В минувшую субботу нам удалось выбраться в зоопарк. Понимаю, что для коренного жителя Калининграда подобное мероприятие может показаться банальным как день, но для меня это было настоящим праздником.
Всю неделю я ждала этого похода, и настоящей идефикс стало желание увидеть тюленей и сделать кучу фотографий белых мишек. Вот, имея такие странные приоритеты, мы отправились в зоопарк. Но стоило переступить его порог, как все планы были забыты напрочь, Ирина впала в детство. Хотелось бегать от вольеров к скульптурам, от скульптур к водоёмам, от водоёмов к живописным аллеям, и щелкать на фотоаппарат всё вокруг, чтоб впоследствии иметь возможность поделиться своими впечатлениями, что собственно сейчас и постараюсь сделать.
На входе расположен вольер с енотом, обычно, не в меру активный зверёк, клянчит еду у посетителей, но в этот раз, видимо выполнив свою дневную норму по рациону, мирно посапывал под лучами весеннего солнышка. Чуть поодаль находится карта зоопарка и небольшая историческая справка, вот и я, пожалуй, ударюсь в историю, тем более она у этого замечательного места насыщенна разнообразными событиями.
В 1895 году на этом месте проводилась северо-восточная немецкая промышленная и ремесленная выставка. После её завершения было принято решение не разбирать выставочные помещения и павильоны, а использовать их для оборудования зоосада. Вопросами выкупа павильонов занялся Герман Клаасс, впоследствии технический директор зоопарка.
«Благодаря его гениальным деловым качествам и трудолюбию, ему удалось необычайно успешно, используя свое удивительное чутье по привлечению большого числа публики, сделать Кёнигсбергский зоопарк центром… бурной и пульсирующей городской и общественной жизни…» так о нем вспоминает сын. Этот человек многое сделал для города, он организовывал технические и ремесленные выставки, как член комитета по строительству кирхи королевы Луизы, во многом способствовал успешному осуществлению этого предприятия. И, конечно, его стараниями 21 мая 1896 года состоялось торжественное открытие зоопарка. На тот момент коллекция зоосада насчитывала 893 экземпляра.
Зоопарк в то время не получал поддержки от государства и чтоб как-то оправдывать свои траты на уход за животными и пополнение коллекции, администрацией устраивалась масса увеселительных мероприятий для жителей города.
Здесь выступал духовой оркестр, для него был построен концертный зал. Из старых газетных вырезок известно, что в зоопарке проходили различные певческие праздники, конференции, выставки быта экзотических народов (лапландцев, североафроамериканцев и т.д…) В июне 1906 года были организованы подъемы на воздушном шаре на высоту 300 метров над зоосадом, устраивалось катание детей на слоне.
Благодаря подобным административным решениям со стороны Германа Клаасса, зоопарк к 1910 году достиг небывалого расцвета, его коллекция стала насчитывать 2161 экземпляр. 1 апреля 1913 года после 18-ти летней успешной профессиональной деятельности он ушел на заслуженный отдых.
Перед началом Первой мировой войны зоопарк был закрыт, а его помещения переоборудовали в складские помещения для обмундирования.
Вновь его открытие состоялось в 1918 году, но бывалого расцвета он уже не достиг. Особенно тяжело зоопарку пришлось во время Второй мировой войны, почти все животные погибли при штурме Кёнигсберга. В живых остались только лань, барсук, осёл и раненный бегемот.
Бегемот был ранен семь раз. Его обнаружили в канаве недалеко от зоосада спустя две недели. До войны он носил кличку «Pink», после стал «Гансом», так видимо его прозвал зоотехник Владимир Петрович Полонский, который был приставлен к бедному животному в качестве ветеринара. В городском архиве был сохранен отчет о лечении Ганса, документ достаточно любопытный, поэтому привожу его здесь:
«Бегемот 18 лет. Рост большой. Кличка «Ганс». Был 7 раз ранен. И 2 раза саморанение. 13 дней был без пищи и воды.
История Лечения Бегемота
(Кратко)
Принял лечение к Бегемоту с 14 апреля с.г. (сего года). Впервые оказал помощь водой. В последующем попытался дать ему молока. В следующий раз молотой свёклы. Бегемот принялся кушать. Но через 3 дня отказался. Я поспешил дать Бегемоту водки. Дал 4 литра. После чего Бегемот стал сильно просить кушать. Я сперва ему поставил клизму (4 ведра дисцилированной воды). После чего стал кормить его. Бегемот попытался выходить, но так как был пьян - он обронил себя. Боковое ранение (25х27 см). Глубина 4 см. Другая рана (6х7). Бегемот стал кушать, - но не оправляется. Я поставил 2-й раз клизму (4 ведра дисц.воды). Бегемот стал оправляться. Прошло 2 недели. Бегемот кушает слабо. Я решил дать водки, 4 литра. Бегемот стал кушать, хорошо. Но обратно получился запор. Я поставил ещё клизму (4 ведра дисц.воды). Бегемот оправляется, - но плохо кушает. Я решил дать водки (4 литра). И Бегемот отлично стал кушать. Встречались безаппетитные дни. Я устранял их переменой пищи»
Главное в лечении - системный подход, в итоге, Ганс был спасен и стал первым крупным животным уже советского зоопарка. Второе рождение зоосада состоялось 27 июня 1947 года, с этого момента начинается другой этап его жизни, этот период я постараюсь осветить в следующей публикации.
Во время становления зоопарка огромное внимание уделялось формированию его парковой зоны. Под руководством садовника Шеффера были высажены растения дендропарка, среди которых были редкие для этих мест экземпляры, например, тюльпановое дерево, огуречное, каштан съедобный.
На центральном входе был посажен дуб черешчатый, к сожалению, он не дожил до наших дней. Дуб «прошёл» всю войну, но владелец кафешки оказался для него более серьезным противником, чем все советские и немецкие войска. А вот дерево гингко продолжает встречать посетителей, по сей день.
В зоопарке мы провели пять часов, но прошли только треть, ещё бы 16,5 га так просто не обойдешь. От спящего енота подошли к вольеру с кенгуру, в это время они уже прыгают с детенышами в сумках.
Напротив них находится достаточно просторный загон со страусами, один из которых подозрительно поглядывал на нас сквозь решетку, того и гляди стукнет своим мощным клювом по голове или в объектив.
Затем пошли в зимнюю резиденцию слона, тапиров и жирафов. У слонихи был сончас, к ней мы зашли еще раз чуть позднее, у тапирчиков видимо был сондень, а вот жирафы вполне себе активно обнимались шейками через решетки, им было не до сна.
Следующим по маршруту оказался обезьянник, только вот встретили мы там кого угодно, только не обезьян. Одна единственная сидела в огромной клетке и увлеченно занималась самопознанием.
В этом же павильоне стоит аквариум с небольшой акулой, рыбками и муреной.
В вольере хищной птицы мы обнаружили только трех представителей этого вида: белоголовый сип, степной орел и гриф. Последний упорно не хотел фотографироваться, пришлось долго его караулить.
А вот орел, как то сразу занял гордую позицию, в которой и был запечатлен.
В этой же части зоопарка находится террариум. Согласно данным путеводителя по Кёнигсбергу от 1938 года, на месте современного террариума раньше располагался Дом для кур. В 1933 году здание перестроили и разместили в нем аквариум, в котором содержалась богатейшая коллекция рыб, омаров, раков и морских звезд. Объект пользовался популярностью у жителей Кёнигсберга. В послевоенное время в разные годы в этом здании помещались аквариум, кафе, а вот сейчас террариум.
Стоимость его посещения не входит в стоимость общего билета и на входе придется заплатить символическую сумму - 10 рублей. Зато вы сможете увидеть ящериц и милейшие клубочки змей.
Здесь же по главной аллее зоопарка, только с противоположной стороны, среди деревьев, находится живописный водоем с водоплавающими птицами. Мерно плавающие лебеди, более суетливые утки и другие птицы, создают иллюзию удаленности от центра шумного города. Вообще пруд похож на коммунальную квартиру: с одного края лебедь пытается общаться с голубем,
с другого, два огаря, нервно покрикивают с берега на плавающих уток.
Не удовлетворившись ответом, так же парочкой идут выяснять отношения вот к этому меланхоличному соседу.
Наконец мы подошли к бассейну с тюленями. Сфотографировать этих игривых товарищей не представлялось возможным, ибо выныривали они из воды совершенно неожиданно. Выглядели тюленьчики совершенно счастливыми, что автоматически рождало улыбки на лицах наблюдателей за их веселой чехардой.
Солнце начало клониться к закату, по дорожкам поползли тени от деревьев. Время приближалось к семи, а значит, зоопарк скоро будет закрываться.
Нам нужно было еще раз заглянуть к слонихе, и поспешить к выходу.
Прощаться с этим удивительным местом не хотелось, к тому же осталось странное чувство незавершенности помимо того, что мы не все успели посмотреть. И тут Леша вспоминает, что до медведей мы так и не дошли… В этот момент разочарованию моему не было предела, но я быстро утешилась - зато будет ещё один веский повод вернуться. Быстро сообразив, в какие ближайшие выходные можно будет опять сюда заглянуть, мы довольные направились к выходу.