Три года назад, в 2012-м, я рассказывал про
Казань авиационную, когда попал в ведомственный музей КАПО. Так вот, там недалеко по соседству, находится оригинальный Ту-144, в весьма жалком состоянии. Его я тоже тогда сфотографировал,
из-за забора.
И вот сейчас приходят новости, что его решили превратить в музей:
Ниже - выдержки из статьи
"Советский «Конкорд» «приземлится» на Кварталах за 33 млн. рублей", где подробно рассказывается, что и как хотят сделать.
[...] КНИТУ-КАИ, наконец, добился финансирования на перевозку от своего корпуса №6 на ул. Дементьева до корпуса №2 на ул. Четаева сверхраритетного 80-тонного самолета Ту-144. На уникальную транспортную спецоперацию правительство РТ выделяет 3 млн. рублей, еще порядка 30 млн. даст минобразования РФ - на эти деньги в самолете сделают музей. Правда, эксперты опасаются, не потеряет ли машина после такого «марафона» свою технико-историческую адекватность.
[...] Борт 77107, который находится в Казани, был испытательной машиной. Впервые он взлетел 20 августа 1975 года (так что самолету скоро исполнится 40 лет) и всего выполнил 490 полетов. В 187 из них проводились испытания с выходом на предельную скорость (более чем в 2 раза выше скорости звука). В 1984 году один из сотрудников казанского филиала туполевской фирмы увидел в Жуковском борт 77107, который собирались утилизировать. И он подал руководству КАИ мысль приобрести машину как учебное пособие. И институт купил Ту-144 за 10 тыс. рублей (столько тогда стоили «Жигули»), чтобы студенты могли воочию лицезреть конструкцию инженерного чуда и работу многих его агрегатов. У машины работают электромеханизмы, поднимается и опускается нос, выпускается переднее горизонтальное оперение, даже двигатели на месте, и, предположительно, их можно запустить.
Самолет прилетел сюда «своим ходом». 29 марта 1985 года его посадил на заводском аэродроме экипаж Владимира Матвеева. Установить его решили у близлежащего здания КАИ, подготовили площадку, и в августе туда и «прикатили» самолет. Для этого от него пришлось отсоединить крылья, а в округе убрали троллейбусные провода. Поглазеть на диковинную машину собралось чуть ли не все окрестное население.
* * *
С тех пор самолет изрядно обветшал. Деньги на его содержание выделялись по остаточному принципу, но и тех давно не было. «Вообще, денег на содержание Ту-144 не выделяют, - рассказал «БИЗНЕС Online» завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Владимир Гайнутдинов. - Это целая эпопея! Куда только мы не ходили, но денег никогда не находилось. А сейчас, видимо, убедили кого-то, что будет красиво, завлекательно, и средства нашлись... Надеюсь, наконец, покрасят самолет, а то при четырех ректорах - Дегтяреве, Гортышеве, Абрукове, Гильмутдинове - так и не получилось».
Словом, как лаборатория Ту-144 руководство КНИТУ-КАИ вряд ли интересует. Какова же его концепция? «Он очень красиво будет выглядеть между двумя зданиями в «КАИ-граде», - рассказал Гильмутдинов. - Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолет, одно из лучших достижений инженерии ХХ века, будет стоять у нас. Вечером с подсветкой будет очень красиво. И у нас есть план сделать внутри самолета интерактивный музей инженерии. Во-первых, сам самолет - лучшая иллюстрация инженерных достижений. Во-вторых, внутри развернем интерактивные экспонаты, которые можно потрогать, покрутить, увидеть детали. Словом, это еще один наш проект по работе с детьми. Хотим показать им, что инженер - это сверхинтересно, реально круто, выражаясь молодежным языком».
По словам ректора, проект можно разделить на несколько этапов. Первый: разобрать, перевезти, собрать, поставить на постамент. «Это достаточно нетривиальная логистическая задача, - пояснил Гильмутдинов. - 90 тонн весит машина, у нее крупные габариты, и провезти ее по городским улицам - уникальная транспортная операция. Надо будет самолет разобрать: отстыковать крылья, 12-метровый киль, придется ли снимать двигатели - посмотрим. Будет специальная платформа для транспортировки, специальные краны - все сверхспециальное». Как рассказал Гильмутдинов, за разборку-сборку будет отвечать Казанский авиазавод.
И здесь возникает очень важный вопрос: как разбирать? Есть метод попроще. «Если примут решение буквально болгаркой распилить, а на месте состыковать, то с перевозкой проблем быть не должно», - рассказал «БИЗНЕС Online» источник в авиастроительной отрасли. Однако у такого варианта есть большое но. «При разборке однозначно конструкцию нарушат, - уверен Гайнутдинов. - Ведь даже на многих самолетах ВВС, которые пригоняют на ремонт и модернизацию, проблема даже болты вывернуть. А КАИ - не ремонтный завод, и деньги не те, так что, боюсь, это будет «разборка» болгаркой, условно говоря. Будут резать по живому. В результате, после «сборки» самолет перестанет быть организмом. Ведь сегодня мы гостям и студентам показываем, как крылышки передние выпускаются, нос опускается. Зачем это нужно? Сейчас студентам работу механизмов можно наглядно показать, а так придется на пальцах объяснять: чтобы улучшить обзор на взлете-посадке, самолет опускает нос; из-за проблем с устойчивостью решили сделать передние крылышки. Это работает так, это вот так... Превратится самолет в развлечение для туристов. Хотя, конечно, чего переживать? Страну потеряли, а тут речь о всего лишь самолетике. Тем более предполагается, все ринутся в авиацию, как только увидят его покрашенным, стоящим на постаменте».
Второй вариант более сложный: отстыковать, как положено, не нанося вреда конструкции, крылья, киль двигатели. В таком случае самолет останется более массивным и габаритным и перевозить его будет сложнее. По данным другого нашего источника, близкого к проработке практической реализации проекта, принят именно этот вариант: «Болгаркой решили не орудовать - потом не соберем. Будем отстыковывать крылья, хвост, двигатели по всем правилам».
Следующий этап - перевозка. Как рассказал источник, самолет повезут на платформе. Уже присмотрены занимающиеся такими вопросами фирмы, среди них проведут конкурс. Маршрут же таков: ул. Дементьева - ул. Миля - Авторынок - ул. Амирхана. Примерно 7 - 8 километров. Скорость движения платформы - 3 - 5 км/ч. «Это очень сложная задача, - подчеркнул источник, - тащить такую махину в город. Но нет ничего невыполнимого, надо заниматься». По словам Гильмутдинова, деньги на транспортировку есть: «Нас поддержал президент Рустам Нургалеевич Минниханов. Республика выделяет на транспортную операцию 3 миллиона рублей. Этого должно хватить, транспортники сделали экспертизу и дали четкий расклад».
Далее - сборка. «Под эти 90 тонн надо подготовить сложную основу, - отметил Гильмутдинов. - Надо будет завести коммуникации для электричества, системы кондиционирования, наружного освещения. Наверное, для обеспечения самолета придется построить поблизости небольшое здание, через него и проходить в самолет, зимой там можно будет и переодеться». Как заверил ректор, создание музея берется финансировать федеральное министерство образования: «Я с министром Дмитрием Викторовичем Ливановым это обсуждал. Он очень хорошо принял идею, да ее и трудно не принять - реально красиво, и будет работать на популяризацию технических наук. Договорились так: мы находим средства на перевозку и установку, а министерство помогает оснастить музей. Очень-очень приближенно речь шла о 30 миллионах рублей».
[...]
Несколько пугающую информацию выдал источник «БИЗНЕС Online»: «Была такая тема - продать двигатели Ту-144, а деньги пустить на приведение самолета в порядок и его содержание. Думаю, так и будет». Такой поворот не исключает и Гайнутдинов: «Сверхзвуковые движки Ту-144 - это и историческая ценность, и они могут пригодиться для вполне практических целей - для исследований на стенде. Насколько знаю, покупатели некогда уже забрасывали удочки. Да что двигатели! В тяжелые времена безденежья нам предлагали даже крылья «Кингкобры» продать. На их примере мы ребятам показываем разницу советских и американских технологий во время Второй мировой войны... Но мы не пошли на это».
Большой интерес к такого рода раритетам подтверждает и Санников: «Покупатель найдется быстро. Действует подпольный рынок подержанных двигателей, причем таких, которые и устанавливать-то, казалось бы, бесполезно. С вертолетов, которые в запасниках стоят, умудряются двигатели продавать. Спрос есть. А движки от Ту-144 могут понадобиться и, собственно, как объекты для изучения, ведь они не только на этот гражданский самолет ставились». Словом, утратив двигатели, самолет изрядно потеряет в исторической адекватности и, можно сказать, окончательно станет муляжом. Нужен ли нам такой вариант?
* * *
«Если все получится, как мы задумали, это будет нечто!» - уверен Гильмутдинов. В оценке эффектности, которую приобретет с появлением Ту-144 довольно унылый пейзаж района ул. Амирхана - Четаева, с ректором согласен председатель правления союза архитекторов РТ Виталий Логинов. «Считаю, нормальное решение для установки. Такие объекты в городе могут смотреться вполне органично. Единственное пожелание: надо оставить вокруг него чистое пространство, не застраивать его, чтобы была возможность прочувствовать формы самолета! Ни в коем случае не надо никакие домишки рядом строить... У нас в городе подобных объектов нет, будет уникальная вещь»
(
отседова)
PS. Фото осени 2012 года, с моего первого визита в Казань.
Вот так тогда выглядел этот Ту: