Все-таки права пословица: "Где был счастлив - туда не возвращайся". Иран образца 2004 г. был для меня чистым адреаналином, незамутренным приключением без крыши над головой и гроша в кармане. Я до сих пор обожаю вспоминать ту поездку. Иран 2010 г. стал почти рабочей командировкой, посвященной кропотливому сбору информации и отстраненно-трезвому взгляду на страну.
И хотя я каждый раз радовался знакомому ракурсу не проходила и пара часов, чтобы я не начинал доставать своего попутчика
gbaitsurа брюзжанием на тему как же изменилась страна.
И это не только пораженчески-ностальгические рассуждения типа "раньше и травка была зеленее, и "Торпедо" играло в высшей лиге". Иран действительно изменился - может быть не так явно и радикально, но весьма заметно.
1. Не самое главное, конечно, но бросается в глаза сразу. Иран стал куда более туристичной страной.
Раньше одновременно по стране путешествовало не более пары десятков бэкпекеров, которых к концу второй недели нахождения в стране знал в лицо. Встречая иностранца с рюкзаком на улице, путешественник бросался к нему как к родному наперерез уличному движению. Далее следовало знакомство, обмен информацией, обсуждение общих знакомых (а они наверняка нашлись бы, если оба участника диалога пробыли в стране хотя бы неделю), переписывание е-мейлов…
Теперь туристов многие сотни. В главных туристических центрах типа Исфахана и Йезда не успеваешь отслеживать новые отели. Отели же, что заслужили рекомендацию «Лонли Планет» (типа знаменитого Silk Road в Йезде) «портятся» куда быстрее обычного - поток туристов (а значит и прибыли) такой, что персонал сначала просто с ним не справляется, а потом и вовсе плюет на качество сервиса - все равно народ валом валит.
Также стало очень много русских туристов (хотя это, во многом, можно списать на майские праздники). Но все равно - в 2004 г., что на Ближнем Востоке, что в Юго-Восточной Азии мне в ответ на идентификацию национальности говорили одно и то же: «Ты первый русский, которого я встречаю». Давненько я такого не слышал…
Расплодились туристические агентства (часто при тех же «рекомендованных» отелях). Теперь не модно объезжать окрестности Йезда или Шираза самостоятельно - достаточно заказать такси в Персеполис или «тур по пустыне»… Скучно. Хотя, как показала практика, все еще легко найти человека, который с восторгом примет идею пройтись пешком до Башен Молчания.
2. Иран стал дороже для бюджетного путешествия. За 6 лет действительно дешевыми остались лишь автобусные переезды. Ну и входные билеты теперь стоят копейки, наценка для иностранцев ушла в небытье. Проживание отныне совсем не дешевое, в среднем куда дороже Египта, Сирии и Иордании. Приличный дабл за 20-25 долл найти сложно. Чаще за 35-40. Особенно это касается Тегерана. Здесь проживание в откровенной ночлежке начинается от 12 долл. с чел. В Йезде еще можно найти дешевые дормитории, но спать в них смогут только проверенные бойцы бюджетных путешествий. Запомнилась надпись: «Держите дверь в комнату закрытой, а то кошка обгадит ваши вещи». Дороже стала также еда.
При этом, как ни странно, Иран стал куда проще для «ультрабюджетного» путешествия. Если бы мы с Серегой ездили бы по стране сегодня, то жизнь была бы в разы проще. Почти сразу по приезду в страну я встретился с отечественным путешественником Павлом Щукиным (см. форум «Русский Бэкпекер»), который путешествует по Ирану уже второй месяц, легко выдерживая бюджет 5 долл в день.
Дело в том, что Павел находит ночлег через сайт couchsurfing. А в Иране пользователи этого сайта как правило образованные, обеспеченные люди, которым интересна возможность пообщаться с иностранными путешественниками. Помимо интересного общения в комплект входит пристойное проживание, бесплатно-обязательное питание (отказаться не получиться - кто был в гостях на Востоке, меня поймет), экскурсии по окрестностям на машине хоста, выделенный Интернет дома и проч.
Воистину, что нашему автостопщику хорошо, то западному бэкпекеру - смерть ).
3. Но подорожавшее проживание, и, тем более, подорожавшие кафешки ориентированы не столько на иностранцев, сколько на местных туристов. Иран сегодня напоминает мне Россию начала 90-х по огромному разрыву в доходах между бедными и богатыми . И последних - далеко не единицы. Благосостояние иранского общества сильно выросло. Но лишь некоторой его части. Северный и Южный Тегеран - это как два разных мира - один третий, а другой вполне себе первый.
Т.е. в Индии тоже огромный, еще больший разрыв между классами. Но Индия - это именно третий мир. А Иран - не совсем. Сверхдоходы от нефти и газа не перешибить никакими санкциями.
4. Либеральная часть иранского общества стала еще более либеральной. И не боится этого показывать. В городах хиджаб носят все больше на затылке. А молодые девушки давно не стесняются подходить к молодым иностранцам мужского пола чтобы «попрактиковаться в английском». Встреченный австралиец рассказывал как перед поездкой супруга его брата, сама родом из Ирана, строго инструктировала его даже не смотреть в сторону иранских девушек, не говоря уж о том, чтобы с ними разговаривать. Поэтому, когда в первый же день прогулки по Тегерану, его окружила толпа студенток и стала наперебой отчаянно с ним флиртовать, он поначалу даже заподозрил провокацию со стороны властей.
Кстати, девушки, в отличие от иранских молодых людей, не ограничиваются стандартными вопросами: «откуда? как зовут? есть ли жена? сколько зарабатываешь? как тебе Иран?», но и расспрашивают в деталях: какую музыку любишь? какие хобби? где еще путешествовал? какие клубы в Москве лучшие и почему? На вопрос: а как вы качаете из торрентов фильмы и музыку, раз тут везде фильтры стоят, небрежно отвечают - мол, прокси используем и легко уходят в дебри компьютерной лексики, которая бы сделала честь любому сисадмину.
Вообще, раз уж мы заговорили о девушках, то я рад сообщить, что некоторые вещи в Иране не меняются. Иранки по-прежнему одна из самых красивых наций мира. Более того, изящные платки-шарфы, якобы небрежно наброшенные на голову, и целомудренные наряды только подчеркивают их красоту. По крайней мере, по возвращению в Москву я в очередной раз убедился, что привычка выставлять на показ слишком много тела, которой фанатично следуют многие соотечественницы - не дает того эффекта, как выбивающийся из-под платка локон или выстрел в упор прекрасных персидских глаз.
5. Иранский режим стал менее одиозным. Уже не найти флагов США и Израиля, специально нарисованных на асфальте, чтобы их топтали прохожие. С площади Имама в Исфахане и со стен тегеранских высоток исчезли надписи «Покончим с США». Даже граффити у «Логова шпионажа» и почти все те закрасили, хотя есть подозрение, что это временно. То ли иранские власти поняли, что эти угрозы отдают фарсом и интересны только для туристов, то ли просто перевели все лозунги на фарси для внутреннего пользования ).
6. Иран стал более вестернизированным. Со спутниковыми тарелками уже явно борются не так яростно как 6 лет назад. Их даже уже особо не прячут. На улицах, конечно, с оглядкой на полицию, но зато едва ли не на каждом углу продаются диски с голливудскими фильмами. И девушки на их обложках совсем не в хиджабах.
Глобализация потихоньку проникает в страну победившей Исламской революции. Уже официально появилась Кока-кола и Пепси-кола, действуют закусочные как две капли воды похожие на KFC. В сувенирных магазинах можно найти даже деревянные маски с Бали и квакающих лягушек-трещоток. В общем, очко в копилку лозунгу «мир становится одинаковым».
7. В целом, Иран мне напомнил СССР года 1989-го. Еще мало чего разрешено, но уже почти все можно. Ахмадинежада можно как хвалить, так и хулить в открытую. Иностранцы и западная культура еще в новинку, да и сладок запретный плод, поэтому воспринимаются с откровенной радостью и радушием. Иранские андерграуд-певцы наверняка поют что-то о тертых джинсах Америки, которые стали им слишком малы. Многие в Иране с нетерпением ждут перемен.