О! Как щас помню. Сидим с инструктором в машинке, я учусь одновременно рулить и по очереди, а не на все сразу, жать на педали. Концентрация и напряжение мое растет, а машина глохнет через раз или неожиданно едет куда-то. - Пой песню... любую какую знаешь - говорит мне мой авто-гуру. - Извините, а вы с трудами Берштейна вообще знакомы? зачем? - говорю я. - Увидишь! - Щаспрям, я - художник.
И вот чует мое сердце до сих пор, что он хотел какой-то психологиццкий прием применить. Альтернативный!
Растормаживание хотел устроить? В детстве однажды сработал такой приём: если ходить ногами по комнате, то стихи декламировать легче, да и вообще рассказывать что либо легче: "слова лились, а не застревали".
Но пение? Меня б это интеллектуальное усилие убило б.
нет, именно переключение внимания. у внимания есть несколько характеристик. устойчивость, концентрация, переключаемость. и концентрация с переключаемостью иногда оказываются противоположными - чем выше устойчивость, тем ниже переключаемость.
вы, по мнению инструктора, слишком сильно сосредоточились. а избыточное напряжение мешает выполнению сложных задач. поэтому он решил его уменьшить, заствив ваше внимание переключаться. т.е. чтобы выполнить его требование, вам пришлось бы немного расслабиться.
только не Берштейн, конечно, а Рубинштейн.:) Берштейн - психиатр, а не психолог. так что - Рубинштейн Сергей Леонидович. пример, если не путаю, взят из его "Основ общей психологии".
и не разрушал он никаких теорий бихевиористов. он показал, что осознанное повторение даёт более быстрый результат. но неосознанное тоже даёт - при надлежащем подкреплении. и даже без - мы запоминаем рекламные слоганы из-за частых повторений.
в целом идея верная: осмысленное действие и запоминается лучше, и овладеть им получается быстрее. так что рецепт вполне рабочий: осознавать и представлять в самом деле полезно.
но до опровержения бихевиоризма ещё далеко. там ещё Толмен должен был появиться. и всякие прочие когнитивные карты.
Про идею, я понимаю. Автор часто применяет прием гипертрофированного увеличения чего-либо чтобы подчеркнуть идею. Просто в данном конкретном случае было столько мелких "но" что вспомнился анекдот :)
Comments 14
Сидим с инструктором в машинке, я учусь одновременно рулить и по очереди, а не на все сразу, жать на педали. Концентрация и напряжение мое растет, а машина глохнет через раз или неожиданно едет куда-то.
- Пой песню... любую какую знаешь - говорит мне мой авто-гуру.
- Извините, а вы с трудами Берштейна вообще знакомы? зачем? - говорю я.
- Увидишь!
- Щаспрям, я - художник.
И вот чует мое сердце до сих пор, что он хотел какой-то психологиццкий прием применить. Альтернативный!
Reply
могло сработать.
Reply
В детстве однажды сработал такой приём: если ходить ногами по комнате, то стихи декламировать легче, да и вообще рассказывать что либо легче: "слова лились, а не застревали".
Но пение? Меня б это интеллектуальное усилие убило б.
Reply
у внимания есть несколько характеристик.
устойчивость, концентрация, переключаемость.
и концентрация с переключаемостью иногда оказываются противоположными - чем выше устойчивость, тем ниже переключаемость.
вы, по мнению инструктора, слишком сильно сосредоточились.
а избыточное напряжение мешает выполнению сложных задач.
поэтому он решил его уменьшить, заствив ваше внимание переключаться.
т.е. чтобы выполнить его требование, вам пришлось бы немного расслабиться.
Reply
Берштейн - психиатр, а не психолог.
так что - Рубинштейн Сергей Леонидович.
пример, если не путаю, взят из его "Основ общей психологии".
и не разрушал он никаких теорий бихевиористов.
он показал, что осознанное повторение даёт более быстрый результат.
но неосознанное тоже даёт - при надлежащем подкреплении.
и даже без - мы запоминаем рекламные слоганы из-за частых повторений.
Reply
Reply
так что рецепт вполне рабочий: осознавать и представлять в самом деле полезно.
но до опровержения бихевиоризма ещё далеко.
там ещё Толмен должен был появиться.
и всякие прочие когнитивные карты.
Reply
Просто в данном конкретном случае было столько мелких "но" что вспомнился анекдот :)
Reply
Leave a comment