В туристско-обывательской среде почему-то бытует расхожий стереотип "в Берлине нечего смотреть, это неинтересный город, там всё было уничтожено войной и совком. Посмотреть пять боянов и больше можно никогда не приезжать...". От себя могу сказать, что это абсолютно не так: многослойный, интереснейший город, который до сих пор хранит множество тайн, загадок и колоритных уголков прежних бурных эпох. Это касается как транспортной системы, которая начала формироваться очень давно, так и застройки. Множество "пятен" в разных районах было никак не затронуто ни советским штурмом, ни англо-американскими бомбардировками и преспокойно стоят в своём кайзеровском, веймарском или даже, кое-где, "третьерейховом" облике. Вот только для этого надо, действительно, не лениться и отклоняться в сторону от прохоженных троп.
В сегодняшней серии мы посмотрим комплекс электротехнического концерна AEG в Веддинге - уцелевший осколок Второго Рейха и настоящий заповедник мощного промарха. Это часть общей прогулки, в которой мы с
prussak солнечным июньским днём прошлись
по флактурмам Третьего рейха и заехали к
монстру-издательству Ульштайнхаус близ Тёльтов-канала.
Интересный факт: автором ансамбля фабричного комплекса был архитектор Петер Беренс: тот самый, что
строил в Питере германское посольство.
Берлин. Электрополис AEG
2. Входим на территорию комплекса со стороны парка Гумбольдтхайн - в котором, как вы помните по предыдущей берлинской серии, находится взорванная командная башня флактурма.
3. Для машин - шлагбаумы, но пешеходно можно зайти свободно.
4. Отсюда мы и шли. Через дорогу парковая зона.
5. Назначения разных зданий я не знаю, так что можно дополнять. Но комплекс был большой.
6. Строился этот промышленный комплекс электротехнической империи кайзера в 1908-1912 гг., под общим архитектурным руководством Беренса, который стал советником концерна AEG в 1907 г.
7. Немцы оставили для колорита даже сетку путей, закатав их почти в один уровень с брусчаткой.
8. Можно заглянуть в большой цех. Он по сей день работает, тут какая-то сортировка товаров, логистика. Цеховые двери остались первозданные.
9. ...
10. Промышленный замок! :)
11. Старый фонарь.
12. Идём по территории дальше.
13. Мостовые краны, если я верно понял, эпохи Третьего рейха.
14. Их тут много сохранили.
15. Навершия с трубами на крыше уже новодел.
16. Комплекс застройки тянется дальше.
17. ...
18. ...
19. Ещё одна замковая башня :)
20. На стенах кое-где сохранены старые таблички 1920-х - 1930-х.
21. Строение, примыкающее к парку.
22. Внутри что-то делают, здание не простаивает. На стоянке - большое количество великов.
23. Взгляд назад, по нашему пройденному пути.
24. Выходим на улицу. Видите колоннаду? Почерк Беренса не перепутать, сразу вспоминается Исаакиевская пл. в Питере с его посольством.
25. Напротив - встроенное узкое здание, где базируется известная многим медийная корпорация "Дойче Велле".
26. Вдоль улицы можно видеть застройку Электрополиса. Так была оформлена эта фабрика лицом во внешний мир, а мы сперва шли внутри.
27. Цех с заглавного фото - так он выглядит со стороны Макс-Юрих-штрассе. Что удивительно, весь этот комплекс непонятно как уцелел во время англо-американских бомбардировок столицы Рейха. В принципе, он был прекрасно известен как важная промышленная цель, но его почему-то союзники не бомбили.
28. Старый фонарь на перекрёстке.
29. За углом по улице - более старый цех AEG, конец XIX века.
30. Он оформлен более художественно.
31. Узнаёте югендстиль? Практически Рига :)
32. А напротив храма электричества - настоящий храм.
Классификация назначения цехов и строений (дополнение от prussak):
1, 2, 8, 10, 23, 27 - фабрика крупных машин и механизмов, ныне зал имени беренса
3, 5, 6, 7, 9, 13, 14, 15, 21 - фабрика трансформаторов и оборудования высокого напряжения
7 (в глубине), 12, 16, 18, 19, 22 - фабрика железнодорожного оборудования
24 - фабрика малых моторов
29, 30, 31 - фабрика аппаратов
* * *
Ещё в берлинской серии будет рассказ про непарадный участок Стены, который тоже весьма близко отсюда.