2.2.1. Порядок чести в среде Апостолов Христовых.

Aug 23, 2021 13:31


Как между Серафимами, так и между Апостолами Господь установил порядок чести, как свидетельствует об этом евангелист Матфей: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый (πρῶτος, primus) Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его» (Матф.10:2). Петр здесь назван первым в чине Апостолов, равных ему по чести и избранию. Великий Дионисий говорит об этом так:

  • «И ведь сам Корифей Апостолов вместе с равночинным ему иерархическим десятком, придя на священническое совершение двенадцатого из учеников, благоговейно возложил  избрание на Богоначалие: “Покажи, - сказал, - нам которого Ты избрал”» [133].

И как на Небесах первый Серафим передает благодатные озарения второму и далее, так и Петр осиял Апостолов величайшим богословским знанием. «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Матф.16:16-17). Приняв от Отца Небесного, Петр просветил Одиннадцать, услышавших и принявших его исповедание. Поэтому и ответное величайшее благословение от Сына Божия в нисходящем порядке чести перешло во всех: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф.16:18-19).



Понимая Евангелие иерархически и небесно, Божественные Отцы единогласно учат, что Апостолы и их преемники в лице Петра получили достоинство «камня веры» и власть ключей в той же самой мере, в которой ими был озарен сам Петр.

Свщм. Киприан Карфагенский:

  • «Господь, основывая честь епископскую и строй Церкви своей, так говорит в Евангелии: “Ты Камень и на сем камне я построю Церковь Мою…”. Церковь возведена на епископах (как первоначально она была выстроена на Петре) и всякое действие церковное управляется сими епископами» (К падшим) [134].

Св. Амвросий Медиоланский († 397):

  • «То что сказано Петру, сказано и остальным Апостолам: “Дам тебе ключи Царствия Небесного”» (на Псалом 38) [135].

Св. Григорий Нисский(† 395):

  • «Через посредство Петра Христос передал епископам ключи небесной славы» [136].

Блж. Иероним Стридонский († 420):

  • «Ты говоришь, что на Петре основана Церковь - это так, но в другом месте это говорится и обо всех Апостолах, что она на них построена и все они получили ключи Царствия Небесного» (Против Иовиниана) [137].

Св. Евлогий Александрийский (VI в.):

  • «Власть, обозначаемая как ключи Царствия Небесного, была дана прочим Апостолам в лице их вождя» [138].

Но ярче других об этом говорит блж. Августин († 430):

  • «Как видно, Петр во многих местах Писания олицетворяет собою Церковь, особенно в том месте, где говорится: “Тебе дам ключи Царствия Небесного”. Неужели Петр получил эти ключи, а Павел - нет? Петр получил, а Иаков, Иоанн и прочие Апостолы не получили? Не в Церкви ли, в которой ежедневно отпускаются грехи, те ключи? Итак, поскольку Петр символически олицетворял собою Церковь, то, что дано ему одному, дано Церкви» (Слово 149) [139].

Следовательно, врут латиняне, когда утверждают, что верховный Апостол один, в противоположность остальным, получил от Христа некое уникальное достоинство Петра (πετρίνειο ἀξίωμα) и примат юрисдикции. Речением «ты - Петр и т.д.» Христос основал сам чин Церкви. Он усадил Апостолов на сопрестолы и, подражая Отцу, Который «не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22), передал им весь суд. Поэтому и Иоанн Богослов говорит: «увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить» (Откр.20:4). И далее Дух Божий показал ему двенадцать равночинных оснований Небесного Иерусалима, на которых написаны имена Двенадцати Апостолов Агнца: «основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист» (Откр.21:19-20).

  • «Ясписом, - толкует св. Андрей Кесарийский, - правдоподобно обозначен верховный Петр, носивший в теле мертвость Христа, показавший непрестанно цветущую и неувядаемую к Нему любовь и теплою верою ведущий нас к лугам изобилия» [140].

Остальным камням св. Андрей усваивает имена прочих Апостолов в следующем (предположительном) порядке: Павел, Андрей, Иоанн, Иаков (Зеведеев), Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Фаддей, Симон и Матфий.

То, что этот порядок есть порядок восходящий узнаем из св. Нила Кавасилы. Резюмируя учение Отцов, он называет Петра «вершиной апостольского собрания (τῶν ἀποστόλων ἄκρος)» [141]. Полезно сравнить данное выражение с Божественным Писанием: «Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества» (Быт.49:3).



Схема № 11

Как один из двенадцати драгоценных камней, положенных в основание Вселенской Церкви, Петр равнодостоин Апостолам Христовым. Все они - камни веры, врата, привратники и ключари Царствия Небесного, ибо среди народов вселенной они все являют образ Христа. Петр не получал от Христа никакого достоинства и никакой власти, которые бы в нисходящем порядке не перешли бы (transfundit, как говорит св. Лев Великий) в остальных Апостолов. Но как Первый и Вершина их хоровода, Петр не равен им по самой последовательности чествования, ибо он первым принял достоинство «камня веры» и просветил им остальных. Соблюдая этот порядок (τάξις), Сам Господь после Воскресения «явился Кифе, потом двенадцати» (1Кор.15:5).

И только один ученик Христов регулярно нарушал этот порядок - Иуда-предатель. Вот как об этом толкует священный Златоуст:

  • «Мне кажется, что Христос прежде умыл ноги предателю, а потом приступил к Петру, и что другие уже были вразумлены примером Петра. А что действительно Он умыл кого-то прежде Петра, это видно из слов: когда же пришел к Петру. Впрочем евангелист не говорит прямо, но словом: «начал» (см.Иоан.13:5) намекает на это. И хотя первым был Петр, но, вероятно, предатель по своей наглости возлежал даже выше верховного [Апостола]!» [142].

Как видим, нарушающий порядок чести не бывает движим Богом, но водится духом иным - тем самым горделивым духом, который однажды помыслил в сердце своем: «выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13-14). За это он был низвергнут в преисподнюю вместе со всеми своими слугами (см. Ис.14:15; Откр.12:7-8).

В свете чего поистине страшные слова произнес профессор Московской духовной Академии М. М. Тареев на Поместном соборе Российской Церкви в 1918 году: «Время уже нам стряхнуть с себя исконное греческое иго и потребовать своего почетного места (!) за духовной трапезой Христа» [143]. Так он выразил сердечные помыслы тогдашних русских националистов и борцов с «восточным папизмом», среди которых был и С. Троицкий.

Читать далее: 2.3. Чиноначалие по образу Святой Троицы.

[132] Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника.  Перевод Г.М. Прохорова. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. С. 373.

[133] Там же. С. 101.

[134] Epistola 33. Lapsis. Письмо 33. К падшим.

[135] На Псалом 38.

[136] Цит. по: Н. Арсеньев. Православие, Католичество, Протестантизм / Хрестоматия по сравнительному богословию. - М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 167.

[137] Там же.

[138] Там же.

[139] Блж. Августин Ипонский. Слово 149. На Деян. 10/ http://www.augustinus.it/latino/discorsi/discorso_193_testo.htm

[140] Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Иоанна. Отдел XXII,  статья 67-я.

[141] Святитель Нил Кавасила. О папском первенстве и причинах разногласий в Церквах. Перевод Петра Пашкова. https://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/o-papskom-pervenstve-i-prichinah-raznoglasij-v-tserkvah/#0_2

[142] Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах. - Изд-во СПб Духовной Академии, 1898-1906 гг. Т. 8, кн. 2-я, стр. 470.

[143] Цитата по: монах Диодор Ларионов. Несколько тезисов в связи с грядущей автокефалией Украинской Православной Церкви / https://vk.com/wall-46204643_262

Previous post Next post
Up