В выходные отправились с мужем на полуостров Бальга. Говорят, что каждый уважающий себя калининградец просто обязан увидеть замок, который там находится, ну или то, что от него осталось. Я, собственно, хоть и без году неделя, как калининградка, но его еще не видела, так что выбор был очевиден. Утренние сборы были спешными, и вот мы уже сидим в электричке на Мамоново. Тронулись. Мерное покачивание дизеля и стук колес просто не может не наталкивать на разного рода размышления. В этот раз думалось мне об удивительном свойстве путешествий, переносить тебя не только в пространстве, но и во времени. Вот и мелькающие за окном столбики, как будто отсчитывают не километры, а столетия назад XXI, XX, конечная станция XIII век.
Вышли. Очень маленькая деревушка послала своего парламентера в образе дружелюбной собачки, которая клянчила еду у выходящих пассажиров.
Рядом заброшенное здание вокзала, давно скучающее по своему назначению.
Зябко и пасмурно. Надели шапки, я утеплилась шарфиком, и отправились на поиски замка. Для Леши, наверное, это не стало таким приключением, как для меня, он был там не единожды. Мне даже прямая тропа до замка показалась сказочной. Пройдя пару километров, асфальтированная дорога перешла в мощеную старинной брусчаткой. Если до этого вас еще не накрыли исторические образы, рисуемые сознанием, то сейчас самое время представить, скачущих по этой самой брусчатке, строгих рыцарей тевтонского ордена, облаченных в одеяния крестоносцев, на конях в броне с пышными красными накидками, развевающимися на ветру.
Дошли до большой поляны "…вот и замок", сказал Леша, я даже не сразу заметила их среди веточного кружева деревьев.
Подошли к стенду, который устанавливала организация по охране памятников архитектуры. На нем имеется историческая справка и изображение былого величия замка. Плакат сделан то ли в насмешку над посетителями, мол, вот как было, полюбуйтесь, и вот что осталось, то ли в насмешку этой организации над самой собой, охраняем от восстановления, и надо сказать, это у них получается очень хорошо, за последнее время на территории городища постаралось только время.
Меня очень расстроило то, что я увидела. От замка осталось даже меньше, чем я предполагала: замковый ров, часть форбурга (помещение, огражденное оборонительными стенами), разваливающиеся крепостные стены и кирха, полом которой служит травяной покров, а вместо каменных сводов потолка, только свод небесный…
Пока мы гуляем вокруг территории замка и обедаем на берегу залива, приведу маленькую историческую справку. До 13 века здесь находилась крепость Хонеде, поставили ее пруссы, для своего короля Видевута. Крестоносцы же, захотевшие организовать свое государство на территории Пруссии, захватили крепость в 1239 году, после ожесточенного сражения. Тевтонцы по заслугам оценили удачное стратегическое расположение замка, но деревянное здание крепости часто горело, да и вообще дерево крайне плохо сопротивляется воздействию времени. И в 1250 году по распоряжению великого магистра Тевтонского ордена было воздвигнуто огромное здание Конвента, оно стало первым каменным строением. В 1525 году замок перешел к епископу Георгу фон Поленцу, он владел крепостью до 1550 года. После смерти епископа Бальга стала разрушаться, да и дальнейшие события неблагоприятно влияли на ее сохранность. Особенно постарался Фридрих I, приказавший в 1701 году использовать камень замка для строительства крепости в Пиллау, так Бальга стала каменоломней. В 1927 году в стенах форбурга был организован краеведческий музей, наверное, в планах у немцев было восстановить полностью комплекс замка, но после бомбардировок 1945 года крепость окончательно пришла в упадок и, наверное, уже не возродиться никогда.
Находясь здесь, перестаешь верить в чудеса и обещания о восстановлении, что когда-нибудь наше правительство осознает всю значимость места, выделит деньги, что найдутся неравнодушные люди, которые не распихают по карманам бюджет, а пустят его в дело, хотя бы даже в качестве исключения.
Уже заметила, если знакомишься с историей места, куда направляешься, оно за счет этого вдруг оживает, начинает дышать событиями, которые там происходили, воздух наполняется голосами людей разных эпох. Но этого не происходит на Бальге, как будто сама жизнь давно покинула эти места, оставив руины в качестве немых свидетелей, происходящих некогда здесь событий, и только вороний крик может разбавить густую тишину, однажды, видимо, зацепившуюся за острые края стен, да так и оставшуюся здесь на века.
Много печальных мыслей пролетело в голове, пока гуляли и осматривали останки замка.
Забравшись на земляной вал, мы стояли и молча и смотрели на стены, словно решили почтить минутой молчания замок, саму историю и людей, которые здесь погибли.
- Представляешь, мы сейчас уйдем, а он останется здесь… один, как всегда, - сказал Леша, и тут у меня подкатил ком к горлу.
- Пойдем домой.