2.3. Чиноначалие по образу Святой Троицы.

Aug 23, 2021 14:06


Владыка Элпидофор (Ламбриниадис) так же подвергся нареканию за то, что провел аналогию между первенством Вселенского Патриарха в Церкви и первенством Бога Отца в Троице. В действительности он лишь воспроизвел известное учение свт. Симеона Солунского, изложенное им в 178, 179 и 180-й главе книги «О священнодействиях и Таинствах церковных»:

  • «Поэтому при рукоположении Архиепископов, т. е. Патриархов, рукоположенный Патриарх не целует рукоположенного в руку и в щёку, но, поцеловав сначала божественный Престол, восходит на подножие его и совершает целование как принято. Причём рукоположивший его, поцеловав сначала священный Престол - источник священных действий, целует потом руку рукоположенного Патриарха как ставшего первым в Божественном Духе и Патриархом его самого и остальных...
  • Хотя благодать одна, и одна сила, и один чин епископства - и всё это от Бога, первого и единого Отца и Епископа, однако сам чин, как и всякий другой, имеет в себе и отчества, и сыновства, и неодинаковые дарования. Так и Божество есть Отец, Сын и Святой Дух. И хотя Троица единосущна, но только Отец - Первопричина. Ему же во всём подчиняются Сын и Дух при том, что едины и воля, и движение, и сила всех Трёх Лиц. От Троицы же происходит всякое благочиние как в горнем, так и в дольнем мире. Поэтому и каждый из горних чинов заключает в себе высшую, среднюю и низшую степени, и между ними есть учители учителей и отцы отцов» [144]. 


Итак, все девять небесных и церковных чинов соединены между собой по образу Святой Троицы и действуют по образу действия Святой Троицы. Как Божество одно и все Три Лица всецело им обладают, так и «епископство одно, и каждый из епископов целостно в нём участвует» (свщм. Киприан Карфагенский [145]). Так и иерейство одно, диаконство одно, иподиаконство одно и т.д. Однако единый чин епископа «как и всякий другой, имеет в себе отцовства и сыновства» (св. Симеон). Это значит, что первый Ангел и клирик в каждом чине выступает как Начало и Причина достоинства остальных. И в этом смысле он - «Отец» и «Безначален»,  а все последующие за ним - «Сын».

В каждом благочинии Церковь подражает «порядку богословия» между Отцом и Сыном. Сын равночестен Отцу (Иоан.5:23), от Отца заимствуя Свое Начало. В «Исповедании св. Григория Паламы» читаем об этом так:

  • «Отец безначальный, не только как безвременный, но тоже как совершенно без причины; Сам единственная причина и корень и источник во Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества; Сам единственная первоначальная причина всего сущего; не единственный Творец, но единственный единого Сына Отец и присносый единственный Отец и Изводитель; более великий Сына и Духа, но это только как причина, во всем остальном Тот же Самый как Они и равночестен» [146]. 

Вот почему священнодействующий Архиерей тут же берет благословение у рукоположенного им Патриарха, ибо тот стал «Первым в Божественном Духе», то есть первым в шествии Архиереев Поместной Церкви и его Отцом по посвящению.



Схема № 12

Как видим, «отцовство» в чине - это не просто титулярное первенство. В высших церковных чинах оно переходит в конкретную привилегию чиноначалия. Преп. Максим Исповедник пишет об этом так:

  • «иерархия представляется как средоточие наиболее важного и близкого всей иерархии, как, например, священноначалием иерархии, или чина, пресвитеров является епископ, который должен ведать, очищать, просвещать, посвящать; священноначалием иерархии диаконов является архидиакон, который должен знать литургические действия; и так по порядку остальные чины» [147]. 

Архиерей является священноначалием иерархии или чина Иереев. Как Сын «ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит так же» (Иоан.5:19), так и Иереи ничего да не творят, не увидев «Отца творящего», то есть Архиерея. Причем его власть (ἀρχή) над Иереями иначе выражается в соприсутствии и иначе - на отдельных приходах.

Во время Божественной Литургии в кафедральном соборе только Архиерей предстоит Богу в чине Христа, а Иереи сослужат ему в чине Апостолов. Однако, обратим внимание: они везде последуют за ним, будучи соединены с ним честью священства [ср.: «сын мой! ты всегда со мною» (Лук.15:31)].



Архиерей - начало и средоточие чина Иереев по образу Бога Отца.

Во время богослужения на отдельных приходах, Иереи сами служат и предстоят Богу. Как Сын Божий на земле представляет лицо Бога Отца, так и Иереи на отдельных приходах представляют лицо своего Архиерея, в знак чего они поминают его как «Господина и Отца нашего». Это поминовение означает, что Иереи обязаны священнодействовать, очищать и просвещать верных именно так, как это делает их Первый и Отец в чине [ср.: «что творит Он, то и Сын творит так же» (Иоан.5:19)]. Вот почему Архиерей, будучи началом и средоточием чина Иереев по образу Бога Отца, обязан в совершенстве знать уставы священнодействий.

Ровно такое первенство мы наблюдаем и в благочинии Диаконов. Во время архиерейского богослужения Диаконы смотрят на Архидиакона (Протодиакона), согласовывают с ним свои все свои действия и ничего без него не творят. Во время выхода с Евангелием они предшествуют ему, а во время пения Святого Символа они последуют за ним.



Архидиакон - начало и средоточие чина Диаконов по образу Бога Отца.

А на отдельных приходах Диаконы представляют лицо Архидиакона, в силу чего они обязаны совершать литургические действия именно так, как он это делает в кафедральном соборе. Вот почему он, будучи началом и сосредоточием чина Диаконов по образу Бога Отца, должен в совершенстве знать все литургические действия и уставы. Аналогично и Певчие ничего не творят без Начальника хора, обязанного знать уставы священных песнопений, а Монахи - без Игумена, посвященного в монашеские уставы.

Когда епископы области составили свой чин в правительственной иерархии, они так же были призваны «знать Первого в них [ср.:«Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан.14:10)] и быть ведомым им как Главой и ничего не делать излишнего без его мнения» (Апост. 34). Областные епископы да не творят ничего, если не увидят «Отца творящего», то есть Архиепископа. В общем соборе они последуют за ним, а в своих уделах они представляют его лицо, Престол и все права, в знак чего они поминают его на Литургии как «Господина и Отца нашего».

Когда Игумены многих монастырей области составили собственный чин у Престола правящего Архиерея, первый в их среде так же был выделен титулом Архимандрита и привилегией чиноначалия. Отметим, что обозначения преимущества по последованию чести Церковь четырежды (Архиерей, Архидиакон, Архиепископ, Архимандрит) использовала слово ἀρχή, которое означает не просто почетное различие, а именно «власть», «начальство», «первенство причины по отношению к следствию».

Невозможно, чтобы чиноначалие по образу Святой Троицы функционировало во всех чинах и упразднялось в чине Патриархов, как того требуют в Московской Патриархии. Разумеется, Патриархи так же знают Первого в них и ведомы им как Главой, как, например, во время Великого собора на Крите (2016).



Вселенский Патриарх - начало и сосредоточие чина Патриархов по образу Бога Отца.

А в своих автокефальных Церквях Патриархи представляют лицо, Престол и все права Вселенского Патриарха, в знак чего они поминают его на Литургии как «Господина и Отца нашего». Как Сын «ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, но что творит Он, то и Сын творит так же» (Иоан.5:19), так и Патриархи обязаны управлять подчиненными епископами именно так, как это делает Вселенский Патриарх. Будучи началом и сосредоточием чина Патриархов по образу Бога Отца, он должен в совершенстве знать догматы и каноны Православной Церкви и быть их истолкователем для всех Церквей, то есть «всеобщим Отцом и Учителем». В претензии на этот статус нет никакой ереси папизма, а есть точное следование небесному и церковному благочинию.



Схема №13.

Таким образом, чиноначалие по образу Святой Троицы пронизывает всю жизнь Церкви. Но только ли Церкви? Не то же самое мы наблюдаем в царстве природы? В стаях птиц, косяках рыб и стадах животных всегда есть вожак, за которым последуют равные ему по природе особи.



И даже птицы небесные, последуя своим первым, обличают московскую ересь.

В 180-й главе свт. Симеон Солунский повторяет то же самое учение в других выражениях:

  • «Точно так же и в Неслиянной, Предвечной, Единосущной и Равночестной Троице есть чиноначалие, как мы уже сказали: Отец безначален, а два других Лица происходят от Него: одно Лицо, Сын, рождается, другое, Святой Дух, исходит, между тем как Троица нераздельна и едины Её сущность и сила. А от Неё - всякое отцовство (Еф.3:14-15), как говорит апостол Павел, и всякий чин, как на Небе, так и на земле…»

Итак, всякое чиноначалие (отцовство в чине) в тварном мире является образом и выражением первенства Бога Отца в Троице.  Разумеется, образ не может быть равен нетварному Первообразу. «Здесь (в Троице), - объясняет свт. Кирилл Александрийский, - мыслится единство природное, истинное и созерцаемое в самом существовании, а там (в Церкви) внешний вид и подражание истинному единству. В самом деле, разве оттиски могут быть совершенно равны печатям?» []. В Троице - одна сущность, в Церкви - единение «в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10). В Троице - одна воля, а в Церкви - послушание и последование Первому. В Троице - логический порядок, как об этом учит Патриарх Геннадий II (Схоларий): «Именую Отца первым, но не в смысле, что Отец есть первый, но только что Он есть Отец. И после Отца Сына исповедую, но не говорю, что Сын - второй, но только что Он - Сын Отца. И подобным же образом исповедуя после Сына Духа, не говорю, что Дух - третий или второй после Сына, но что Он Дух Божий и от Бога» [151]. В Церкви же - цифровой порядок и перечисление: «основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон и т.д.» (Откр.21:19-20).

Ссылаясь на свт. Симеона («от Неё - всякое отцовство»), Владыка Элпидофор называет внутритроичную реальность «истинным источником всех первенств». Затем он очень красиво опровергает лжеучение авторов Московского документа (2013) о различной природе и о различных и внешних источниках первенства, применив эту логику к Святой Троице:

  • «Церковь всегда и систематически понимала личность Отца как первенствующего («единоначалие Отца») в общении Лиц Святой Троицы. Если бы мы следовали логике текста русского Синода, мы также должны были бы утверждать, что Бог Отец не является безначальной причиной божественности и отцовства («Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого всякое отцовство на небесах и на земле называется» [Послание к Ефесянам 3:14-15]), но становится получателем своего первенства. Откуда? От других лиц Святой Троицы? Но как мы можем предположить это без нарушения богословского порядка, как пишет Григорий Богослов, или, что еще хуже, без ниспровержения - возможно, следует сказать «запутывания» - отношений Лиц Святой Троицы? Возможно ли, чтобы Сын или Святой Дух «предшествовали» Отцу?»

Объявив избрание и признание диптиха источником первенства, невежественные сотрудники митрополита Волоколамского «ввели начало под безначального» и этим уничтожили Первого в каждом небесном и церковном чине. «Не учи, - предупреждает эту ошибку св. Григорий Богослов, - возводить Отца под некое начало, так чтобы нам не вводить нечто первее первого, из-за чего бытие Первого разрушится» [152].

Читать далее: 2.4. Иерархическое главенство по образу Христа. 

[144] Свт. Симеон Солунский. Премудрость нашего спасения. Гл. 178, 179. / https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/4_110

[145] Свщм. Киприан Карфагенский. О единстве Церкви / https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_Edinstve/

[146] Исповедание св. Григория Паламы / https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/ispovedanie_pravoslavnoj_very/

[147] Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника.  Перевод Г.М. Прохорова. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. С. 313.

[148] Описывая хиротонию епископа, свт. Симеон Солунский упоминает, что епископ представляет лицо своего Первого: «Также он получает енколпий (εγκόλπιον), или панагию, как Божественный залог в знак того, что он представляет Христа и первого Архиерея (!) во Христе»/О священнодействиях и Таинствах Церковных. Гл. 183. / https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/4_115

[149] Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна, 17

[150] Gennadius Scholarius. Tractatus de Processu Spiritus Sancti II // Oeuvres complètes / L. Petit, éd. P., 1929. T. 2. P. 338.

[151] В Равеннском документе (2007) читаем: «Три лица Святой Троицы «перечисляются», как говорит св. Василий Великий (О Святом Духе, 45) без таких обозначений, как «второе» или «третье лицо», что означало бы умаление или субординацию. Подобным же образом существует порядок (taxis) перечисления местных Церквей, который, однако, не подразумевает неравенства в их церковной природе». Данное учение не обладает догматической точностью. Образ (Церковь) не обязан быть во всем равен Первообразу (Троице). Поэтому Двенадцать Апостолов в Откровении (21:19-20) перечисляются с такими обозначениями, как «основание первое» или «основание второе», что не подразумевает неравенства в их церковной природе. И в 131 новелле св. Юстиниана, как и в 36-м каноне VI Вселенского собора, Константинопольский Престол назван вторым, что так же не означает его неравенства с Престолом Рима по церковной природе.

[152] In laudem Heronis philosophi (orat. 25) 15.

Previous post Next post
Up