Кипр. Пафос: катакомбы святой Соломонии, базилика Богоматери Хрисополитиссы, археологический парк.

Jan 24, 2017 12:17

Если столица Кипра - Никосия, то Пафос - культурная столица острова и, пожалуй, главный его город. Здесь в 45 году н.э. был бит сорока плетьми Святой Павел, пытавшийся обратить проконсула Кипра в христианство. Надо сказать, что и побитый, намерение свое он все-таки выполнил. Здесь расположены основные музеи Кипра: Археологический парк, катакомбы и подземная церковь Соломонии, Царские гробницы, церковь Богоматери Хрисополитиссы с той самой колонной Павла.



1. По одной из версий, название Пафос происходит от имени Пафо, дочери легендарного Пигмалиона. Ее муж, царь Кинир, основал город и назвал его в честь своей жены.
Пафос делится на две части: нижний или новый (Като Пафос или Неа-Пафос), расположенный вдоль моря, и верхний (Пано Пафос), находящийся на возвышенности. Главные достопримечательности Пафоса находятся в нижнем городе. И здесь, у гавани, начинается главная улица Пафоса - улица апостола Павла, которая заканчивается в центре верхнего Пано Пафоса.
К первой достопримечательности - катакомбам - можно попасть прямо с главной улицы.



2. Входов в катакомбы много, доступ свободный.



3. Катакомбы имеют искусственное происхождение: они образовались в результате извлечения известняка - строительного материала для храмов и домов Пафоса.



4. В 4 веке до нашей эры катакомбы Пафоса играли роль своеобразных гробниц - здесь жители города хоронили умерших.



5. Несколько позже ранние христиане, скрывающиеся от преследователей, «облюбовали» их для жизни. Пещеры по своему расположению напоминают крест.



6. Высота "потолка" везде разная.



7. Естественная вентиляция и источник света.



8. Некоторые "помещения" недоступны для посетителей.



9. Материал, который добывали в катакомбах напоминает застывшую лаву.



10. Переход в другой зал.



11. Дыры.



12. Часть сводов уже обвалилась - катакомбы постепенно разрушаются.



13. По раскаленным камням бегает множество ящериц.



14. Поднявшись из подземелий мы оказались на достаточно высоком холме Фабрика: отсюда видны археологический музей и маяк Пафоса.



15. Неподалеку от катакомб недавно были найдены остатки амфитеатра, который датируются 4 веком до н.э.



16. Раскопки с 1995 года ведут ученые из Университета Сиднея.



17. На пересечении проспекта Апостола Павла и улицы Плутарха внимание привлекает старое фисташковое дерево, сплошь увешанное ленточками, платками и просто тряпочками. По местному преданию, можно попросить святую Соломонию об исцелении от любых болезней. Чтобы молитвы были услышаны, надо воспользоваться старинным методом - повесить на фисташковое дерево тряпочку (кусок материи, нитку, веревку из своей одежды).



18. Рядом с деревом находится вход в подземную церковь Святой Соломонии. По легенде, в этих катакомбах во 2 веке н.э. Соломония жила со своими сыновьями после побега из Палестины. Однако даже в этом укромном месте им не удалось спрятаться от царского гнева: царь Антиоха узнал о местоположении беглецов, приказал схватить их и казнить. Женщину оставили в живых, но ее сыновья умерли в мучениях. Несчастная мать дни и ночи проводила в молитвах над их телами, и в конце концов умерла от горя и слез.



19. В глубине катакомб есть небольшой колодец со святой водой. Считается, что она помогает излечиться от глазных заболеваний. Внутри очень темно, но даже на такой фотографии видно, что летом источник почти полностью пересыхает.



20. Древу более пятисот лет.



21.



22. Удивительно, как оно держится корнями за камни.



23. Спускаясь в сторону моря, проходим старинные франкские бани. Постройки в византийском стиле были возведены крестоносцами в XIII - XV веке. Затем, когда турки захватили Пафос, бани были перестроены в хамам (или лутру - турецкую баню) с куполообразными крышами с дырочками. Надо отметить, что Османская империя хозяйничала на острове достаточно долго: с 1570 по 1914 годы.



24. Церковь Богоматери Хрисополитиссы (она же Церковь Айя-Кириаки) была возведена крестоносцами в XIII в. на месте крупнейшей ранневизантийской базилики острова.



25. Сооруженная в IV веке на фундаменте римского форума ранневизантийская базилика Панагия Хрисополитисса, была в несколько раз масштабнее и величественнее христианских построек.



26. Эта величайшая кипрская базилика была украшена живописными мозаичными полами. Первоначально у базилики было семь приделов или нефов, однако впоследствии их количество сократили до пяти.



27. Внутреннее пространство базилики было разделено гранитными колоннами, которые поддерживали двойную арку над внутренним алтарём. Некоторые из этих колонн разной степени сохранности до сих пор находятся на своих первоначальных местах.



28. Колонны имеют интересную фактуру, напоминающую дерево.



29. Археологический комплекс был обнаружен во время строительного бума 1970-х годов. Раскопки, похоже, идут до сих пор.



30. Действующий храм Айя-Кириаки некоторое время назад использовался совместно католической и англиканской общинами. Ныне церковь формально принадлежит англиканам.



31. Это место знаменито еще и тем, что к одной из колонн был привязан и бит плетьми Святой Павел. Апостол посетил Пафос в 45 г. н.э. в попытке обратить правителя того времени, проконсула Сергия Павла, в христианство. И ему удалось это сделать, но прежде он был наказан сорока ударами плетей у одной из колонн храма.



32. Колонна Святого Павла - это одно из любимых мест паломников, которые приезжают сюда, чтобы посетить религиозные места раннего христианства.



33. Рядом цветет красивое дерево.



34.



35. Хранитель реликвий отдыхает в тени.



36. Древности практически под ногами: капители колонн (т.е. верхние части, распределяющие нагрузку) во множестве лежат неподалеку.



37. Ближе к морю, неподалеку от гавани Като-Пафос, расположен Археологический парк. Это огромный музей под открытым небом, останки целого города Нео-Пафос. Известен, прежде всего, своими хорошо сохранившимися мозаиками римского периода, развалинами крепости, агоры и одеона, датируемыми II веком н.э.



38. Крупным строениям, где были найдены мозаики, дали свои условные имена.
Дом Тесея (III век н.э.) был открыт в 1966 году польскими археологами. Предполагается, что именно здесь жил римский проконсул Кипра. Скромностью проконсул не страдал: дом включал в себя свыше 100 комнат, в юго-восточном крыле здания найдены руины терм.



39. Мозаика посвящена поединку Тесея с Минотавром. Круг на мозаике символизирует Лабиринт. Эта мозаика является самой древней и датируется третьим веком нашей эры.


"Уезжая на битву с Минотавром Тесей поднял на своём корабле чёрные паруса. Но он договорился с отцом, царём Эгеем, что в случае победы вернётся обратно на корабле с белыми парусами. И вот убив Минотавра и распрощавшись с Ариадной Тесей отправился в обратный путь, забыв поменять паруса. Царь Эгей, заметив корабль с чёрными парусами, уверился в гибели сына и покончил с собой, бросившись в море. По легенде, именно поэтому море получило название Эгейское."

40. Первое омовение Ахилла. Композиция напоминает изображения первого омовения Христа в византийских храмах. В левой части мозаики кормилица держит новорожденного Ахилла, правее - фигуры родителей Ахилла, Пелея и Фетиды. За изображением Пелея представлены три мойры, богини судьбы. Мозаика датируется V веком н.э.



41. Хорошо сохранившаяся часть постройки.



42. Сцены из жизни древних: мозаика "Кассиопея и нереиды" в доме Эона.



43. В доме Диониса находятся наиболее известные мозаики музея. Сейчас это крытое строение, где можно полюбоваться мозаиками, спрятавшись от изнуряющей жары. Предполагается, что здесь жил богатый горожанин Пафоса. В 1962 году именно с дома Диониса начались раскопки в парке, когда во время строительных работ случайно были найдены первые находки. Дом Диониса датируется II веком н. э. и построен на фундаменте постройки I века н. э. В дальнейшем он был разрушен во время землетрясений 332 и 342 годов, как и весь Пафос, впрочем.
Мозаика "Четыре сезона": начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке это лето, весна, осень и зима (смотреть нужно на угловые изображения).



44. Мозаика Нарцисс: увидев свое отражение в воде, красавец Нарцисс так и не мог оторвать от себя взгляд и умер за этим занятием. Боги в результате всё-таки сжалились над ним и превратили парня в красивый цветок, растущий у воды − в нарцисс.



45. Сцены охоты по периметру зала.



46. Самые древние мозаики набирались из гальки белого, чёрного и коричневого цветов и имели простой рисунок. Более поздние мозаики составлялись уже из несимметрично обрезанных камней, были цветными или чёрно-белыми. Скорее всего, большая часть работы по созданию мозаик выполнялась подмастерьями: на предварительно выровненную поверхность последовательно наносились слои из камней и известкового раствора, затем слой из более мелкого щебня и осколков сосудов, а сверху все покрывалось слоем извести. Пока известь не застыла, по ней мастер выкладывал мозаику из местных камней, стекла разных цветов (для получения ярко-оранжевого, синего, зелёного и других оттенков), а также ввозимого на Кипр мрамора.



47. Мозаичный пол зала, где принимали пищу.



48. Мозаика «Ганимед и орел», иллюстрирует миф о сыне царя Троса, похищенного Зевсом. Зевс здесь изображен в виде орла, который держит в когтях Ганимеда.



49. Жары не выдержали даже червячки.



50. И только ящерицам все нипочем.



51. Ходить по Археологическому парку летом - настоящее испытание. Тень можно найти только в доме Диониса, а воду - в единственном помещении с вендинговыми аппаратами неподалеку.



52. Маяк Пафоса − самое молодое строение на территории парка. Он был построен англичанами в 1888 году. Маяк помогал ориентироваться кораблям при заходе в порт Пафоса. Это один из пяти маяков Кипра, но самый известный из них.



53. Башня маяка имеет высоту 20 метров, высота над уровнем моря - 36 метров, поэтому он очень хорошо заметен с воды. Маяк функционирует, и в темное время суток его прожектор делает полный оборот за 20 секунд.



54. Обнаружили секретный ход вглубь холма.



55. Рядом с маяком расположены амфитеатр (одеон) и агора. Агорой называлась рыночная площадь (в греческом языке слово агора (αγορά) означает место торговли).



56. Одеон был сооружён в эллинистическую эпоху из тёсаных глыб известняка и перестроен во времена правления римского императора Августа. Современный вид он приобрёл в III веке. В античные времена они имел крышу, которая защищала зрителей от солнца и дождя. В летний период, во время представлений греческих трагедий, оперных и балетных спектаклей, одеон используется как трибуны, способные вместить 1200 зрителей.
Сегодня амфитеатр частично восстановлен: отреставрировано 12 из 25 рядов амфитеатра и открыта сильно разрушенная сцена, около которой найдено много фрагментов украшавших её колонн. В летние месяцы здесь под открытым небом регулярно устраиваются музыкальные и театральные представления.



57. Главная площадь и рынок Неа-Пафоса имели прямоугольную форму.



58. Основания колонн.



59.



60. Византийская крепость Саранта-Колонес была основана в VII веке для защиты города и гавани Пафоса от арабских набегов. Название замка связано с множеством гранитных колонн, преобладавших в его внешнем облике.



61. Крепость была взята и разрушена арабами в период их второго нашествия на Кипр в 653-654 годах. Спустя несколько лет замок был отстроен заново. После разрушения в результате землетрясения 1222 года замок больше не восстанавливался.



62. Внутри замка располагались многочисленные военные и хозяйственные строения, в том числе казармы, пекарня, кузница, мельница для сахарного тростника, баня, конюшни, мраморные бассейны и многое другое. На верхнем этаже крепости имелась часовня.



63. Колонна в разрезе.



64. По своему типу это сооружение относилось к двойным крепостям. Внешний замок состоял из крепостных стен в три метра толщиной с четырьмя массивными круглыми башнями по углам. Главные крепостные ворота располагались с восточной стороны и имели форму подковы.



65.



66. В замке было много подземных ходов.



67.



© 2017 Pelato. Фотографии автора блога. Полная или частичная публикация разрешена только с моего согласия.

фотоотчет, фото, Пафос, музей, Кипр

Previous post Next post
Up