Так вот, про особенности национальной брони. В эти выходные мы пользовались новоделом -
системой бронирования дневных визитов в провинциальные парки.
Мы не ждали чудес, их и не случилось. Вебсайт потребовал номерные знаки нашей машины, о которых мы понятия не имеем, пока не арендуем машину в выходные. Дневная бронь потребовала личного контакта с парковыми служащими (в ковидные-то времена!) там, где раньше можно было просто проехать мимо будочки. Подтверждение брони приходится распечатывать, тратя тонны бумаги: штрих-код на первой странице нужен, если служащие в будочке найдутся, на последней - если служащих нет и придется класть разрешение под лобовое стекло.
Нам-то пофиг, мы старые опытные камикадзе. Номерные знаки введем любые, поменяем перед выездом. Парков забронируем сразу несколько и будем отменять в зависимости от погоды. У нас годовой абонемент, мы можем экспериментировать с вебсайтом бесплатно. А вот тем, кто забронировал за единовременную оплату и отменил, деньги не возвращаются.
Здесь вопрос скорее в подходе. Для чего сделали вебсайт? Заявляется, что чтобы бороться с толпами и предотвратить угрозу социальному дистанцированию. Эту цель вебсайт технически выполняет. Но за счет чего он ее выполняет? За счет дискриминации пользователей.
Бронь делается на весь день, но редко кто приезжает в парк в 8 утра и сидит до 10 вечера. Мы, к примеру, прибываем в пять. Наша бронь закрывает возможность кому-то другому погулять в парке утром.
Бронь достигает заявленной цели за счет того, что делает людям неудобно. Отсекает от массы желающих тех, у кого нет принтера или интернета; тех, у кого нет своей машины; тех, кто платит живыми деньгами и не может себе позволить потерять их при отмене брони. Она наказывает тех, кто и так уже стеснен в обстоятельствах, ограничивая их возможности поправить свое ментальное здоровье.
Вебсайт мне, кстати, еще опрос присылает. "Согласны ли вы, что ущерб, наносимый парку обилием гостей, недопустим, и надо ограничить обилие гостей?" ("Ты перестала пить коньяк по утрам, да или нет?"). Да, согласна, что ущерб недопустим, нет, не согласна, что надо идти через ограничения. Почему первым порывом является запретить, недодать - а не, к примеру, увеличить количество провинциальных парков?
И - самое главное - разработчики брони не принимают обратную связь. Все проблемы, о которых я пишу здесь, я писала в первую очередь им. В ответ получила грозные предупреждения, что номерные знаки может поменять только носитель разрешения и лично в будочке.
Иными словами, целью этой системы не является сделать людям качество жизни. Когда я вынуждена пользоваться такой системой, я переключаюсь на режим “качество жизни делаем сами”. Я не испытываю ни малейших угрызений совести, бронируя два парка на тот же день, хотя точно знаю, что поеду только в один, и, возможно, в третий - зависит от погоды. Не я создала убогую систему, не я несу ответственность за ее косяки. Мое дело - о косяках доложить. Если разработчики выбрали их не исправлять, это на их совести. А я займусь подгонкой системы под собственные нужды. Потому что никто, кроме меня, этого не сделает.
А нужды у меня в данном случае вот такие: