кстати, привело в негодование нашего уёбищного проводника, который возмущался, куда же, мол, смотрит проверка). При этом логика запрета отсутствует. Если из-за терроризма, тогда нужно ограничить свободный доступ на платформы в принципе (как в Китае). Если из-за заботы о здоровье граждан, тогда нужно любую торговлю с рук запретить. Потому что тот же отравленный пирожок пассажир может купить и на привокзальной площади.
По мне должно быть так: нужно предупреждать, что торговцы на улице не сертифицированы и не несут никакой ответственности за качество своих товаров. Покупая пирожок на станции, ты делаешь это на свой страх и риск. Это твой собственный выбор, и ты за него в ответе. Да, омуль с рук в Слюдянке может купить только очень рисковый человек, но что плохого в пирожке с картошкой и выпечке с вареной сгущенкой, например, в Могоче или Хилоке, я понять не могу. И так периферия загибается, а сейчас ее и без этого нехитрого заработка оставили.
В общем, мой девятый в жизни прогон по участку "Иркутск-Владивосток" завершился твердым убеждением, что за свой счет и без особой необходимости я пользоваться услугами "РЖД" для передвижения между точкой "А" и точкой "Б" не буду.
* * *
(
periskop) И, на десерт, мои пять копеек по этим обоим отзывам и по общей ситуации.
А) По части поезда. Судя по всему, мероприятие финансировал немецкий Фонд Эберта, и он же проплатил участникам самый "премиальный" (дорогой) поезд на Транссибе - "Россию". При этом, крайне странно, что он не снабдил исследователей суточными на пропитание, хотя уже и сам билет стоит дорого. Неужто люди бы питались святым духом? Хотя, немцев можно оправдать тем, что они не знали, что в билет сейчас включен только один ужин.
Но самое смешное в том, что если бы немцы купили политологам "сотку" или новосибирский поезд - все было бы почти вдвое дешевле, а еда была бы доступнее. И порядки были бы либеральнее, потому что на "России" очень неровно дышат к большим коллективам пассажиров, склонных к собирательству вместе с неясными намерениям.
Б) По части включения цены еды в билет. Когда-то питание в пути включалось на каждый день, и было обильным. Было это всего-то 6 лет назад - совсем недавно. Помните, я ехал из Иркутска на "Байкале" (ныне безвременно почившим в бозе от оптимизации) и
рассказывал, как там кормят? Как на убой.
Так вот, с тех пор много воды утекло. Бизнес-оптимизаторы на вагонах-ресторанах ж/д сперва уменьшили размер порции; а потом, года три назад - ещё и перестали кормить "многосуточных" пассажиров по числу полных суток проезда, оставив только один ужин/обед на один билет.
Издевательство над дальним пассажиром? Да.
Большая ли экономия при этом вышла? Нет, мизерная.
Но факт, что сделали именно так.
В) По части качества и стоимости еды в вагонах-ресторанах. Тут комментаторы абсолютно правы: полный неадекват. Я и сам с этим столкнулся в большой поездке-экспедиции осени 2016-го.
Есть в вагонах-ресторанах - разорительно, раз. У меня самый дешевый обед получился в 775 рублей. Самый. И потом, поев ещё раз, больше я это никогда не повторял. Затаривался заранее едой, или покупал на станциях. Причём - качество отвратное. Это два. Как в дешевой столовой. По сути, вагоны-рестораны почти везде превратились в "вещь в себе". Начальнику поезда они не подчиняются, живут своей отдельной жизнию. А хваленые "наборы еды" настолько оптимизировались, что представляют собой обычно каменную булочку, мерзкий батончик непонятного наполнения, воду 0,2 по космической отпускной цене и мелкие ништячки в комплекте типа мятных таблеток "Рондо" и зубочисток с разовыми вилками.
В общем, ситуация в вагонах-ресторанах сейчас есть классический пиздец.
Есть исключения, да (в основном в региональных поездах местных формирований - напр., в читинского формирования, котласского, благовещенского), но если формирование поезда в миллионнике (а тем более в Москве) - цена жратвы будет космической, а качество - откровенно говняным.
Это реально проблема, и её когда-то придётся решать радикально.
Сейчас "заоптимизировались" настолько, что решить проблему терапевтически уже не выйдет.
Г) Про целенаправленное выдавливание бабушек с перронов. Да, увы. Я пишу про это уже несколько лет. Процесс неприятный, печальный и логически не очень обоснованный. Причём при СССР, при всём тогдашнем неприятии частников, бабушек было очень много, а ассортимент продаваемого ими с рук - большой. Для них строили рыночки на перронах, и их не гоняли (в 70-80-е, которые я застал школьником, а потом студентом и молодым специалистом). Точней, гоняли - но только за бухло и пиво с рук. Остальное - пожалуйста.
Сейчас их выдавливают, гоняют полицией и пассажиру купить что-то на узловой станции - проблема. Зачем?
Д) И про проводника. Это уже, увы - как попадёшь. Мне на 80% встречаются нормальные, на 10% - так себе и ещё на 10% - мудаки. Да, если попал на мудака, поездка по общему настроению будет испорчена. Увы.
А вот почему проводник работал один все 24 часа в сутки - вопрос уже к РЖД. Точней, к ФПК. Тоже "оптимизация"? Или что?