Перед тем, как уйти в декрет, соберу-ка тут самые важные выученные уроки с последнего проекта. Пригодится, когда буду обратно на работу выходить. Да и вообще пригодится.
Вопросы, которыми следует задаться, когда мне вручают новый проект:
- Что от нас требуется и зачем? Какие перемены внедряем? Какую цену мы согласны платить за достижение цели, а после каких затрат это уже нецелесообразно?
- Какие проекты стоят выше нашего по приоритету? Это влияет на сроки.
- Как процесс выглядит сейчас? Кто им пользуется? Кто работает с этим каждый день? Конечные пользователи должны быть включены в команду, их проект затронет больше всех.
- Кто команда?
Если часть команды работает в другом городе/городах, как можно раньше наладить механизм регулярных видеоконференций, телефонных созвонов, электронной доски Трелло, которую можно открыть из любой локации, и внутрикорпоративное электронное пространство, где можно сделать доступными для команды файлы с конфиденциальной информацией.
На видеоконференциях мы глядим обратно на сделанную работу, выводим выученные уроки и решаем, как будем применять их в дальнейшей работе. В технические детали не углубляемся. Для технических деталей есть телефонные созвоны.
Телефонные созвоны - это способ для специалистов собраться вместе и быстро решить проблему, которую иначе еще неделю обсуждали бы в длиннющей цепочке е-писем. Посылать письма по поводу важных вопросов - правильно и необходимо, это фиксирует информацию. Но если письмо превращается в обсуждение, где говорят два человека, а в поле “Сс” значится десять, я копирую суть на карточку Трелло и закрываю обсуждение словами: поговорим об этом на следующем созвоне. Созвоны случаются два раза в неделю, так что застояться вопрос не успевает.
Моя задача как прожект-менеджера - не вникать в технические детали процесса (для этого у меня есть специалисты), а ловить проблемы на подлете и делать так, чтобы специалисты имели возможность поговорить о них друг с другом.
Другая моя задача - показывать нашу команду хорошо перед начальством. Репорты, доклады, красивые графики достижений. И - заблаговременное предупреждение о проблемах. Другое проект, выше по приоритету, забрал у нас ресурсы - как следствие, этот аспект проекта задерживается. Вскрылись технические особенности, которые потребовали больше оборудования, чем мы рассчитывали - как следствие, у нас сейчас нет бэкапа для бэкапа, если надо, чтоб был, дайте еще денег. И так далее.
Когда я только начинала работать прожект-менеджером, один коллега посмотрел на меня сочувствующе и сказал: “работа собачья”. Полагаю, он имел в виду, что трудная и неблагодарная. И не сказать, чтоб был совсем неправ. Но все-таки за прошедшие годы я с этим утверждением ни разу до конца не согласилась. Да, работа трудная - но творческая. Да, неблагодарная - но только если берешь на себя чужие обязанности, вместо того, чтобы передавать ответственность тем, чья они на самом деле. Важный навык в работе прожект-менеджера - сидеть на собственных руках.
Буду скучать по работе. Хотя отдохнуть от нее тоже будет хорошо.