Морские порты России. Итоги-2015 и топ портов

Jan 20, 2016 14:21

На portnews выложили свежие цифры по грузообороту российских портов за 2015 год.
Там они сравниваются по динамике с 2014-м, но я решил использовать свой старый пост с данными 2013 г.
Почему? А потому что будет нагляднее сравнение.
2014-й был годом больших геополитических изменений, всё бурлило и менялось. 2013-й же был последним "докрымским" годом России, 2015-й - первым полным посткрымским. Из сводной таблицы по бассейнам (её см. под катом), собственно, хорошо видно, как вырос оборот Азово-Черноморского бассейна - больше чем на треть.

А первая таблица - сравнение топ-портов РФ (с грузооборотом более 15 млн.т.) за 2013 и 2015.
Смотрите, черноморский Новороссийск резко набрал вес. Усть-Луга вышла на уверенное второе место и, видимо, в 2016-м станет вторым российским стомиллионником. Причём она, как видите, отобрала по 8 млн.т. у конкурентов Таллина и Вентспилса, и впервые стала по размеру перевалки больше, чем три самых крупных прибалтийских порта в сумме (Рига+В+Т). Большой порт СПб теряет масштаб - в немалой степени тоже из-за Усть-Луги. Порт Кавказ выскочил, как чёрт из табакерки, в середину рейтинга с 30 млн. т. перевалки. Рванула вверх Большая Находка (теперь она 65,2+21,3= 86,5 млн.т.) и вообще, весь дальневосточный бассейн. Арктические порты по экспортным грузам падают вниз, особенно просел Мурманск. Каботаж на Севморпуть сохранился и даже немного упрочился.
Украинские порты не упали, а сконцентрировались в кластере Большой Одессы - так как в 2014 г. Украина потеряла Азовский бассейн для перевалки грузов, и Крым - полностью. Керченский пролив находится теперь под полным контролем России, так что и тут режим судоходства говорит украинцам в пользу одесского района.



Вторая таблица - сравнение портов по бассейнам.
Общая перевалка грузов в портах России, несмотря на кризисы-шмизисы, падения долларов-нефти и прочее такое, выросла почти на 90 млн.т. В этом смысле показатель грузооборота довольно честный по части описания масштаба и активности экономики, как и размер генерации электроэнергии, и плохо поддаётся манипуляциям.
Главные бассейны выросли в размере перевалки, особенно Азово-Черноморский. Серьёзно вырос Дальневосточный, и умеренно - Балтийский. Арктический и Каспийский сокращались.


Ещё по теме:

1) Крупнейшие порты России (2013)
2) Крупнейшие порты России (2014)
3) Грузооборот Большой Одессы
4) Свежие данные Portnews (опубликованы 18 января)

инфраструктура, флот, анализ, занимательная география, море

Previous post Next post
Up