Все-таки, государство наше всегда было довольно мощным. И мощь его, как военная, так и индустриальная, произрастает отнюдь не из бескрайних полей с лютиками, да березовых рощец, в которых так замечательно стреляется с десяти шагов в предутренней дымке...
Мне всегда нравились советские фильмы, снятые в манере так называемой "производственной драмы". Разумеется, подавляющее большинство из них были агитационным шлаком, сценаристы которых не заморачивались над "правдой жизни" или интересным сюжетом, а режиссеры онных предпочитали показать побольше чадящих труб на фоне кроваво-красного заката. В сущности, кадры были такими, что увидя их нынче представители Гринписа разом начали бы неадекватно хихикать.
А вот в правильных фильмах, считали за честь сыграть лучшие актеры советского кино, режиссеры не ленились вникнуть в производственный процесс снимаемого объекта и как положено все запечатлеть и, как следствие, получались крепкие, интересные картины. Иногда комедии, иногда, драмы.
Мне, ребенку урбанистическому, видеть подобные глобальные мощи прежде не приходилось. Понятно, что по московским рамкам, крупный автосервис уже, как минимум, завод "Феррари", однако ж, какое-то непонятное чувство неудовлетворенности всегда присутствовало.
Перед отъездом из Кировска, отец сводил меня в шахтный забой Кировского рудника. Впечатление это произвело на меня сильнейшее. Было мне тогда 11 лет.
Ныне же, в двадцать восемь, благодаря тому, что за прошедшие годы друзья отца достигли некоторых руководящих высот, выпала возможность попасть и увидеть все своими глазами на фабрике АНОФ-3. Возможность упущена не была.
(АНОФ - апатито-нефелиновая обогатительная фабрика)
Часть первая. Часть вторая. Часть третья.
После того, как в перерывах между песнями у костров, геологи обнаружили богатейшие залежи апатита на Кольском полустрове, на этом месте вырос целый город. Город, сугубо индустриальный, строился исключительно для обеспечения функционирования нескольких рудников и обогатительных фабрик, целью которых было завалить Родину и прочие государства отменным минеральным удобрением.
Начинается все в руднике. Где из пробитых шахтных проходов добывается горная порода, содержащая (в довольно небольшом процентном отношении) ценную руду.
Стволовые машины поднимают вагонетки с породой, загружаемые в веселые поездные составы, отправляющиеся прямиком на АНОФы.
Вот так выглядит подъемная машина. В принципе, ей все равно, что тягать из недр земли. Она с одинаковой бесстрастностью опускает вниз людей, а в течении смены поднимает груды земли. Людей она потом тоже поднимает... иногда.
Но мы, слава богам, живем не в какой-нибудь Японии. У нас без человеческого фактора никуда. Попытки полность автоматизировать подъем оказались неудачными: малейший перекос вагонетки в кулачках подъемной клети - и затор. Потому, рычагами подъема/спуска заведует главное богатство страны - Человек.
Цикл примерно полторы минуты. И так по 5-6 часов в смену, когда идет порода. Т.е., когда наткнулись на породосодержащий слой.
Машина с пультом диспетчера.
Составы с платформами, наполненными породой прибывают на фабрику, где они незамедлительно опрокидываются в жернова Большой Дробилки.
Каждая такая платформа - 102 тонны.
Эти сотня тонн перемалывается, я специально засекал, за 40 секунд... Шум стоит - демоны под тамтамы аранби отплясывают: глухой, рокочущий, подземный...
Большая Дробилка.
А затем, конвейер несет то, что организовалось после дробления в цеха фабрики. Надо сказать, что в этих цехах, что конвейеры скрывают, довольно сумрачно - людей нет, лишь шелест толстой резиновой ленты, в некоторых местах довольно истрепанной.
После прохождения через более мелкую дробилку (она расположена внизу, ее я не заснял), порода попадает в цех с так называемыми "мельницами". Но перед тем, как отдать ее на окончательное размельчение, руду перемешивают с металлическими шариками, которые разбивают самые неподдатливые куски породы.
Шарики загружает вот такой забавный магнитный кран.
Мельницы.
Затем, порода смешивается с водой, получая на выходе пульпу, которая окончательно отделяет ненужную породу от ценной руды. Затем в нее добавляют еще некоторые секретные ингредиенты, пакуют - и вперед, на поля.
Масштабы и грандиозность тех же цехов и конвейеров потрясают. Вокруг стоит грохот, слой белого порошка оседающего из воздуха, толщиной примерно в сантиметр.
Честно говоря, смотреть на все это приятно, гордость, пусть и звучит высокопарно, за страну испытываешь... Ладно мы, турысты, даром, что в отпуске, встали в 6 утра, чтобы попасть на фабрику. А люди ничего, работают, пусть и хмурые... И делают свое дело.
P.S. Очень хотелось бы на каком-нибудь металлургическом гиганте побывать...