Забайкальский поход по Транссибу. Новопавловка - Толбага

Feb 26, 2013 11:27

Решил выложить что-нибудь из старенького. А то всё новенькое да новенькое, а более ранние походы и поездки уныло солятся в архиве и вопиют о несправедливом забвении. Нехорошо.
* * *
Итак, сегодня мы перенесёмся почти на 9 лет назад и на 5836 км на восток от Москвы, в лето 2004-го и в Западное Забайкалье. И пройдём пешочком не спеша прямо по полотну Транссиба до станции Толбага, где в декабре 1899 года строители отмечали смычку забайкальского участка Великого Сибирского пути. Поскольку места европейским людям непонятные, я постараюсь на картах и схемах показать их как можно наглядней. В помощь к снимкам будут привлечены воспоминания очевидцев из 1908 года, а также выдержки из царского путеводителя по Забайкальской магистрали 1905 года.


Транссиб, Забайкалье. Долина реки Хилок, 5834 км от Москвы


2. Но сначала - о каких местах пойдёт речь. Красная точка северней монгольской границы, западней Читы и юго-восточней Улан-Удэ - нам туда.


3. В этих местах Транссибирская магистраль, проходя из Улан-Удэ через станцию Петровский Завод, следует почти на юг до долины Хилка, затем делает резкий поворот на восток и проходит берегом реки, отчасти повторяя изгибы его русла. За станцией Бада Транссиб уходит на Яблоновый перевал и Читу. Очень живописные и зрелищные места, когда едешь на поезде. Две красных точки - это начальная (левее) и конечная отметки фотопохода.


4. Теперь, диспозиция ещё подробней. Выйдем мы из посёлка Новопавловка, одноимённой станции на Транссибирской магистрали, а придём на бывшую станцию Толбага, ныне разобранную и превращённую в остановочный пункт. Большую часть маршрута будем двигаться вдоль полотна Транссиба, а иногда и прямо по нему.


5. Итак, 23 июля 2004 года, выходим из Новопавловки. Выйти надо достаточно рано, чтобы весь маршрут "туда" успеть пройти по приятной прохладе и до полуденного бенефиса паутов. Ну а обратно уже по обстановке. Сперва идём по улице Майская до границы посёлка.


6. Мимо вполне рабочей водокачки 1940-х. Но рано утром она, понятно, закрыта.


7. Дойдя до границы домов, поворачиваем на 90° на улицу Набережная.


8. Проходим мимо этого милого дома "с оленятами". Здесь в 1962-1990 гг. жил младший брат моего деда, сталинградец и ветеран войны Анатолий Степанович Сигачёв. Потом уехал со всей семьёй на Кубань, а через 8 лет, когда умерла его жена, вернулся обратно в родное Забайкалье, но дом этот уже был давно продан. Он до сих пор жив, инвалид 1 группы, но живёт сейчас в Улан-Удэ, у сына.


9. Идём по ул. Шахтовой к Транссибу. Вон он уже виден, вдалеке.


10. Улица выходит к Транссибу перпендикулярно, вливаясь в местную трассу на Толбагу. Ну а мы поворачиваем налево, на восток.


11. Восточная горловина станции Новопавловка. Поближе стоит тепловоз ПМС (путевой машинной станции), а подальше - грузовой поезд, готовый к отправлению. Пока я буду идти до переезда, он отправится и перегонит меня. Слева внизу на камешке - веночек. Кто-то когда-то разбился тут на мотоцикле, а гоняет народ (молодёжь, конечно) весьма безбашенно. Традиционно, такие места тут оборачиваются венками или метятся цветами.


12. ПМС-овский тепловоз уютно и по-домашнему закрыт шторочками, там спит машинист или помощник. Днём они уедут куда-нибудь на километры, работать по магистрали.


13. Идём по этой широкой тропе вдоль главного пути. Вдали - станция Новопавловка, направление на запад.


14. С этого же места посмотрим и на восток. Впереди - переезд, где мы тоже переходим Транссиб, а дальше - клубится туман. Утро же. Клубится он над Хилком, отмечая его течение.


15. Переходим через переезд, и дорога вплотную приближается к Хилку, в который здесь впадает речка Зун-Тигня.


16. Развернёмся на 180°. Вид на Транссиб и ж/д мост через Зун-Тигню: нас сейчас обгоняет почтово-багажный №904 Москва - Владивосток.


17. Туман над Хилком постепенно рассеивается. Вдалеке справа видны сильно сглаженные сопки - там находится широкая зона заливных лугов в пойме речки Индяжины, тоже притока Хилка, но южного.
Те места памятны мне тем, что там мы провели первую половину дня 19 августа 1991 года, помогая родственникам на покосе. Я как раз был в длинном камчатском отпуске. Вернулись в Новопавловку, и после ударного покосного труда решили попариться в бане. Тут-то с радостным воплем и прибежал наш родственник, муж моей сестры - "Горбатого сняли! Ура!!!". "Какого Горбатого? - ваш местный начальник, что ли?". "Ну как какого - который пятнистый! Горбача!". "Ааа... Серьёзно, не врешь? Выпил, небось уже?". "Честно-честно! По телеку передали. И больше ничего не передают. Кажут одно Лебединое озеро!".
Впрочем, про этот период и тогдашнюю реакцию забайкальцев и дальневосточников на ГКЧП и ЕБН я как-нибудь расскажу подробно, не здесь.
А мы - идём дальше на восток :-)


18. Железная дорога после Зун-Тигни огибает скалистую "щеку". На обратном пути этого дня я заберусь на вершину этой сопки и отсниму полукруговую панораму Транссиба, которая в конце 2006-го попадёт парадным разворотом в журнал "Экспедиция".


19. На следующей излучине Хилка туман ещё не ушёл вверх и даже сгустился. 5831 км от Москвы.


20. Вдоль линии массово растёт какой-то цветок, очень красивый, но я не знаю его название.


21. Остановочный пункт 5833 км. Взгляд на восток: Транссиб тут срезает излучину, идя прямо. Тумана нет - мы отдалились от реки.


22. По параллельной дороге движется главный забайкальский транспорт - лесовоз. Дальше видны клубы тумана над рекой.


23. Излучина Хилка очень хорошо прослеживается по туману.


24. Знак стометрового пикета. Раньше на подножиях знаков, с давних пор, рисовалась красная звезда, но в начале нулевых её массово стали закрашивать белой краской.


25. Небольшой отдых на тёплых транссибирских рельсах, после прохода поезда. Плотно повязанная белая косынка - самый удобный головной убор для солнечного дня, который выполняет сразу три функции: а) изолирует голову от теплового удара, б) затылок - от беспощадных атак забайкальских паутов, в) не даёт поту стекать на глаза. Климат тут резко континентальный, и прохлада в жару переходит быстро, за какие-то полчаса.


26. 5834 км. Хилок выходит к железной дороге.


27. И снова скалистая "щека".


28. Хилок опять делает большую излучину...


29. ...Уходя к южной части широкой долины. А представьте себе, как это всё смотрится из более высоко расположенного окна вагона!


30. Обогнув скальный утёс, дорога постепенно выпрямляется. Сзади - километровый знак 5835.


31. Авто-переезд на хилокский мост.


32. И сам мост. Лесовозная дорога затем уходит на юг, спустя 60 км переваливая через Малханский хребет, и раздваивается далее на Красный Чикой и Ямаровку.


33. Ну вот, уже начинается и Толбага, с её заливными хилокскими лугами и пастбищами.


34. Вот что писал про эти места лейб-хирург Павлов, в 1908-м (стр. 18, обведено красным).


Вообще, саму книгу тоже рекомендую - очень интересная и весьма нелицеприятная картина порядков в русских войсках со взглядом "снизу". При этом автор не слал никаких телеграмм микадо, он просто выполнял на фронте свой медицинский долг. После прочтения становится более понятным, откуда и почему шли истоки революционизации низших чинов в 1905 году - если смотреть всерьёз, без нынешних модных хрустений булкой и происков зловредных жыдомасонов.

35. 5836 км Транссиба, взгляд на запад.


36. Наконец, приближаемся к станционным постройкам начала XX века. В паровозную эру Толбага была крупной станцией с буфетом, тут стояли все пассажирские поезда, и даже маньчжурский курьерский №1/2. Справа в постройке помещался водогрейный куб, здесь все пассажиры набирали себе в дорогу кипяток (тогда титаны внутри вагонов были только в курьерских поездах в вагонах 1-го и 2-го классов).


37. Вот выписка про Толбагу из Путеводителя по Великому Сибирскому пути 1905 года.


38. Взгляд на царские станционные постройки с восточной стороны.


39. Проходим дальше, вдоль бывшей станции. Здесь тоже что-то было, но уже снесено и заросло травой.


40. На пригорке - большое здание. Это школа сталинской эры: в транссибирских посёлках школы 1930-х и 1950-х обычно являются самыми капитальными и большими зданиями. Сейчас на неё уже нет учеников на полный цикл, все разъехались, посёлок в девяностые заметно опустел и насчитывает сильно менее полутысячи человек.


41. Покинутый толбагинский вокзал. Станция была закрыта вместе с падением грузооборота по Транссибу в середине 1990-х и в 2000-х более уже не возрождалась, оставшись просто о/п, даже после существенного роста движения в поздне-путинское время.


42. Так что местные жители попытались его переквалифицировать в ДК. Сейчас прошло уже почти 9 лет со дня сьёмки этого кадра; не знаю, жив ли вокзал вообще, как здание.


43. Вид на вокзал и демонтированный первый путь. Эти мощные деревья были посажены тут уже при Сталине, в конце 1930-х.


44. Табличка станции, ещё с МПС и орденом Забайкальской ж.д.


45. И вот, наконец, цель нашего похода - памятная часовня, срубленная в честь соединения Забайкальской дороги. Дорога сомкнулась 16 декабря 1899 года, на торжества прибыл министр путей сообщения Империи князь Хилков, и в тот же день сюда пришёл поезд из Сретенска на Шилке.


Телеграмма императору Николаю II, от генерал-губернатора Забайкальской области:
«Сегодня, 16 декабря, в два часа дня на 361 версте совершилось великое мировое событие: уложено последнее звено Забайкальской железной дороги, соединившее прямым паровым сообщением, считая Байкал и Шилку от Сретенска, не только Балтийское и Чёрное море с Великим океаном, но и давшее непрерывное кратчайшее паровое движение вокруг земного шара. [...]».
И далее, изъявления верноподданических чувств Государю Императору, там ещё много слов. Высокопарно, конечно, но таков был стиль эпохи.

46. (из Путеводителя 1905 г.) Тогда часовня выглядела несколько побогаче и посложнее, на ней была резьба над входом, а также выступы с крестами со всех четырёх сторон. Исчезла и маковка. С начала 1930-х она долго использовалась как путейский склад, а в 1974 г. (к 75-летию Забайкальской ж.д.) была снова отреставрирована, но уже с некоторым упрощением.


47. Нигде не удалось найти "рабочее" фото министра Хилкова ни в Забайкалье, ни на Байкале, поэтому ставлю сюда его парадный портрет из Путеводителя-1905. Это министр путей сообщения №16 в истории Империи, а также "самый транссибирский" министр (1895-1905), при котором была построена подавляющая часть первого варианта магистрали. Кстати, в надписи к предыдущему фото вы видите "верноподданическую" подмену повода: часовня сооружалась всё-таки не в память визита князя, а в память соединения дороги. Этакий подхалимаж той эпохи. Когда Хилкова сменили другие министры, в более поздних изданиях стали писать правильно.


Хилков также отметился в русской железнодорожной истории тем, что в наиболее сложные месяцы русско-японской войны "сидел" на станции Порт Байкал и своими полномочиями разруливал гигантские пробки из воинских поездов и санитарных эшелонов (зима-весна 1905 г.).

48. "Стыковочная" часовня с другой стороны. На заднем плане виден казённый дом для железнодорожников 1900 г. постройки, он есть и на фото №46, см. выше.


49. Вид на детали часовни. Хорошо видно, что на крыше заделано отверстие, где был мини-чердак с крестом.


50. Вид на бывшую станцию с часовней. Наглядно видно, где демонтированы пути советского времени, когда на станции было 5 путей. И, что интересно, там к 2004 г. была даже не снята контактная сеть. Как сейчас - не знаю.


Далее мы пройдём с южной стороны посёлка и вернёмся назад, по пути забравшись на скалы, нависающие над Транссибом, чтобы обозреть генеральную панораму этих мест.

Окончание следует.

Российская Империя, Новопавловка, Транссиб, Забайкалье, архив, архитектура, железные дороги, Толбага

Previous post Next post
Up