В прошлой части я рассказал о начальной точке кругобайкальского маршрута -
станции Порт-Байкал и её окрестностях, но не касался поезда и маршрута. Так что теперь самое время посмотреть Кругобайкалку как она есть, и на внутренности вагона. Главное в маршруте - это его красота: живописные кривые; путь, зажатый на узкой полоске между почти отвесными скалами и Байкалом в 10-15 метрах; виадуки, галереи и подпорные стенки, число которых тут исчисляется десятками. Почти полсотни тоннелей на пути, маленьких и средних, а самый большой - километр. Наконец, байкальская природа и девственные сопки, станции на пути с колоритными постройками. В общем - настоящая "Золотая Пряжка" железных дорог Империи, как называли Кругобайкалку когда-то...
Путь предусматривает и остановки продолжительностью около часа, и в это время можно погулять по своему маршруту, спуститься к Байкалу или послушать экскурсию о истории дороги. Кому что нравится.
Поезд идёт по легендарной дороге вдоль Байкала, ставшей музейно-исторической
2. Каждому туристу, купившему тур, выдают вот такую бумажку, в которой поминутно расписан тот треугольник, который он проедет за день. Есть треугольник прямой (обычный): Иркутск - Слюдянка - Порт-Байкал - Иркутск, и есть т.н. зеркальный, в обратном направлении. Мы ехали вторым вариантом. Вот обычный летний вариант - со множественными остановками.
2а. А вот это наш сегодняшний, особого назначения. Промежуточные остановки сокращены, в пользу осмотра представителями туркомпаний объектов размещения и питания. Увы, на такой рейс мы попали. Единственный плюс тут был, что я наконец спокойно осмотрю территорию турбазы ВСЖД близ Шарыжалгая, где обычно "просто туристов" не пускают.
3. Никакой торопливости в расписании нет, поезд тут идёт тоже медленно (15-20 км/ч), так что это хорошо. Вагон 1 класса оборудован по схеме рассадки 2+2 и выглядит так:
4. Вагон 2 класса (на 300 руб. дешевле), рассадка 2+3 - вот так:
Есть ещё 3 класс - 3+3, вагон обычной электрички, но сейчас он не ставился в состав.
Соотношение цен по класса такое: 1 - 3400, 2 - 3100, 3 - 2600.
5. Во время пути по обоим мониторам транслируется фильм о КБЖД, про природу Байкала и проезжаемых достопримечательностях. Когда он выключен, включается камера трансляции пути с тепловоза.
6. А за окном, буквально в 10-15 метрах внизу, плещутся волны Байкала.
7. Есть возможность попить горячий чай - стоят 3 термочайника. Есть просто вода. Туалет, розетки у кресел.
8. Однако в цене тура не предусмотрен обед или какой-либо перекус. Так что нужно заранее позаботиться об этом. И буфета в поезде не предусмотрено.
9. На остановках, если поезд ставится не к платформе, проводники вытаскивают алюминиевые лестницы. Ну и на выходе смотрят за пожилыми, чтобы не навернулись при спуске.
10. Первая остановка у нас - на станции Уланово. Ровно час. Так что можно побродить по окрестностям, спуститься к Байкалу или залезть на сопку, сходить к тоннелям или просто посидеть на бережку. Желающие собираются в группы и им рассказывают про историю этих мест (см. вдалеке).
11. На фотографирование с тепловозом и на нём - целая очередь, сразу после остановки. Бригада особо не возражает, разве что сгоняют наиболее ретивых, когда те пытаются залезть вообще на крышу к трубе.
12. После стоянки в Уланово - коротенький перегон в 4,5 км до Шумихи. Мы с
mikka решили так: он идёт пешком туда, как раз успевает, и перед тоннелем снимает прибытие поезда на видео. Затем едем дальше.
13. Вот он, собственной персоной, в процессе.
Моё видео этого участка, от Уланово до Шумихи (12 минут, с обычной скоростью, но есть ещё и
ускоренное в 2 раза):
Click to view
Видео нашего поезда от
mikka:
Click to view
14. Прибыли в Шумиху, причём поезд встал чуть дальше платформы, но ближе к живописной нерабочей галерее - она видна вдали справа.
15. Патриархальщина вдоль Кругобайкалки ещё есть, но её все меньше и меньше, со временем.
16. А мы на этой остановке решили сходить к Шумихинскому тоннелю.
17. Забираемся по склону наверх...
18. И если стоять над восточным порталом (который обращён на запад), то открывается вот такой вид.
19. Идём обратно к поезду. Вдоль галереи по живописным окрестностям прогуливаются пассажиры. Китайцы же почти все спустились к Байкалу.
20. Дальше до 137 км мы ехали внутри, перекусили плотно и проверили технику. Наконец, остановка на таинственной и недоступной для простых граждан базе отдыха ВСЖД.
21. Тут за 10 прошедших лет устроен настоящий прибайкальский рай в лучших традициях, этакая смесь Швейцарии и Норвегии.
22. Поднимаюсь наверх, чтобы осмотреть территорию целиком.
23. Тут тебе и прогулочные дорожки, и бассейн, и беседки над Байкалом, и уютные приватные скверики, и теннисный корт, и обустроенные аллеи в сопки...
24. Но я лезу ещё выше - воспользовавшись тем, что китайцы не поняли, как выйти на лестницу в эту сторону сопки, и все ломанулись на другую сторону. Тут тихо, спокойно и безлюдно.
25. Наш поезд и Байкал с высоты. А
mikka забрался ещё выше!
Ухожу вниз. От 137 км до Ангасолки я ехал на тепловозе, снимал на видео и на фото, и поэтому далее будут видовые фото. Насладитесь колоритом этой уникальной дороги, как говорится :)
26. Тронулись от базы отдыха и на Шарыжалгае у нас - скрещение с рейсовой "мотаней". Вон она, впереди.
27. Платформа Шарыжалгай. Обратите внимание, что на Кругобайкалке появились бетонные шпалы (!). Часть пути сейчас переложена ими.
28. А затем мы пошли по самому красивому, скально-горному участку бывшей магистрали. Не знаю, есть ли на железных дорогах СССР и РИ что-то красивее этого...
29. ...
30. Когда-то тут был второй путь главного хода Транссиба.
31. ...
32. Взгляд назад. Увы, солнце резко контровое, вперёд снимать сложно.
33. ...
34. Выползаем из тоннеля...
35. ... и снова ныряем. Здесь тоннели и галереи следуют буквально один-за-одним.
36. ...и опять.
37. ...
38. ...
39. Живописная петля вокруг байкальской бухточки.
40. ...
41. ...
42. Наконец, прибываем на 149 км (Ангасолку).
43. Солнце уже постепенно уходит на закат, и старые виадуки быстро скрываются в густой тени высоких сопок. Вот только сейчас ещё всё красиво, а через 20 минут будет совсем не так.
44. Стою на более старом виадуке 1904 года, а новый - для второго пути - уже железобетонный, построенный перед Первой Мировой.
45. Взгляд назад. Ещё минута-две - и сюда прибежит толпа китайцев с зеркалками и лопатофонами :)
46. Здесь тоже красиво и обустроено, всё утопает в цветах. А 17 лет назад, когда мы с братом спускались с Транссиба на Кругобайкалку, был глухой посёлок.
47. Фото на память с локомотивной бригадой. Хорошо проехали! :)
48. Ну всё - остаётся заключительный участок до Слюдянки, а там мне надо устраиваться на ночлег. Об этом будет третья часть про этот длинный-длинный день.
С этого же дня, есть два поста от коллеги
mikka:
1)
Однодневный тур на Кругобайкалку. Плюсы и минусы - въедливый разбор плюсов и минусов такого тура для стандартного туриста,
2)
Однодневный тур на Кругобайкалку. За пределами экскурсии - что можно увидеть, просто прогулявшись на остановке в другие интересные точки, вместо обычной экскурсии.
Я же, со своей стороны добавлю, что Кругобайкалка - место уникальное. И по части истории и по красоте. Полагаю, хотя бы раз в жизни каждый русский человек - если он считает себя патриотом своей страны - должен тут непременно побывать и увидеть своими глазами эту легендарную историческую магистраль, сыгравшую большую (и разную) роль в пяти войнах - русско-японской, Первой Мировой, гражданской, Великой Отечественной, советско-японской 1945 г.
Содержание цикла