После некоторого перерыва возвращаюсь к рассказу о заповедных местах земли Рязанской, что в середине прошлого месяца попали в мой объектив. В центре внимания - одиноко стоящий посреди полей незаурядный образец культовой архитектуры эпохи классицизма.
Относившееся до революции к Елатомскому уезду Тамбовской губернии село Данилово, расположено на возвышенном берегу речки Тростинки от уездного города в 50-ти и от губернского в 240-ка верстах. По состоянию на 1911 год село насчитывало 210 дворов с населением 687 душ мужского пола и 642 женского. Помимо села приход составляли окрестные деревни: Протуры, Алексеевка (Кочетовка тож), Вороновка и Марьевка, которые в сумме насчитывали 142 двора с населением 444 души мужского пола и 428 женского.
Ныне обезлюдевшая местность относится к Ермишинской району Рязанской области и все, что напоминает о крупном селе - это возвышающийся над зарастающими полями храм, смотрящийся эдаким свидетелем исчезнувшей цивилизации (надо отдать должное, свидетелем - чрезвычайно живописным).
Храм был выстроен в 1812 году на средства князя Александра Андреевича Кильдишева (1783 - 1833 гг.) - офицера Невского мушкетерского полка, участвовавшего в войне с Францией в 1807 г., завоевании Финляндии в 1808 г. и вышедшего в конце 1811 г. в отставку в чине штабс-капитана.
Род Кильдишевых происходил из татар Золотой Орды. В середине XVII века Ишмамет мурза Кильдишев выехал в Москву на службу к царевичу Алексею Михайловичу. Сын мурзы - стольник Григорий Ишмаметович (после крещения - Васильевич), служивший воеводой в симбирском пригороде Тагаеве, упоминается как первый владелец земель при селе Данилове.
Изначально задумывавшийся теплым храм, за неимением средств на отопление, был устроен холодным.
Основной объем представляет собой крупную безапсидную двухсветную ротонду, купол которой венчает световой барабан. С запада к ротонде примыкает обширная эклектичная трапезная второй половины XIX века и трехъярусная колокольня.
Фасады ротонды украшают карнизы, пилястры и два двухколонных портика, оформляющих северный и южный входы в храм.
Осмотревшись снаружи, направляемся внутрь и, минуя мрачную безынтересную трапезную, попадаем в светлый и просторный основной объем.
Бросается в глаза свежесколоченная солея, а также относительный порядок внутри ротонды.
Уж не знаю почему, но у меня в первый раз не получилось ровно снять подкупольное пространство, упорно не желавшее умещаться в моем широкоугольнике.
На стенах сохранились фрагменты храмовой живописи холодных тонов, выполненной в начале XX века: "Поцелуй Иуды" над северным входом...
...и "Святая Русь" с картины М.В. Нестерова над южным.
Из-под купола на нас смотрят Ангелы Хранители...
...и Архангелы Гавриил (слева) и Селафиил (справа).
Крылатого товарища с кубком в руке опознать не удалось, а завершим знакомство с интерьером пристальным взглядом на наиболее приглянувшийся мне сюжет.
К югу от колокольни свалены в кучу надгробные памятники князей Кильдишевых...
...среди которых удалось идентифицировать лишь одно, принадлежащее внучке строителя храма.
На этом у меня всё, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes.
При подготовке поста использовались:
1. Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год, Тамбов, 1876 г.;
2. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, под редакцией А.Е. Андриевского, Тамбов, 1911 г.;