В июле месяце, возвращаясь с исландской экспедиции, довелось впервые попробовать "Аллегро", на рейсе из Хельсинки в Питер. С этим поездом у меня получилось не так, как с "Сапсаном" или "Ласточкой". Если те сущности я тестировал почти сразу, как они появлялись ("Сапсан" -
рейс №2 в декабре 2009-го, "Ласточка" -
через 6 дней после начала эксплуатации на ж/д России, январь 2013-го); то "Аллегро" я испробовал только через три с половиной года после запуска маршрута. Особо как-то не было повода, да и цена несколько отпугивала.
Однако в этот раз
gunter_spb обратил моё внимание, что вечерний рейс №788 стоит очень умеренно - ок. 2200 р. (
шайтан-маршрутка до двери просит 1500), и я тоже решил поехать из Хельсинки поездом. Снимал я по пути, правда, совсем мало, а после Выборга и вообще отрубился (устал); но основные впечатления от использования данного маршрута, пожалуй, изложу.
"Аллегро" на вокзале Хельсинки перед отправлением
2. Итак, нужный нам поезд подходит под посадку.
Небольшое лирическое отступление.
Надо сказать, что "Аллегро" - проект совместный, РЖД и VR, и рекламируется на хельсинкском вокзале вполне видно и красочно.
3. На самом центральном проходе - яркий щит с завлеканием финнов в окончательно потерянный ими в 1944-м, но всё равно ностальгический Виипури. На этом самом "Аллегро".
4. Тут же продают туда туры. И не только туда, но и много всяких разных ещё и в Питер.
5. Рядом - стоечка с журналами "Аллегро" и картой в стиле "Дискус-медиа". Стиль именно этой картографии я узнаю мгновенно практически везде, почти десять лет работы там даром не прошли :)
6. Впрочем, ладно. Выйдём на свежий воздух, к поездам. Минут пять назад Гунтер сообщил мне потрясающую весть о падении малазийского "Боинга" в стане донецких ополченцев, и я её пока перевариваю :)
7. А вот и наш поезд появился на табло. Поезд строго семивагонный - 6 вагонов пассажирских + вагон-буфет.
8. Выход на посадку - совершенно свободный. Никаких досмотров, проходов через рамки, линии безопасности, никаких изолированных и огороженных платформ. Просто обыденный поезд, в финском понимании.
9. Посадка расслабленная, без суеты. Никто билетов на входе не проверяет, просто жми кнопку, открывай автоматическую дверь, заходи и садись. Проводники есть кое-где, но они отнюдь не рвутся проверять билеты. Просто проходят мимо.
10. Вид на наш поезд спереди. Вдали на заднем плане немного видна башенка
хельсинкского вокзала. Крытый дебаркадер над путями соорудили не так давно, хотя затрудняюсь сказать год. Но у меня в архиве много снимков "нулевых" годов, ещё без дебаркадера.
Отправлялся наш поезд в 19.00 (20.00 по московскому времени), ходу - 3,5 часа. Точней, 3 часа 36 минут.
На самом деле, это очень быстро для отрезка Хельсинки - СПб. Если ехать на машине, быстро, без остановок в пути - то даже с полупустой границей выйдет не менее 5 часов. Если на границе очереди - соответственно больше. В поезде контроль идёт в пути; впрочем, об этом далее.
11. Заходим в поезд. Сам вагон для меня ничего нового не сказал - на Pendolino разных модификаций я до этого ездил как минимум трижды. Один раз про похожий писал и в журнале,
про поезд Прага - Вена.
12. Вагоны были полупустые, заполнены примерно на 35-40%. То есть, были не только свободные места, но кое-где даже и свободные ряды.
Мне, правда, повезло не очень: когда я пришёл в вагон, то обнаружил на своём месте у окна какую-то пафосную петербурженку в модном прикиде, из разряда фитнес-леди. Есть у нас такой типаж, знаете - с придыханием тащится с заграниц, через губу смотрит на "почти совковый питер" и не вылазит из коротких туров во всякие вены-барселоны. Она была сильно недовольна пересадкой, и после того, как я обосновался на своём месте, немедленно откинула столик, с видом оскорблённой невинности достала из сумочки комплект суши (или роллов, я плохо их различчаю) и тут же начала их поедать тонкими лакированными палочками, заперев меня у окна. В результате я вынужден был ждать, пока она закончит свой японский туалет обед и нюхал с ней за компанию запахи этих специй.
13. Места со столиками, ближе к центру вагона.
Сразу надо отметить недостаток №1: это тот факт, что кресла в вагоне не разворачиваются по ходу поезда, и половина пассажиров при любом раскладе вынуждена ехать задом. Жаль, что про это не подумали при планировке составов. Этот вопрос решается не так сложно, и скажем в китайских поездах кресла всегда разворачиваются по ходу.
Их хорошего: кресла 2-го класса вполне комфортные, есть розетки (две штуки - т.е. 1 на каждого пассажира).
Есть нормальный откидной столик, мусорные пакетики. Места для крупного багажа в конце и в середине вагона.
14. Розетки и мусорные пакетики.
Надо сказать и недостаток №2. Это вай-фай. Поезд позиционируется с wi-fi, однако реально он есть только на финской стороне маршрута. После границы он формально есть, значок показывает, но фактически ничего нет: видимо, мегафоновский 3G по пути имеет сигнал плохого качества. Что-то, кроме почты, проверить и загрузить нереально, скорости почти нулевые. Да и почта грузится неважно, нужно делать 2-3 попытки. То есть, на половине пути, можно считать, сети нет.
15. Скорость. На протяжении примерно половины пути поезд держит 190-200 км/ч. На границе идёт ок. 30-40 км/ч, за Лужайкой до Выборга убыстряется до 140; кое-где в Финляндии за Коуволой развивает 210-220, но совсем ненадолго. Ближе к Питеру скорость уменьшается до 170-180.
16. Около границы встречаемся со встречным "братцем Аллегрой", идущим из Питера.
Что ещё озадачило?
Это неравновесность статуса поезда на линии. Грубо говоря, на финской территории поезд рассматривается как обычный, ординарный. К нему на VR отношение совершенно равнодушное. Именно поэтому подавляющее большинство задержек и опозданий происходит на финской половине маршрута. Совсем иное отношение - на русской половине. Тут он рассматривается как эксклюзивный, "образцовый" проект. Жёсткий контроль скорости, стоянок, интервалов, немалые кары за опоздание по вине персонала и проч.
Даже не знаю, к чему это отнести - к плюсам или минусам.
Недостаток №3, вытекающий из неравновесности статуса поезда - это удобство остановок в 800-тысячном мегаполисе Хельсинки и неудобство, негибкость одной-единственной остановки в 5-миллионном Питере.
Судите сами. В Хельсинки поезд останавливается аж на двух платформах, кроме центрального вокзала - Pasila и Tikkurila. Это значит, что пассажиру не обязательно таскаться на центральный вокзал - он может сесть в поезд и на другой базовой платформе, к которой подходят маршруты общественного транспорта. Там тоже нет никакого особого контроля, "Аллегро" рассматривается как обычный поезд. Налицо удобство посадки и забота о пассажире. При этом, как я обратил внимание, около 70% пассажиров из Хельсинки садится не на центральном вокзале, а на этих двух платформах.
В Питере совсем иной коленкор: поезд приходит только на Финбан, причём платформа полностью изолирована и оцеплена ведомственной охраной. Выпуск пассажиров идёт через 6-дверный весьма узкий выход на проспект вбок, и пассажирам крайних вагонов надо идти к середине состава. По аналогии с Хельсинки, для Питера явно напрашивается в виде базовой остановки ещё платф. Удельная - где есть метро и куда могли бы выходить жители северных районов (и на ней же садиться, на пути в Хельсинки). Но увы. У нас всё это организовано крайне жёстко и негибко :(((
17. Проезжаем границу Финляндия - Россия. Медленно :)
18. 156-й км на линии. У границы.
О пограничном контроле в пути.
Это, пожалуй, одна из самых удобных опций поезда. Всё происходит в движении.
Финны смотрят и проштамповывают паспорта пассажиров между Коуволой и границей, ст. Вайниккала. Ничего не спрашивают.
Наши садятся в Выборге и смотрят пассажиров примерно час после отправления оттуда. Досмотр простой, лёгкий, без усиленных мер. Таможенники просто спрашивают, где ваш багаж, и в 95% случаев их не смотрят. Всё очень выборочно.
Единственно, есть момент, когда ты пересаживаешься на другое место, даже после Зеленогорска, и минуты через три прибегает какая-то погрантётенька и начинает взволнованно спрашивать, "а где вы сидели, у вас паспорт проштамповали?" (так случилось со мной). Но говоришь, где и они успокаиваются, уходят :)
19. Приграничная станция Лужайка.
20. Выборг. Тут можно только выйти, зайти нельзя. На обратном пути - наоборот.
Приходит в Питер поезд в 23.36, и вся толпа вываливается через узкий накопитель вбок.
Прямо скажем, не очень удобно. И надо быстро бежать на метро, если у тебя пересадка на др. линию через центр. Иначе - не успеваешь. У меня был люфт реально всего 10 мин.
* * *
В целом, поездом "Аллегро" ехать очень быстро. Это реально самый быстрый вид сообщения между Хельсинки и СПб, выигрывает даже у самолёта, при условии, если вам удобно и недалеко ехать на Финбан в Питере. Есть некоторые недостатки, перечисленные выше. Правда, я не готов платить за этот путь 3500-4000, но 2200 вполне нормально.
Буфет я не протестировал - уснул. Не разведал ни цены, ни ассортимент.
Спасибо за внимание, я окончел свой сказ :)