Механизм формирования навыка. Рубрика "Психознание".

Jul 10, 2017 10:00



В 20 веке научная психология максимально обратила свое внимание на проблему сознательного и бессознательного. Когда мы про это говорим, то в голову сразу приходит образ старого доброго Фрейда, но, надо сказать, что кроме него было множество других ученых, которые внесли огромный вклад в данную область.

Один из них - советский психофизиолог и физиолог Александр Николаевич Бернштейн. Главное направление, которое активно и успешно развивал наш соотечественник - это механизм формирования двигательных навыков. Одна из его теорий состояла в том, что важным ключом к успешному овладению какого-либо навыка является обязательное включение сознания в процесс тренировки. Что это значит?


В пример приведем его личный опыт - будучи прекрасным пианистом и очень занятым юношей, он предпочитал отрабатывать технические упражнения на фортепьяно, параллельно читая книгу, стоявшую на пюпитре. Делал он это долго и с завидным упорством, пока в конце концов не понял, что от таких тренировок толку ноль - уровень мастерства стоит на месте. Все его внимание было направлено в книгу, а пальцы двигались на бессознательном уровне. И он решил оставить чтение и обратить все свое сознательное внимание на упражнения, после чего отметил значительный прогресс.

Таким образом, Бернштейн разрушил теорию своих предшественников-бихевиористов, которые считали, что важно только количество механических повторений, в то время, как сознание не играет никакой роли.

Чтобы максимально сфокусировать свое сознание на отшлифовке умения, существует даже прием идеомоторной тренировки - представлять мысленно, шаг за шагом, отработку какого-либо навыка. Например, профессиональные спортсмены активно пользуются этим методом, мысленно оттачивая каждый шаг и каждое движение тела . Как правило, после таких упражнений человек может почувствовать себя сильно уставшим и утомленным - что свидетельствует об активной работе мозга и, соответственно, о прогрессе.

Мои тексты по рубрикам - http://pechkeen.livejournal.com/152421.html

психознание

Previous post Next post
Up