Забытые храмы Рязанщины (Часть IV - на родине «Акаевской красавицы»)

Jul 08, 2015 21:27

Рассказ о совершенной в компании Лёши cr2 июньской экспедиции по забытым уголкам восточной Рязанцины начинаю с самой удаленной точки маршрута, от которой соседней Мордовии, что называется, рукой подать.



На самом краю рязанских земель на высоком правом берегу притока Ермиши речушки Мингери расположилось село Акаево, относившееся в прежние времена к Темниковскому уезду Тамбовской губернии, а нынче входящее в Ермишинский район Рязанской области.


Названием своим село обязано первому владельцу - татарскому мурзе Акаю Айтугановичу Кугушеву, которому здешние земли с крестьянами были пожалованы в 1639 году «за крещение православной христианской веры». Родовое имение Кугушевых было устроено в соседнем сельце Прундасьеве, Акаево же получило статус села в 1778 году после строительства (деревянной?) церкви.


В начале 60-х годов село, упоминающееся как Новое Прундасьево, числится владельческим и казенным, при селе устроена мельница. По преданию, новое название происходит от выкопанного крепостными крестьянами помещиков Кугушевых каскада прудов с искусственным островом.


Главная сельская достопримечательность - оригинальный ротондальный храм, выстроенный в 1809 году на средства некой Е.И. Постниковой. Имел три престола: холодный главный, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и два теплых придельных - во имя святителя Василия и святых мучеников Флора и Лавра.


На подходе к храму видим затерявшееся в зарослях бревенчатое здание церковно-приходской школы, числящееся, в отличие от главной сельской доминанты, выявленным объектом культурного наследия. Тут стоит отметить, что на весь Ермишинский район приходится пять ОКН (все вновь выявленные), причем два из них - в Акаеве.


На втором Акаевском ОКН, обнаружить который нам, увы, не удалось, стоит остановиться поподробнее. Дело в том, что родом из села происходят братья Остроумовы: Михаил Андреевич (1847-1892 гг.), известный своими трудами в области истории философской мысли; Алексей Андреевич (1852-1932 гг.) - инспектор народных училищ и учитель Акаевской школы; Андрей Андреевич (1856-1924 гг.), известный как селекционер и автор сорта яблони «Акаевская красавица», отцом которых был настоятель храма - Андрей Николаевич.


Именуется объект, как "Дом жилой Остроумова" и датируется 1911 годом. Мы же вернемся к церкви, которая была закрыта в Советское время, а после возвращения верующим переосвящена, как Троицкая.


Основной объем храма представляет собой безапсидную ротонду, к которой с запада примыкает прямоугольная трапезная и, опять же, ротондальная двухъярусная колокольня.


Сохранность классицистского памятника архитектуры, если не считать утраченной кровли и сводов трапезной, сносная - основной объем заперт на замок.


Из декоративного убранства обращает на себя внимание рустовка на углах трапезной и, конечно же - украшающие боковые фасады храма и западную сторону колокольни портики, спаренные колонны которых поддерживают разорванные лучковые фронтоны.

Как уже упоминалось, в основной объем попасть не удалось, в трапезной же кроме стен смотреть не на что, поэтому...


...отправляемся на знакомство с колокольней, в теле которой цела еще лестница (обращает на себя внимание толщина стен).



На балках в арочных проемах звона сохранилась парочка небольших колоколов - вот что значит удаленность от "цивилизации"!



С колокольни открывается неплохой вид как на сам храм...



...так и на окрестности.


К востоку от храма находится сельское кладбище, где удалось обнаружить несколько надгробий конца XIX - начала XX веков: прожившему долгую жизнь капитан-лейтенанту князю Ивану Васильевичу Кугушеву и, наоборот, скончавшемуся в возрасте 21 года Федору Андреевичу Остроумову (возможно - младшему брату упомянутых выше сельских интеллигентов).



Последнее из дореволюционных надгробий находится явно не на первоначальном месте - под деревом к северу от храма.


В начале XX века приход храма насчитывал 517 дворов в десяти деревнях, насчитывающих 1626 душ мужского пола и 1645 женского, среди которых были как великороссы, так и мордва с татарами, тогда как началу XXI века от села осталось не больше пяти жилых домов и десяток жителей.

При подготовке поста использовались:
1. Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год, Тамбов, 1876 г.;
2. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, под редакцией А.Е. Андриевского, Тамбов, 1911 г.;
3. Топонимический словарь населенных пунктов Рязанской области.

Рязанская область, сельская застройка, классицизм

Previous post Next post
Up