Святоотеческие принципы истолкования Священного Писания. Часть 1.

Sep 22, 2019 16:46


Решил собрать их в одном тексте, чтобы все желающие научиться ходить в свете Слова Божия  (а не в угаре нынешней государственно-церковной пропаганды, которая отрывает нас от кафолического единства)  могли научиться понимать и толковать Божественные речения.

Вступление. Великий Бог с намерением даровал Писание, в котором много непонятных и противоречивых мест, чтобы люди, которым Истина не интересна, преткнулись об них и, осмеяв «древнееврейские мифы», отложили Книгу в сторону. Так Господь «рассеял надменных помышлениями сердца их» (Лук.1:51). А людям смиренным, усердно ищущим истину, размышляющим о Законе Его день и ночь (Пс.1:2), Бог не замедляет через святых Отцов подавать ключи - принципы для уразумения Писания, - которыми открываются запертые от посторонних глаз двери и является «тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым Его» (Кол.1:26). У каждой потаенной комнаты Писания есть свой ключ, но они перепутаны и разбросаны по всему «дому», так что требуется приложить старание, чтобы их найти и применить.

Принцип №1:  Безусловная вера каждому слову Божию. Принцип имени святого и праведного Иоанна Кронштадтского:



«Всё слово Божие есть единая истина, целостная и нераздельная, и если ты признаешь за ложь одно какое-то сказание, изречение, слово, ты погрешишь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина есть Сам Бог. Аз есмъ истина (Ин. 14:6), говорит Господь; слово Твое истина есть (Ин. 17:17), говорит Иисус Христос Богу Отцу. Итак, всё Священное Писание почитай истиною: как о чём говориться, так то и было и бывает».

Желающие познать учение Писания должны верить ему беспрекословно, ибо вера словам Библии есть вера словам Самого Бога, Которому мы доверяем как заботливому и любящему Отцу. Не приносит «пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр.4:2).

Если некое сказание Писания покажется недостоверным, то христианин не должен отвергать его, но, отложив в сторону, сказать себе: «вероятно, Бог разъяснит мне этот вопрос позже». Если же он сочтет это слово за ложь или басню, то дальнейшее постижение Писания может для него навсегда закрыться. Ибо Бог благоволит только к верующим: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2). «Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс.24:14)

Из принципа №1 следует запрет обращаться к научной экзегетике. Неверующим и исследующим Писание с помощью научного критического метода, который предполагает регулярное сомнение (!) в словах Бога, не дано познать учение Писания, ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1Кор.1:19). Разум «православных» научных библеистов, которые практикуют регулярное сомнение, намеренно ослабляется Всевышним и они пишут о Библии разные глупости, достойные осмеяния. Поэтому не удивительно, что что среди сотен священников-выпускников семинарий и духовных академий, где им преподают «научную библеистику», мы не видим знатоков Священного Писания, уровня приснопамятного Даниила Сысоева или протоиерея Олега Стеняева.

Принцип №2: «Слово Бога живо и действенно» (Евр.4:12), оно «не останется бессильным» (Лук.1:37) и исполняет все, что угодно Богу (Ис.55:11). Принцип имени Тертуллиана: «Не сомневайся верить тому, что мы проповедуем, так как ты видишь собственными глазами, что это совершилось и совершается».



Изучая Писание всегда необходимо помнить, что слова Бога, особенно те, которые сказаны в повелительное наклонении, всегда исполняются, всегда становятся делом. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). «Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось»  (Пс.32:9). «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:11). «Слово в Писании всегда становиться плотью» (Ориген). «Не забывайте, что такое слово Божие, когда Бог говорит какое-то слово, то оно становится Законом существования мира» (священник Даниил Сысоев).

Таким образом, истинное понимание Писания не может противоречить объективной реальности, которая твориться теми же словами Бога, письменной копией которых является Библия.

Вот как данный критерий использует Сам Господь Иисус Христос: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Матф.12:28); «дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Иоан.5:36). Пришествие Христа явилось реальным исполнением слов Божьих, изреченных пророкам, поэтому сама реальность Боговоплощения диктует правильное понимание пророческих Писаний.

Апостол Петр: «из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам» (Деян.15:7-8). Реально дарование Духа Святого язычникам доказывает, что Бог призывает ко спасению через веру все народы. После этого апостол Иаков Праведный говорит: «с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее» (Деян.15:15-16). Пример толкования пророческих Писания через критерий объективной реальности, которую творит Бог.

Аналогично апостол Павел опровергает ересь иудействующих: «через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал.3:2) Галаты ощутимо получили дар Духа Святого, причем получили независимо от дел закона (наоборот, признав себя грешниками), следовательно, подлинное учение Писания заключается в спасении благодатью через веру.

Свт. Григорий Палама так же апеллировал к объективной реальности: «если есть приобщающееся Богу, а сверхсущая сущность Бога совершенно неприобщима, то значит, есть нечто между неприобщимой сущностью и приобщающимся, через что они приобщаются Богу»  (Триады в защиту священно-безмолвствующих III.2 .24-25) «Слово борется с другим словом, но кто опровергнет жизнь?» - так же говорил он.

Второй принцип особенно важен при интерпретации библейских пророчеств. Например, если иудеи и протестанты скажут, что православные икон - это идолы, то мы возразим им так: «Бог обещал, что к концу истории «идолы совсем исчезнут» (Ис.2:18), а вы говорите, что идолы, напротив, наполнили землю. Неужели Бог обманул? Или Он так слаб, что не может исполнить Свое слово? Вовсе нет. На самом деле, как мы наблюдаем, последние 2 тысячи лет, земля действительно очищается от идолов - статуй языческих богов. А православные иконы не есть идолы».

При этом важно помнить, что некоторые слова Бога еще не исполнились, но исполнятся в будущем.

Всевышний сказал Моисею: «и помажь их [сынов Аарона], как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их» (Исх.40:15). Слово Божие «не останется бессильным» (Лук.1:37)  Но когда именно Бог исполнил данное обетование и кого Он посвятил в вечное священство в роды их (Исх.40:15)?

Если это обетование (Исх.40:15) относится к потомкам Аарона по плоти, то, получается, что Бог не исполнил Свое слово. Ведь кохены ныне лишены священства. Ветхозаветное священство упразднено. Если обетование относить одновременно и ко Христу и к ветхозаветным священникам (тень Христа), то все равно выходит, что Бог не исполнил Свое слово. Ибо кохены ныне лишены священства. В соответствии с принципом №2 оба толкования не могут быть истинными.

Правильный ответ: это обетование (Исх.40:15) относится только ко Христу и к новозаветной иерархии в Нем. Так, свт. Епифаний Кипрский, обличая заблуждение Назареев, говорит, что «обетование о вечном царствовании дома Давидова и священстве Аароновом исполнилось, когда Христос Спаситель соединил в Своем лице оба эти достоинства и на веки утвердил их в Своей Церкви» (цитата по В.И. Экземплярский. Библейское и Святоотеческое учение о сущности священства). Другие отцы так же относят все вечные постановления («в роды ваши») закона Моисеева  только к христианам (понимая их в высшем духовном смысле).

Это значит, что Ветхий Завет содержит обетования только для христиан. Когда мы читаем: «Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего, и левитов, служащих Мне» (Иер.33:22), то должны понимать, что племя Давида и левиты, служащие Господу - это только христиане. Об этом и Апостол говорит: «все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков»(1Кор.10:11). Образы и тени Ветхого Завета делают постановление именно для христиан. Вот почему Книга правил так часто ссылается на Ветхозаветное Писание.

Принцип №3: Ветхий Завет - это Богословие, Новый Завет - это Богодействие. Принцип имени свщм. Дионисия Ареопагита, который поможет истолкователю понять правильное отношение между двумя главными частями Библии:

«один СКАЗАЛ о будущих богодеяниях Иисуса, другой ИСПОЛНИЛ; и - что один написал истину в образах, а другой показал Ее осуществившейся. Ибо осуществление в этом Завете проречений того заставило поверить в Истину, и завершением богословия явилось богодействием».

Ветхий Завет - это богословие по преимуществу, он не должен быть отвергаем или унижаем толкователем. Комментарий прп. Максима Исповедника: «Заметь, что то, что один, Ветхий Завет, сказал, другой, Новый, совершил. Заметь, что Ветхий Завет он называет богословием, а Новый богодействием».

Если Богословие (Ветхий Завет) и Богодействие (Новый Завет) не соответствуют друг другу, то перед нами ошибочное толкование. Они должны совпадать до иоты и черты, как об этом говорит наш Господь: «не нарушить (закон) пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:17-18).

Принцип №4 «Тело и тень», как ключ ко всему Писанию. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10:1); «это есть тень будущего, а тело - во Христе» (Кол.2:17). На нем основан типологический метод толкования и освятил темные места Ветхого Завета, связал его с Новым Заветом. Наиболее ёмко он был сформулирован прп. Максимом Исповедником:

«Ибо, то, что в Ветхом Завете - тень (3), образ (2) же - то, что в Новом Завете, а истина - устроение будущего века (1)» (комментарий к «Церковной иерархии» св. Дионисия Ареопагита. Гл.3, 3.2).

Раскроем подробнее структуру принципа «Тело и тень». Когда пророк Моисей духовно поднялся с Синая на небесную Гору Бога (см. Исх.24:13,18), Бог показал ему некую икону (образ) некой Скинии.

«И поставь скинию (3) по ОБРАЗЦУ (2), который показан тебе на горе (1)» (Исх.26:30; ср.25:40)

Всякий образ имеет свой первообраз. Поэтому в тексте Исхода не два, а три взаимосвязанных элемента:

1. Горний Первообраз (вечная непреходящая Истина).

2. Его образец (икона, образ), которую видел Моисей.

3. Ветхозаветная скиния (образ-тень), которую устроил Моисей

Горний Первообраз (1) - это небесное Святилище, как место особого присутствия Всевышнего Бога (см. 3Цар.8:30). Это эсхатологическое Царство святых, называемое в Писании горой Сион, Покоем Бога (Пс.131:13-14) или небесным Иерусалимом (Откр.21:2-3).

Образец (2), который был показан Моисею на небесной Горе - это устройство Православной Церкви (Тела Христова) на земле.

Наконец, скиния Моисея и ее устройство - это тень, отбрасываемая Телом Христа (Церковью) в Ветхий Завет. Тень не есть Тело, но тень в общих чертах соответствует Телу и по движениям тени можно получить представление о том, как должно выглядеть Тело (Церковь). Вот почему «все Писание (Ветхого Завета) богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).

Таким образом, впереди православного толкователя - Небеса, на которые он непрестанно должен взирать: «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2), позади него тень Церкви - ветхозаветная скиния, на которую он должен иногда оглядываться, чтобы свериться, ибо «все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков»(1Кор.10:11). Как мы видим, Ветхий Завет записан специально для христиан. «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится» (1Кор.9:9-10). Об этом же говорит и апостол Варнава пишет в своем Послании: «я прошу вас... не уподобляться тем, которые умножают грехи свои и говорят: завет иудеев есть и наш. Он только наш...».

Правильное толкование Писание есть такое, при котором все три элемента (Горний Первообраз, устройство Церкви и скинии) совпадают в одном смысле, выстраиваются в одну линию.

Например, протестанты утверждают, что Евхаристия - это не есть Жертва, поэтому им в «домах молитвы» не нужны не храмы, ни жертвенники, ни храмовые священники. Опровергаем их, используя принцип «Тело и тень»:

На Небесах (1) видим и Храм (Ис.6:1), и  Жертвенник (Ис.6:6: Откр.8:3 и др.), и Певосвященника, «Который воссел одесную престола величия» (Евр.8:1) и Жертву: «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Откр.7:17).

Оглянувшись на ветхозаветную тень (3), мы так же находим и храм и жертвенник, и первосвященника, приносящего жертву. Следовательно, и в Новозаветной Церкви (2) все это справедливо присутствует, как об этом говорит пророк Исайя: «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис.56:7). «Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь»(Ис.66:21). Следовательно, протестантские «дома молитвы» не соответствуют Священному Писанию.

Продолжение. Часть 2.

библейская школа, экзегетика

Previous post Next post
Up