Поскольку про город Яньань
я уже рассказал, теперь пора показать его главную фишку и точку паломничества "красных туристов" - лёссовые пещеры, где в в 1937-47 гг. сперва укрывались от японских бомбёжек, а потом и постоянно жили почти все будущие руководители КНР. Они там оставались до марта 1947-го, когда началась гражданская война в Китае и коммунисты, спасаясь от наступления гоминьдана, за двое суток покинули эти пещеры и эвакуировались в горы. Там в течение десяти лет происходили все интриги внутри товарищей по партии и их жён, вырабатывалась стратегия и тактика действий, туда прилетали американцы с миссией Дикси и приезжали посланники Коминтерна, а также связные из СССР.
В этих пещерах протекала вся повседневная жизнь будущих властителей Красного Китая, формировалось их специфическое мировоззрение, которое повлияло на многие дальнейшие события, яньанские деятели после провозглашения КНР почти 50 лет (до смерти Дэн Сяо-пина в 1997-м) определяли политику одной из мировых держав. "Яньаньский дух" в современном Китае стал особым термином, который обозначает сосредоточенность на борьбе, аскетизм, отказ от капиталистических соблазнов и сплочённость товарищей по партии для будущей победы. Нечто вроде первых христиан. Этот дух часто противопоставляется современному духу гедонизма и бесцельного прожигания жизни. Впрочем, второе китайцы любят больше, но не всегда получается - сверху их заставляют делать проекты и сверхпроекты :)
Давайте посмотрим вместе со мной, где и в каких условиях жили будущие китайские руководители во главе с Мао. Заодно немного освежу факты его ранней биографии: именно тут он разругался со второй женой - Хэ Цзычжэнь, отправил её в Союз и нашёл себе другую, шанхайскую актрису Лань Пин - которая спустя 37 лет станет главой "банды четырёх", через месяц после смерти великого Кормчего будет арестована и осуждена к смертной казни с отсрочкой исполнения.
Пещера-яодун, двухкомнатный апартамент. На этой кровати около пяти лет спал Мао :-)
2. Чтобы добраться до района этих пещер, надо ехать на окраину северной части яньаньского "треугольника" - от центра, мимо огромного Музея Революции, по дороге вдоль почти пересохшей реки. И как только покажутся жёлтые корпуса Яньаньского университета - пора выходить, и искать указатели. Вообще, сопки там изрыты пещерами со всех сторон - ведь когда-то тут базировалась армия в несколько десятков тысяч бойцов, и некоторые пещеры, судя по вывешенному белью, до сих пор остались жилые (!). Но нам надо найти музеефицированный кусочек, ведущий именно в пещёры руководителей КПК. А вот и ориентир: повёрнутое боком к дороге здание с каменными табличками и звёздами. Выше него - яодуны и есть, в несколько ярусов. Не все из них музейные. Идём туда.
3. Боковая долина-отросток (от основной долины) быстро сужается, и ширина её меньше километра. С другой стороны тоже подступают изрытые горы с рядами-пещерами, но там уже никаких музеев нет.
4. Вот общий план музеефицированной территории. Он довольно запутан, если ходить по местности, и не во всём я полностью разобрался - скажем, отросток с пещерой Чэнь Юня пропустил, но основные точки всё же посетил. Внизу стоит зал заседаний, где в 1945 г. даже прошёл сьезд КПК. Выше по дороге центром композиции является здание Центрального Комитета партии, левей его по склону горы - пещеры основных руководителей (Мао, Чжу Дэ, Чжоу Эньлая, Линь Бяо, Гао Гана и др.).
5. Зал заседаний, где проходил VII сьезд КПК. Сейчас он подновлён и восстановлен, но в 1947 г., когда коммунисты бежали в горы от наступления гоминьдана, был повреждён. Его мы сейчас пропускаем и идём выше.
6. Дальше по долине базируются местные реконструкторы. Я там произвёл фурор своим появлением (иностранцы тут - очень нечастое явление), и счёл за благо быстренько ретироваться дальше - а то все смотрели на меня, как на диво дивное.
7. Метров через двести приходится выбирать - или идти низом к зданию ЦК партии, или уходить по дорожке левее, подымаясь наверх, к пещерам. Я выбрал второе, так что ЦК посмотрим в самом конце.
8. Проходим здание ЦК верхним ярусом: тут надстроены мостики, так что от пещер руководителей можно было пройти прямо во второй и третий этаж. Не знаю, было ли это всё время, или сделали только после окончания войны с японцами. Скорей, после - потому что японцы постоянно бомбили этот район с воздуха, или как минимум, пытались это делать, вплоть до начала 1944 г. Обратите также внимание, что горы напротив тоже изрыты пещерами - тут везде жили бойцы НОАК, которые или прошли Великий поход, или присоединились к коммунистам позже.
9. А вот и вход в яодун Мао. Я не сразу в него попал, сперва смотрел пещеру Чжу Дэ, но показывать буду первым и наиболее подробно.
10. Снять "вчистую" его проблематично - на его фоне постоянно снимаются восторженные китайцы, половина из них с детьми, и ждать надо довольно долго, пока они там нащёлкаются.
10a. Фото Мао Цзэдуна от 1942 года, сделано тут же, только ярусом выше, где базировался Дэн и другие партийцы, несколько пониже рангом. Форма - ватник и ватные брюки - это стандартная одежда на позднюю осень и зиму. Она тут противная, туманная, порой неплохие морозы и с ветрами с примесью песка. В общем, набор ещё тот. Поэтому не ворчите сильно на европейский климат.
11. В углу небольшого дворика - спартанские сидушки и стол. Каменные. Как они тут сидели, если не летом на солнце, ума не приложу. Стелили под зад циновки?
12. Конкретно здесь Мао базировался с ноября 1938-го по октябрь 1943-го. Этот был период, когда он уже расстался с Хэ и в 1939 г. нашёл себе новую жену - актрису Лань Пин, ставшую в Яньани Цзян Цин, под именем, которое потом будет известно всему миру. Тут как раз и протекал весь его роман с Лань, а потом он женился в третий раз (юридически - в четвёртый) и тут же родилась дочка.
12a. Вот фото 1936-1937 г., со второй женой Хэ Цзычжень (окончательно расстался с ней осенью 1937). Это ещё период, когда японцы не разбомбили центр города, и они жили внизу, гораздо более комфортабельно, чем после.
Расстались они после нескольких скандалов - Хэ не терпела внеслужебного общения мужа с другими женщинами, даже без вольностей. Вот как об этом пишет А. Панцов в биографии Мао, пересказывая Э. Сноу:
[...] Уже давно стемнело, когда она достигла пещеры Лили. Цзычжэнь не сомневалась, что найдет там неверного мужа. И не ошиблась. Вот что впоследствии со слов Смедли рассказывал Эдгар Сноу: «Агнес уже собиралась ложиться спать, как вдруг… услышала звук шагов. Кто-то изо всех сил спешил по горной дороге. Затем дверь пещеры Лили с шумом отворилась и пронзительный женский крик разорвал тишину: „Ах ты, идиот! Как же ты смеешь меня обманывать, шляясь к этой буржуазной шлюшке с танцплощадки!“
Смедли вскочила с постели, набросила на себя плащ и ринулась в соседнюю пещеру. Там она увидела жену Мао, которая, стоя перед мужем, била его длинным электрическим фонарем. Он сидел на стуле около стола в кепке и военной форме. Остановить жену он не пытался. Его охранник, замерший около двери, не знал, что делать. Жена Мао, рыдая от ярости, продолжала избивать его и орать до тех пор, пока не выдохлась. Наконец Мао прервал ее. Он выглядел уставшим, а его голос звучал тихо и строго: „Успокойся, Цзычжэнь. В моих отношениях с товарищем У нет ничего постыдного. Мы просто разговаривали. Ты позоришь себя как коммунист. Тебе будет стыдно. Иди быстрее домой, пока другие члены партии не узнали об этом“. Но тут жена Мао обернулась к Лили, которая жалась к стене, как испуганный котенок, завидевший тигра. Она бросилась на нее с криком: „Танцевальная сука! Ты, видно, на всех мужиков бросаешься! Даже Председателя одурила!“
Подскочив к Лили и все еще держа в одной руке фонарь, она другой рукой стала царапать ей лицо, а затем вцепилась в ее пышные волосы. Окровавленная Лили рванулась к Агнес и спряталась за ее спиной. И тогда жена Мао решила обрушить свой гнев на Агнес. „Империалистка! - закричала она. - Это твоя вина! Пошла вон в свою пещеру!“ Размахнувшись, она ударила „заморскую дьяволицу“ фонарем. Но Смедли была не из тех, кто подставляет другую щеку. Она сбила миссис Мао с ног одним ударом. Сидя на полу, жена Мао, больше от унижения, чем от боли, истерически визжала: „Что же ты за муж?! Какой из тебя мужик?! Действительно ли ты коммунист?! Меня на твоих глазах ударила эта империалистка, а ты молчишь!“
Но Мао возразил ей: „Да разве не ты ударила ее, несмотря на то, что она вообще ничего тебе не сделала? У нее есть право на самозащиту. Это ты нас всех опозорила. Ты ведешь себя как богатая дамочка из плохого американского фильма“. С трудом сохраняя хладнокровие, Мао приказал охраннику помочь его жене подняться и проводить ее домой. Но та шумно сопротивлялась, и Мао пришлось вызвать еще двоих охранников, которые в конце концов увели истеричную жену Мао в ее дом. За ними в тишине последовал и Мао, и пока эта процессия спускалась с холма, множество удивленных лиц выглядывало из пещер»
12b. А это - с третьей женой, актрисой Лань Пин (Цзян Цин). Фото уже времён миссии Дикси (1944), когда Мао был признанным вождём.
Из книги Панцова, об истории знакомства:
[...] Мао отправился выступать в Академию искусств им. Лу Синя, расположенную в деревеньке Цяоэргоу, недалеко от Яньани. Это было вновь созданное КПК учебное заведение для подготовки глубоко преданных партии культурных работников. Лань Пин, только что зачисленная в эту же академию преподавателем, заблаговременно заняла место в первом ряду с большой толстой тетрадью. Она ловила каждое слово Председателя, быстро, почти стенографически, записывая все, что он говорил. И Мао, конечно, заметил ее. А как же иначе? Среди загорелых крестьянских лиц ее нежно-белый лик особенно выделялся.
После лекции она подошла к нему.
- Мне еще многому нужно научиться, - сказала она, робея. - Но, благодаря вам, я поняла, что смогу углубить свои знания.
- Ну, если что-то осталось неясно, то не стесняйтесь. Приходите ко мне, разберемся, - ответил Мао и оглядел ее. Тоненькая, очень скромная, с двумя косичками, перевязанными на затылке ленточкой.
Дальше уже было дело Кан Шэна. И тот не заставил себя ждать. Воспользовавшись тем, что он и Лань Пин были земляками, стал вовсю расхваливать Мао Цзэдуну прелести чжучэнских женщин. А через несколько дней пригласил Лань Пин на встречу с вождем. Но только в сентябре 1938 года, когда Мао наконец почувствовал себя триумфатором, Лань Пин стала его любовницей и одним из секретарей. Вскоре после этого она вновь решила сменить имя. С прошлым было покончено, и она попросила Мао выбрать ей иероглифы, приятные ему. И он подыскал их: Цзян Цин («Лазурная река»).
19 ноября 1939 года они сыграли свадьбу, и Мао жил здесь с новой боевой подругой, примерно через год после заселения в эту пещеру. Хэ - прежняя супруга - к этому моменту находилась в СССР на лечении, с дочкой от Мао. Сперва она жила в пос. Монино под Москвой, а потом стала воспитателем в Интернациональном детдоме в г. Иваново.
13. Вот, собственно, интерьер пещеры. Это - его рабочая комната.
Возникает вопрос, что тут подлинное, а что нет. На этот вопрос частично мне ответили уже на следующий день, в Музее Революции, где были англо- и русскоязычные сотрудники. А тут я не мог задать вопрос, по причине незнания языка.
14. Два стула.
15. Письменный стол (вот этот обшарпанный) с телефоном - принадлежал Мао.
16. Телефон поближе. Связь, понятно, только местная, по полевому кабелю.
17. Вход в жилую комнату. Очень низкий, примерно полтора метра или даже 1.40, и довольно узкий. Надо пригибаться.
18. Площадь жилой комнаты небольшая, может быть, 16-17 кв.м. Условия крайне спартанские. Никаких удобств. Как они справляли нужду, и как был вообще организован этот процесс - на столько пещер! - тут не указывается, а спросить я не мог. Только пытался предположить.
19. А вот очень щекотливый момент - присутствует портрет молодой Цзян Цин с Мао, на фоне этого жилища. Дело в том, что осенью 1976 г. она была обьявлена "главой банды четырёх", приговорена к казни с отсрочкой и сидела до самой смерти в 1989 под арестом. Понятно, что все её изображения были изъяты из публичного оборота. Положение смягчилось только в начале "нулевых", и тогда же вернули портрет, ради исторической достоверности - всё-таки Мао жил тут именно с ней. Но изображения её и сейчас строго дозируются, и скажем, в огромном музее Революции его нет ни одного. Сделали исключение для пещеры.
20. Предметы обстановки. Непременный термос в оплётке. Касательно их принадлежности Мао, ничего не могу сказать.
21. Шкаф с периодикой, и разные предметы для гигиены. Шляпа (на шкафу) и зеркало принадлежали Председателю.
22. Шляпа поближе.
23. А вот так он умывался. И брился (зеркало его). Относительно большой нужды, осталось непонятным, где и как тут это было организовано в принципе, туалета тут нет.
24. Изучив внутренности, выхожу из пещеры, и наконец ловлю момент, когда на фоне дверей и окон никого нет.
25. Общий вид пещеры Мао Цзэдуна. Выше, на заднем плане, виден следующий ярус яодунов, уже не музейный.
26. Пещера будущего Первого Маршала КНР и бывшего студента филфака Гёттингенского университета Чжу Дэ, тоже двухкомнатная.
27. Жилая комната Чжу, с кроватью.
28. Чжу Дэ со своей боевой подругой Кан Кэцин.
29. Теперь пошли на ярус выше.
30. Вот так по склону были расположены яодуны, подчиняясь рельефу и не всегда соблюдая симметрию или рядность.
31. Поднявшись ещё, можно посмотреть и в сторону города. Сейчас тут всё застроено, внизу - корпуса университета, а тогда были только изрытые пещерами сопки и пустота в долине.
32. Пещера Лю Шаоци, второго Председателя КНР, который потом будет репрессирован во время "культурной революции".
33. Пещера Чжоу Эньлая, бессменного главы правительства Красного Китая при Мао.
33a. Вот они оба - Мао и Чжоу Эньлай, сразу после "опещеривания" этой горы (1938). Кто бы мог подумать, что эти два человека в грубой одежде всего лишь через десять лет встанут у руля красного колосса с полумиллиардным населением, выгнав своего злейшего врага за Тайваньский пролив? А через 23 года после этого снимка Чжоу покинет хрущёвский XXII сьезд КПСС за 4 дня до выноса тела Сталина из Мавзолея, хлопнув дверью, и закончит дружественные партийные связи между двумя социалистическими гигантами на этом аккорде.
34. Чжоу и его боевая подруга Дэн Инчао, с которой они вместе жили в этой пещере.
35. Выходим из жилища Чжоу Эньлая, и спускаемся вниз.
36. Внизу стоит здание Центрального Комитета партии, построенное во второй половине 1930-х, времён Особого Района.
37. Оно интересно тем, что ранее тут находился ещё и Антияпонский университет, основанный Мао.
38. Здесь бойцы занимались политподготовкой, проникались священной ненавистью к японским оккупантам и слушали лекции преподавателей-марксистов.
38a. Фото 1939. Мао выступает на митинге, посвящённом 3-й годовщине Антияпонского университета. В этом самом помещении (можно опознать по характерной скамейке).
39. На выходе - снова Мао. Его тут много, и не только на музейной территории.
По пещерной территории можно ещё много ходить - я показал вам весьма немногое. Итак рассказ получился большой. Но общее впечатление от уровня комфорта и устройства жизни яньаньского периода истории КПК, надеюсь, получить можно. Вот тут-то и зародился легендарный "яньаньский дух", который сейчас изучают партийные китайцы.
Ещё по теме: фотоподборка
Многоликий Мао.
Рельсовая Поднебесная, полное содержание Читать все записи по тегу