Казань авиационная. Соцгород и заводы

Jan 16, 2013 14:15

Давайте отвлечёмся от туманной Прибалтики, от осенней Варшавы и вернёмся в славный город Казань.
Я вам ещё не рассказал о Казани авиационной - ведь это при СССР был крупный центр производства авиатехники с тремя большими заводами, сгруппированными в одном районе. КАПО им. Горбунова, строившее дальние бомбардировщики, в том числе Ту-160 и Ту-22, а также пассажирские самолёты; КМПО - моторостроительный холдинг; а также Казанский вертолётный завод. Так получилось, что я в сентябре 2012-го смог побывать в ведомственном музее КАПО Горбунова, был очень сердечно там принят, и (совершенно неожиданно для меня) получил ещё и возможность побывать у вертолётостроителей, на 1-й площадке завода. Кроме того, удалось погулять по северной части города, в Авиастроительном и Московском районе.
Здесь - рассказ о походе по соцгороду казанских авиастроителей, а также, вкратце, и о трёх упомянутых заводах.


Казань. Списанный Ту-144 за ограждением территории КАИ или КМПО


Поскольку авиазаводы находятся на севере города, а я остановился близ вокзала, то добираться туда надо весьма немало, около получаса чистого пути. Изучив схему города, я решил туда ехать на трамвае №9, и заодно посмотреть Казань трамвайную (хотя и на автобусе было быстрей). Так что первые кадры - это трамвайный путь в тот район.

Стартовал я от вокзального кольца и по Кировской дамбе покатил на север. Что интересно - когда я вытащил камеру, чтобы поснимать виды назад через стекло, то это вызвало живейшее любопытство окружающих. Причём любопытство не настороженно-враждебное, как в шахтёрских городах, а дружественное. Сперва пришла кондукторша, пока народу было немного, и стала меня расспрашивать, откуда я. Когда я ответил, что из Питера, то назад пересели ещё две женщины и мужик, женщины оказались из Тюмени и Челябинска соответственно, а мужик местный и завязался общий разговор о ценах на транспорт в разных уголках Урала и Поволжья. Потом ещё подсели двое, одна с роднёй из Воронежа, и периодически подходила поговорить кондукторша. Трамвайная казанская публика оказалась на удивление "домашней" и патриархальной - такое я встречал только в Одессе, на маршруте дальнего трамвая, который ходит вдоль берега моря на юг (забыл номер).

2. Вот, едем мимо речного техникума с памятником "Метеору".


3. Так вот путь проложен сквозь жилые районы. Явно новый.


4. Едем мимо Московского рынка.


5. А далее - по ул. Декабристов с мощным сталиансом (это тоже Московский район). Посмотрим её в конце поста.


6. Наконец, пересекаем северный ж-д обход города, близ станции Казань-2, который разделяет районы и въезжаем в Авиастроительный район.


7. Вот его стела.


8. Линия и тут проложена по зелёным участкам, на границе с жилыми комплексами.


9. Как только трамвай выходит на ул. Дементьева - надо выходить, я у первой цели.


10. Застройка тут, на севере, скромней, чем в Московском районе, но тоже немало сталианса - т.е. строилось тут многое в период первой реконструкции КАПО (когда он осуществлял легендарный послевоенный проект перестройки производства на Ту-4).


11. От ул. Дементьева надо идти направо, по примыкающему к ней переулку. Узнать цель легко - там стоит бомбардировщик Ту-22М3 в качестве памятника, виден издалека.


12. Обходим его.


13. Здание заводоуправления КАПО.


14. Стела и одна из будок охраны. Я минут через 10 её (разумеется) заинтересовал, и один из охранников ко мне пришёл узнать, а чего это я тут снимаю и зачем. Я ответил, что сюда прибыл с визитом из Питера и меня сейчас заберут на территорию завода. Он подивился и отстал :)


15. А вот тут, под самолётом, было назначено рандеву с Ириной, казанчанкой, которая помогала мне организовать визит на КАПО, по соцгороду и в авиамузей мы уже дальше ходили вместе. Она приехала на автобусе, встретились с ней и пошли в бюро пропусков.


16. Центральный фасад заводоуправления КАПО. Левей здания, чуть сзади, виден гигантский цех сборки дальних бомбардировщиков. Ещё левей - огромная ВПП на 3,2 км и куча каких-то вспомогательных построек (в том направлении не ходил, дабы сильно не смущать охрану, а хорошего зума на этой камере не было).


17. Пройдём немного вдоль длинного фасада. На всей длине установлены портреты передовиков завода.


18. Вот, например, Кожевников Е.К., слесарь-инструментальщик цеха №11.


19. Идём вдоль фасада в указанный нам охраной вход.


20. Ещё взгляд на бомбер, и мы входим внутрь, там нас уже ждёт барышня, начальник пресс-службы КАПО. Дальше был весьма длительный и интересный визит в музей объединения, чай с печеньем у начальника музея, сытный обед в заводской столовой, неформальный разговор про положение завода с начальником аппарата ген. директора объединения (очень душевной женщиной, землячкой, происхождением с Сибири), и проч. и проч. - это будет тема двух отдельных постов казанской серии. Пока все эти моменты пропускаю.


* * *
После посещения КАПО и сытного обеда на заводе мы отправились дальше вдоль территории, спускаясь к югу.

21. КМПО, бывш. моторный завод №16, вплотную примыкает к КАПО.


22. Перед заводоуправлением установлен вот такой огромный "глаз" какого-то из компонентов турбины.


23. Заводоуправление, вид вместе с "глазом".


24. За забором КМПО (или КАИ) виден один из семи сохранившихся Ту-144, СССР-77107. Состояние так себе, весьма запущен и облуплен :(((


25. Подойти к нему нет возможности, увы, поэтому ещё один кадр с другой стороны улицы.


26. Переходим улицу и углубляемся в большой парк "Крылья Советов". Памятник Ленину в парке.


Там же, ближе к парадному входу, целая скульптурная галерея авиаконструкторов и лётчиков. Увы, тоже пообветшало - в постсоветское время и КАПО и КМПО, заводы-гиганты советского авиапрома, существуют весьма напряжённо, с проблемами. Соответственно, это отражается и на окружающей инфраструктуре.

27. Бюст Чкалова.


28. Парадная аллея в сторону Ленина. Парковые фонтаны, понятно, тоже подзаброшены и не работают.


29. На выходе - плакаты ко Дню Республики на русском и на татарском. Тут - татарская версия.


30. Парадный вход в парк в сталинском стиле, четыре скульптуры в комплекте.


31. Девушка с книгой.


32. Лётчик с планшетом.


33. Напротив, по ул. Копылова - красивый сталинский дом, дальше простирается авиационный соцгород.


34. Мы же переходим Копылова и углубляемся дальше, в жилой район с мощными сталинками, ободранными Хрущёвым и не очень.


35. Наша цель - "королёвский дом", где легендарный ракетно-космический конструктор жил во время и сразу после войны, после освобождения из шарашки. Работал он на КМПО, руководил разработками авиадвигателей и ракетным направлением. Отсюда он уехал в Германию, в Пенемюнде, смотреть и изучать немецкое ракетное хозяйство.


36. Вот и тот конкретный подъезд, где жил С.П. Королёв (этаж забыл спросить, какой). Дом мощный, капитальный, с высокими потолками и большими квартирами. Жильцы в курсе, нас и направил к этому месту один словоохотливый местный, прямо на месте.


37. Рядом стояла машина с казанским котиком :-)


38. Осмотрев "королёвский" дом, выбираемся обратно на Копылова.


39. Рядом с выходом из парка (кадр №30) - строгий и элегантный ДК Ленина.


40. На площади перед ним - бюст П.В. Дементьева, дважды Героя Социалистического Труда, министра советской авиапромышленности в 1953-77 гг.


41. "Татарская солянка"


* * *
После чего за нами пришла машина из КАПО Горбунова, чтобы отвезти на вертолётный завод, который находился в западной части района. С этим заводом получилось интересно: теоретически-то я знал, что в Казани строят и вертолёты, но вообще не рассматривал его как объект для осмотра. Однако во время посещения музея на авиазаводе, в ходе разговора, заводчане сами и предложили поглядеть ещё и ведомственный музей на КВЗ, который "тоже интересный". Ок, я не возражал - тем более что они сами взяли на себя согласование посещения и даже пообещали дать машину.

42. В общем, машина пришла за нами как раз у ДК Ленина, забрала нас и мы покатили на на 1-ю площадку КВЗ, где производится сборка изделий, лопастей к ним и окраска продукции. В отличие от застывшего в позднем СССР КАПО, вертолётный завод был хайтечным, современным, реновированным, набитым какой-то пупер-супер блестящей современной аппаратурой охраны и т.п. Прямо почти бизнес-центр в Питере! Там нас и встретил боевой сухопарый низенький дедок, директор музея.


43. Интересно, что основная вывеска - на английском (Kazan Helicopters).


44. Стела с лопастями перед зданием заводоуправления КВЗ.


Камеру мне там пришлось оставить, на контуре охраны - она ввела охранников в настоящий ступор и с ней они меня пропускать отказались. Ирина осталась ждать у пропуского бюро, а я с дедком пошёл на территорию завода. Прошли с ним по аллее внутри, с памятниками и установленным вертолётом, даже заглянули в ближний цех, где стояли собранные окрашенные аппараты, а потом он завёл меня в заводской музей. Прямо там состоялся с ним любопытный диалог:
- А чего у вас так к сьемкам строго?
- Зачем нас снимать? У нас режимный завод.
- Ну как... много тысяч читателей бы узнали и посмотрели, чем живёт и дышит завод...
- А мы не нуждаемся в рекламе. У нас вон в три смены работают, еле успевают программу выполнять.
- Чё, так прям загружены?
- Да, сильно. Договора уже на 2015-й заключаются и даже на 2016-й. Мы столько сейчас вертолётов делаем, как никогда!
- Но завод же с советского времени? Неужели делаете больше, чем при СССР???
- (чуть задумавшись) ...не, Союз нам не переплюнуть. Тогда Афган был, вертолёты клепали, как сосиски. Зато сейчас машины не типовые, с ними больше возни - у нас только комплектаций салонов около двадцати. А тогда всё простое было, военное. Но за 20 лет никогда столько не делали.
- Понятно... и сколько же машин вы делаате?
- Ну, сейчас где-то 130-135... это очень много. Семь лет назад делали много меньше сотни. И программа очень большая, у нас поставки в 31 страну, кроме нас. А ремонт! Ремонта и перекомплектации тоже очень много! У нас сервисный цех еле справляется.
- А при СССР?
- Ууу... тогда, наверное, около двести пятьдесят... Но в те времена просто было, в основном новое производство, и салоны очень простые, военные. Меньше возни с комплектацией.

В общем, пообщаться было весьма интересно.
О музее будет короткий рассказ прямо в посте с музеем КАПО, попозже.

45. После этого мы выбрались оттуда и приехали на станцию Казань-2 с новым вокзалом, который я вам уже показывал. И затем прошлись по ул. Декабристов с её мощным сталиансом, которая ведёт в центр.


46. Дома - индивидуального проекта, мощные и капитальные.


47. На пересекающей Декабристов ул. Гагарина, на отшибе, находится и дом, где жил в хрущёвской ссылке Василий Сталин. Надо признать, загнал он его в настоящие окраинные ебеня - дом находится не только не в центре города, но даже и не в центре Московского района, далеко на параллельной улице, куда ещё надо шагать от Декабристов. Ирина по моей просьбе дошла до этого дома и засняла его (уже после моего отъезда). Справа выступ у дома - там и есть пятый подъезд, где находится квартира № 82, та самая.


48. Интересная казанская традиция - отделения Сбербанка называются там как стандарт "Сберотделениями" (не Сбербанк). Нигде больше такого не видел.


49. Наконец, доходим до будущего метро, которое будет сдано в мае 2013-го, здесь наш большой поход по Казани авиационной заканчивается.


Далее будут показы музеев КАПО им. Горбунова и вертолётного завода.
Оба находятся на внутренней территории заводов, просто так не посетить.

Продолжение следует.

Казань, трамвай, архитектура, уход в историю, авиа, Советский Союз

Previous post Next post
Up