Каково «жилось» покойникам во времена Древнего Рима. Часть II.

Jan 27, 2014 19:19



«Так как Мамурра чувствовал себя очень плохо, то об этом известили его сына Марка, не замедлившего явиться. Его голос немного оживил больного, который сделал усилие, чтобы снять с себя кольца и передать их сыну, - этой передачей по римскому обычаю указывался будущий наследник. Такое усилие истощило Мамурру, и он снова впал в беспамятство. Марк едва успел прильнуть к губам старика и получить от него последний вздох. Когда он вполне убедился в его смерти, то закрыл ему глаза».



Мамурра ждет обряд погребения, и к нему мы еще вернемся. А пока продолжим экскурсию по Анталийскому археологическому музею и зайдем в зал римских саркофагов, которые датируются вторым веком нашей эры. Никогда бы не подумала, что однажды заинтересуюсь этим мрачным действом. Муж, периодически заглядывая в монитор, говорит: «Ты все еще про похороны читаешь?!», еще бы, это оказалось достаточно интересным, особенно если речь идет о полюбившихся мне древних римлянах. В этой публикации я постараюсь собрать воедино то, что удалось найти по данной тематике на просторах интернета и на полках домашней библиотеки.



Итак, если буквально переводить sarkophбgos с греческого, то это пожиратель мяса; первоначальное название породы известняка, который уничтожал трупы (впитывал в себя останки, ужас, конечно). Проверка данного факта дала скудные результаты, якобы троадский известняк, просто способствовал гниению, а вовсе не «пожирал мясо». Именно из этой породы первоначально изготавливались гробницы, затем уже стали использовать порфир, мрамор, базальт, терракоту. Особенно терракотовые очень красивые, в таком бы и сам полежал, только недолго…

Римский обряд погребения интересен тем, что нашел в себе отражение множества чувств, понятий, убеждений, а также заимствований, как у этрусков, так и у греков, создав весьма стройный конгломерат обрядовых действий, часть из которых вошла и в христианские похороны.



В Древнем Риме, как и в Греции к погребению относились очень серьезно, эта обязанность ложилась не только на родственников усопшего. Путник, встретивший не погребенное тело, обязан был устроить символические похороны, трижды осыпав тело землей. Обязательное требование предать тело земле, было основано на вере, что душа не погребенного не может попасть в загробный мир, и не зная покоя, скитается по земле.

Сам обряд на протяжении всей древнеримской истории претерпевал значительные изменения, от этрусков и греков было перенято сожжение, которое сменилось захоронениями в каменных саркофагах. Их помещали в пещерах, высеченных в скалах, или зарывали в могилу, в подземелье родового мавзолея, в поместьях или в саду городского дома. Подтверждением того, что римляне крайне серьезно относились к похоронам, может считаться отдельный свод законов (Таблица X), регламентирующий весь процесс.



Но вернемся к нашему усопшему…

Возле него уже собрались родственники, его обмыли и забальзамировали. В течение нескольких дней он покоился на роскошном ложе в атриуме, где его охранял слуга. Двери в доме были занавешены темной материей, а на небольшом алтаре курилась лампадка с благовониями.

Вот с улицы уже доносится клич глашатого, который приглашает на похороны: "Высокопочтенный Мамурра скончался. Кому угодно прийти на похороны, то уже время. Мамурра выносят из дому".



Похоронная процессия двигалась в строго определенном порядке. Вдоль всей колонны шагали факельщики с факелами елового дерева и с восковыми свечами; во главе шествовали музыканты; после музыкантов шли плакальщицы, в их задачу входило обливаться слезами, громко вопить, рвать на себе волосы. За плакальщицами шли танцоры и мимы, которые устраивали представление. Ну не цирк? Вообще нам, наверное, сложно понять это стремление древних римлян всё превращать в театр, фарс. За шутами следовала самая торжественная и серьезная часть всей процессии: предки умершего встречали члена своей семьи, сходящего в их подземную обитель. Дело в том, что когда покойник находится в доме, с его лица делают восковую маску, все маски умерших членов семьи хранятся и передаются из поколения в поколение. В день погребения очередного домочадца, копии масок надевали на себя люди, облачались в официальную одежду того лица, чья маска была надета, садились на колесницы или шли пешком.



Носилки с ложем несли ближайшие родственники умершего. За носилками шли родственники покойного в траурной черной одежде без всяких украшений и знаков своего ранга, мужчины, поникшие, с покрытой головой, женщины с распущенными волосами и обнаженной грудью, рабы, получившие по завещанию свободу и надевшие в знак освобождения войлочный колпак. Вся процессия двигалась к месту погребения, которое находилось за городскими стенами. Перед захоронением произносились хвалебные речи, в которых говорили о заслугах усопшего, о его славных делах. После тело поместили в саркофаг, и на этом погребальная церемония завершилась.



После похорон девять дней считались трауром, в течении этого времени родственники умершего ходили в темных одеждах. На девятый день на могилу приносили жертву: яйца, чечевица, соль, грибы, бобы. Дома устраивали поминальный обед, за который садились уже не в траурной одежде. Умершего не забывали, память о нем свято соблюдалась в семье. Его обязательно поминали в день рождения и смерти, в праздник поминовения всех умерших. На могиле совершали возлияния водой, вином, молоком, оливковым маслом, медом, клали венки, цветы, шерстяные повязки, поливали могилу кровью принесенных в жертву, обязательно черных животных.



Множество нюансов учитывалось при погребении. Если Вы, например, оказались, не приведи случай, конечно, из бедных древнеримских покойников, то похороны были лишены всякой парадной пышности и происходили обычно в ночное время. Вас выносили бы ближайшие родственники, бренное тело положили в ящик. Несколько свечей и факелов слабо подсветили бы погребальное шествие, Вас, умиротворенно лежащего, не веселил бы ни хор, ни шуты. Есть еще страшнее вариант, если Вы дешевый раб, всё, лежать вам теперь до скончания века в страшном колодце, куда трупы сбрасывали "навалом". Кстати, детям до трех лет тоже не оказывали никаких почестей и хоронили ночью.



На гробницах часто делали поминальные надписи, которые называются эпитафии, некоторые из них звучат следующим образом:

"добродетельная жена, скончавшаяся раньше времени, назначенного судьбой, убитая рукой жестокого мужа"



"Секундий Октав сначала избежал было опасности, но потом он все-таки пал жертвой пламени, с которым вздумал бороться. Он погиб, раздавленный упавшей стеной, и его товарищи были более огорчены его несчастной кончиной, чем потерей своего имущества"

"Чудное дитя, которого несправедливая судьба не дала, а только показала и преждевременно похитила! Оно было дорого всем своей детской прелестью, а также сыновней нежностью. В течение короткой своей жизни он подавал надежды на славное будущее и оставил своих родителей в вечной скорби"



"человек почтенный, без малейшего пятна прожил 70 лет 5 месяцев и 10 дней"

"родившись во вторник, он поступил в войско во вторник, во вторник же получил отставку и, наконец, умер во вторник".



Отдельное внимание стоит уделить украшению саркофагов. Саркофаги имели вид ящика со сходящимися под прямым углом стенками, которые декорировались, как правило, вырезанными из камня мифологическими сценами или эпизодами из жизни усопшего.





Крышка имела горизонтальную или наклонную поверхность, и выполнялась в форме ложа триклиния, на котором возлежала статуя покойного. На одной из стенок саркофага вырезалась декоративная дверь, символизирующая вход в загробный мир, это чтоб у покойника не возникало вопросов с определением верного направления.



Конечно, масса вопросов об обряде погребения остались неохваченными, но моей целью и не было разобраться во всех тонкостях, материала с лихвой хватило бы на диссертацию, да и к тому же осмотр зала саркофагов тоже подходит к концу и нам нужно поспешить к выходу. Знакомясь с древним миром, интересно наблюдать какие из вещей, традиций, обычаев крепко вошли в нашу жизнь, а что безвозвратно ушло в века. Но чем больше я узнаю о Древней Греции и Риме, тем больше убеждаюсь в том, что современная цивилизация целиком и полностью обязана своим существованием Античности, и дело касается не только временной преемственности...

Фотографии публикации подготовил дорогой ren_ar



На сегодняшний день о Древнем Риме подготовлены и выпущены следующие публикации:

Анталия. Археологический музей. Часть I.
К древним римлянам. Сиде. Турция.

музей, Турция

Previous post Next post
Up