В один из жарких дней первой половины июня была совершена вылазка в музей-усадбу Коломенское для знакомства с непревзойденным памятником культового зодчества первой половины XVI века.
История великолепного памятника архитектуры
мирового уровня достаточно известна, отмечу лишь, что официальный
титул "первого каменного шатрового храма" поставлен под сомнение заслуженными историками древнерусской архитектуры В.В. Кавельмахером и его сыном С.В. Заграевским.
Храм был построен в летней резиденции московских князей итальянским архитектором Петроком Малым по заказу Василия III, как домовая церковь. Согласно летописи, освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии заказчика с супругой и двухгодовалым сыном Иваном.
Как и подобает шедевру, храм неоднократно исследовался и описывался с научной литературе, я же предлагаю ознакомиться с его столетней давности описанием, приведенным И.Э. Грабарем в "Истории русского искусства", который видел прообразом замечательного памятника архитектуры шатровые деревянные храмы, что, в принципе, подтверждалось и летописцем: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело», а, заодно, сравнить нынешние виды храма с фотографиями конца XIX - начала XX века.
И так, вот, что пишет Игорь Эммануилович: Небольшая размером внутри, церковь, благодаря своей высоте и широко раскинувшимся галереям подклета, производит впечатление грандиозности и важности. Затея воспроизведения деревянного храма удалась превосходно.
С внешней стороны структура Коломенского храма ясно обнаруживает свой прообраз, создавшийся в дереве. Главный четверик, перекрытый крутой четырехскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на двух рядах кокошников; к основному четверику, по сторонам, примыкают выступы, соответствующие в дереве прирубам, покрытым «бочкой». Удержана даже прямоугольная форма алтаря, столь присущая деревянному крещатому храму.
Смелая мысль - поставить на крещатый низ обширный восьмерик - могла возникнуть лишь при взгляде на тождественный строительный прием, исполненный из дерева, где он так прост и легок в сочетании восьмигранных и квадратных срубов с прирубами, дающие крестообразность плану. Исполнить такую задачу в кирпиче и камне трудно, и нужно удивляться, как решительно и смело зодчий Коломенского храма справился с ней, не потеряв общей структуры и пропорций, свойственных деревянному храму.
При сумеречном вечернем освещении, когда теряется различие в цветах окраски, сильнее выступает сходство Коломенского храма с северными деревянными шатровыми церквами - потомками его прообраза. Круговая открытая галерея подклета с тремя широко раскинувшимися лестницами немало добавляет в указанном сходстве.
Коломенский храм кажется как бы прямым сколком с одной из многочисленных деревянных церквей русского севера. Особенно бросается это в глаза при сравнении его с церковью в Варзуге. Удерживая в себе всю декоративность верха деревянной церкви, он сохраняет вместе с тем и старозаветный световой купол, сопровождая и то и другое строго продуманными конструкциями.
Необычайное торжество освящения храма «всем собором» достаточно указывает на прием, оказанный новаторской затее великого князя. «Бет та же церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостию», отмечает летописец, говоря, что таковой не было ещё на Руси. Поощрение и благосклонность, оказанные новому приему каменного церковного строительства, окрыляют стремления художников новаторов на пути воспроизведения народных исконных форм.
Ознакомившись с наружным убранством, заглянем внутрь верхнего храма (справа дореставрационное фото)...
...где кроме иконостаса 2007 года изготовления...
...одни лишь белые стены и аналогичного цвета уходящий более, чем на 40 метров ввысь шатер.
Спустимся в подклет, где устроен музей, рассказывающий об истории храма.
В первом зале представлены архивные фотогрфии реставрации начала XX века...
...а во втором - фрагменты первоначального второго яруса галерей, обраруженные в ходе археологических раскопок вокруг храма.
Осмотрев оба помещения пройдемся по опоясывающим храм галереям, где внимание привлекают северный и южный порталы...
...и, конечно, расположенный с востока белокаменный трон, являющийся по одной из версий символом второго пришествия Христа и Страшного суда - Этимасией (Престолом уготованным).
Ну и напоследок запечатление расположенных возле Вознесенской церкви Водовзводной башни (70-е годы XVII века), Георгиевского храма-звонницы (XVI век) и трапезной (1843 год).
P.S. При написании поста использовались:
1.
Статья С.В. Заграевского "Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества";
2. Посвященный архитектуре второй том "Истории русского искусства";
3. Архивные фотографии И.Ф. Барщевского и С.А. Детинова.