К древним римлянам. Сиде. Турция.

Nov 25, 2013 14:11


Недавно побывали в турецком курортном городке Сиде, где помимо отелей, магазинчиков и ресторанов находится музей древнего римского города под открытым небом. Когда гуляли рядом с руинами, думала: «А ведь они действительно существовали!», конечно, у меня не вызывает сомнений, что были и египтяне, и греки, и римляне, но когда доказательства их жизнедеятельности видишь своими глазами, приходит какое-то другое осознание, они, такие далекие и неправдоподобные, как казалось на уроках истории, становятся ближе и понятнее. Пока эмоции от посещения Сиде еще свежи, нужно, подбить под это дело историческую канву, кое-что почитать из теории градостроительства Древнего Рима.

В Сиде мы ехали из Анталии, не доезжая до Манавгата, пересели на маршрутку, и не совсем понимая, где выходить, внимательно вглядывались в проплывающий за окном пейзаж. На каждой остановке пассажиры лениво покидали микроавтобус, кстати, в Турции они называются долмушами, мы ехали дальше, у меня даже начало закрадываться сомнение, туда ли мы едем. Но вот после очередного поворота стали появляться непривычные взгляду строения, руины, колоннада, уходящая в сторону от дороги, необычного вида ворота, да и много еще зданий, названия которым я дать на тот момент не могла.



Зато успокоилась, едем правильно, в самый центр старого города. Пока мы ищем гостиницу, пару слов можно сказать об истории Сиде.

Сиде в переводе с некоторых древних языков Анатолии означает «гранат». Город был заселен эолийцами, греческой народностью, примерно в 600 г. до н.э. С населением 60 тысяч человек, это был самый большой и самый богатый порт в Памфилии. Когда Александр Великий в 333 г. до н.э. вторгся в город, его жители говорили на незнакомом захватчикам языке, он и до сих пор остается нерасшифрованным. Первоначально богатство Сиде было основано на работорговле и пиратстве, Тортуга средиземноморского разлива, веселье прекратилось, когда город попал под контроль Рима. Входя в состав Византийской империи, Сиде был достаточно важным городом, и даже имел своего собственного епископа. В 7 веке нашей эры арабские набеги очень сильно разорили город, и он был окончательно покинут после землетрясения в 1150 году. В 19 веке на развалинах Сиде поселились мусульмане с Крита. Нас будет больше интересовать период римского правления, именно в это время были созданы строения, которые хоть и в руинизированном состоянии, но все-таки дошли до нас.

Тем временем, мы уже вышли из гостиницы и направились в центр старого города, пройдя по безлюдным улочкам города. Вдоль пешеходной части дороги, то и дело попадались сваленные в кучи множество одиноких гранатов, владельцы ушли спать, а я, конечно, не могла остаться равнодушной к такой вопиющей несправедливости и прихватила с собой один, самый спелый и большой.



Подошли к первому объекту, привлекшему внимание еще в момент выхода из автобуса, им оказался амфитеатр, его мы посетим на следующий день, когда музей будет работать, а пока можно полюбоваться снаружи, тем более он так красиво подсвечен прожекторами. Удивительные эмоции можно испытать в таких местах, я стояла, прильнув к заградительной решетке, в абсолютной тишине, Леша периодически щелкал фотоаппаратом, людей рядом не было вообще, а редко проезжающие машины, не обращали на себя внимания, в такие моменты вообще мало что может отвлечь. Одновременно с этим, можно почувствовать, как становишься пересечением двух временных плоскостей, современности и эпохи Римской империи. Слышишь шум толпы, собирающейся на представление, со стороны рыночной площади доносятся голоса, перекрикивающих друг друга продавцов, которые стремятся угодить своим товаром искушенному вкусу римлян, позади тебя, вальяжно проходят по колонной улице различные чиновники, обсуждая государственные дела…



Ниже привожу схему, как Сиде выглядел во времена Римской империи. От былого великолепия мало что сохранилось, а то, что есть, сильно потрепано временем, сложно представить, ведь прошло почти 2000 лет, но, именно поэтому, Сиде заслуживает самого пристального внимания.



Припоминаю из школьной программы несколько принципов организации римских городов, во-первых, они строились как военные лагеря, во-вторых, две главные улицы были строго ориентированы с севера на юг и с запада на восток, они соединяли между собой городские ворота и делили город на четыре части. Знания, конечно, скудные, но даже их хватит, чтоб оценить, при взгляде на схему, очевидные несоответствия оным. Начав копаться в этом вопросе, наткнулась на комментарии к трактату Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре», написан он был во времена правления Октавиана Августа, а это середина I в. до н. э. В своем труде архитектор пишет о закладке городских стен и башен, о размещении главных городских площадей, а также о расположении улиц с учетом ветрового режима в данной местности, аэрации и инсоляции внутренних помещений. Такой подход с расположением улиц куда логичнее, вспомнив, что Римская империя занимала гигантские территории, каждая местность, в разные времена года, имела разные температуры и направления ветров, наверняка, римлянам было бы крайне досадно, если, летом под палящим солнцем, их жилища не продувались даже скудным ветерком, а зимой тепло бы не задерживалось в их домах. Марк Витрувий также трактует об общественных сооружениях базиликах, куриях, театрах, банях, палестрах, гаванях, форумах. Он говорит о свойствах этих сооружений, о требованиях к их размещению, о пропорциях основных габаритов, об ордерном решении. Но и этим он не ограничился, конечно, в десяти томах надо было о чем-то писать, особенно на себя обратили внимание эстетические принципы, которые могли бы послужить руководством к компоновке городского плана и современным градостроителям. Порой складывается впечатление, что идеи разумной планировки, соблюдения гармонии, соразмерности и соответствия стали им совершенно чужды. Глядя на новые здания, или целые комплексы, думаешь, не иначе группка сумасшедших масонов состряпала, а, может быть, они утеряли все свои тайные знания, которые так ревностно охраняли от непосвященных многие века, оправдание слабоватое, конечно, ну да ладно… Мыслей таких не возникает, да и возникнуть не может, когда ходишь по старому Сиде.

На следующий день, осмотр мы начали с того же амфитеатра, построили его в 175 г. н. э.



Архитектура этого колоссального театрального комплекса сходна с римскими амфитеатрами, однако здесь зрительные трибуны не были замкнутыми и представляли собой полукольцо, между концами которого находилась сцена. Театр достаточно хорошо сохранился, чтобы различить его основные части. Секции для зрителей (сегменты театрона) были разделены диазомой (горизонтальным проходом), ниже которой находилось 29 зрительных рядов. Орхестра (место для хора) имела полукруглую форму.



Ряды выше диазомы (ещё 20 метров в высоту) поддерживались специальными арками. Принципиальным отличием римских театров от греческих, было не встроенное в окружающую природу, а свободно расположенное городское сооружение, с поднятыми на каменных стенах рядами мест для зрителей, которые попадали сюда по лестницами. Так как рельеф в Сиде плоский, античным строителям пришлось и здесь прибегнуть к решению с использованием арочной конструкции. Помещение под театроном было 3-х этажным. А какая там до сих пор великолепная акустика, вы бы только слышали!



Через дорогу от театра сохранилась часть колонной улицы, называлась она «улица Гавани», начиналась практически у монументальной арки, к которой мы подойдем чуть позже, и шла на юго-запад до храмов Аполлона и Афины. Считается, что колонны держали крыши для защиты от солнца (стоа), а по краям дороги стояли магазины. В Сиде было целых три колонных улицы, кроме коммуникационной функции, они служили дорогой торжественных триумфальных процессий и были архитектурно оформленным общественным пространством. Римляне вывели гармоническое отношение поперечного сечения улицы и ее обрамления, равное 1:1. Колоннады, как правило, размещались между тротуарами и проезжей частью.



Пройдя мимо колонн и руин дворца Диониса (III в. до н.э.), от которого остались буквально фрагменты, подошли к монументальной арке. Она была местом, где заканчивалась одна колонная улица, идущая от главных ворот, и начиналась другая, о которой речь шла ранее. Арка практически полностью сохранилась. Высота её достигает 13 метров, а ширина - 7 метров. Верх монументальной арки, когда-то, видимо, украшала квадрига (античная колесница). С Римским театром арку соединяет фонтан императора Веспасиана, он расположен на подиуме высотой 1 м. Перед фонтаном есть маленький бассейн. Это довольно хорошо сохранившийся памятник с круглой нишей посередине и двумя боковыми стенами с колоннами в коринфском стиле. Арка центральной ниши имеет размеры примерно 2х1 метр. Внутри ниши стояли статуи, а из труб текла вода, которая подавалась по акведуку. Приведу вечернюю фотографию, уж очень она мне нравится.



Если еще чуть-чуть пройти вниз по улице, с правой стороны дороги, через заграждение, можно увидеть рыночную площадь, которая у древних греков называлась агорой, а у римлян - форумом. Это была самая большая площадь города, на которой проходили общегражданские собрания.



Коммерческая агора в Сиде имеет размеры 90х95 метров и была построена во втором веке нашей эры. До наших дней дошли только фундаменты торговых рядов, и некоторые обслуживающие помещения, например, латрина (туалет). Сплошное здание торговых рядов представляло собой букву «П» и свободной стороной примыкало к наружной стене здания сцены Римского театра. В торговых рядах с западной стороны был пропилон (монументальный парадный вход с воротами, портиками, а также внешними и внутренними колоннами), выходящий на улицу. У магазинов, располагавшихся на наружной части торговых рядов, двери выходили на улицу, а у внутренних магазинов - на площадь.

Во время своего расцвета, на агоре проходили все виды культурной и коммерческой деятельности города. Также известно, что в определённые периоды на агоре проходила торговля рабами. Кроме того, было установлено, что круглое в сечении здание с двенадцатью колоннами в коринфском стиле, расположенное в центре агоры, было воздвигнуто в честь древнегреческой богини удачи Тюхе, видимо, в насмешку над рабами, вот уж действительно кому не повезло в жизни.



На противоположной стороне улицы, находятся древние городские купальни. Они были отреставрированы, и сегодня в их стенах располагается музей.



Как и в амфитеатре, вход стоит 10 Тл (около 170 руб.), не жалко заплатить эти деньги, чтоб побродить по залам, в которых выставлены скульптуры и саркофаги римского периода. Музей заслуживает отдельного внимания, поэтому думаю посвятить ему полноценную статью чуть позднее с фотографиями артефактов, а сейчас пару слов о самой бане. Она была построена во II в. н. э. Подогрев осуществлялся через специальную систему под полом и в стенах. Сразу на входе был аподитерий (раздевалка). Далее находился зал, из которого можно было попасть в кальдарий (горячий зал), самое шикарное помещение здания с мраморными бассейнами, забавно, но сейчас в этих бассейнах почивают два скелета, вот как чистоту надо наводить!



Из этого зала, можно было перемеситься в две другие комнаты - тепидарий (теплая секция) и фригидарий (холодная секция, с бассейном).

С западной стороны агоры находится жилой квартал, по руинам очень сложно получить представление о домах римлян.



Известно, что были они двух видов, так называемые домусы (частные дома, особняки) и инсулы (многоэтажные дома бедноты). При раскопках, проводимых в других местах, археологи обнаружили хорошо сохранившиеся стенные росписи атриумно-перистильных жилых домов, в которых видно влияние греческого искусства. В период строительства этих домов, модным считалось украшать их пышными и фантастическими узорами в сочетании со сложными перспективными построениями (с сер. I в. н. э.). Также они имели внутренние дворики, в дома был проведен водопровод.

Прогулку нашу заканчивает грандиозный монументальный фонтан, который практически утратил свое былое великолепие. Во время подготовки к поездке, просматривали фотографии, сделанные другими туристами, нам повезло чуть больше, ибо люди, приезжавшие даже пару лет назад, могли наткнуться только на груду камней, кусков колонн, которые были хаотично уложены на площадке, где находился нимфеум (фонтан). Сейчас он выглядит так.



В свое время это было трехэтажное здание, разделенное на три секции с широким длинным бассейном. Секции с фронтальной стороны были декорированы тремя большими нишами, в каждую из которых подходило по три желоба с водой. Секции, а вместе с ними и арочные ниши, были отделены друг от друга колоннами в коринфском стиле. Внутри ниш стояли статуи. Пространство между тремя ярусами фонтана, поддерживаемыми колоннами, а также верхняя часть, были украшены антаблементами (резными балончными перекрытиями).

Ну вот, осмотр города подошел к концу, колонны, форум, театр, арка всё начинает окрашиваться медовым цветом заката, и нам пора поторопиться на долмуш до Манавгата, где предстоит пересесть на автобус до Алании. Конечно, из обширного списка достопримечательностей мы посмотрели далеко не все, но тем убедительнее повод вернуться сюда снова. Я действительно испытала неописуемый восторг от посещения Сиде, бесконечно притрагивалась к колоннам, камням, древним стенам, как будто пыталась себя снова и снова убедить в том, что всё это настоящее. Если у Вас появилось желание посетить исторический Сиде, делайте это в ноябре, когда заканчивается пакетно-туристический сезон, с улиц исчезают, лениво почесывающие животы, отдыхающие, а знакомство с достопримечательностями, под ласковым турецким солнышком, превращается в настоящее наслаждение.
Фотографии подготовил дорогой ren_ar

Сиде, Турция

Previous post Next post
Up