Беда Украины в том, что она умудрилась включить в себя два проекта, имеющих прямо противоположные цели: яростно антирусский галицкий и степенный олигархический. Смысл существования первого - перманентная война, второго - мирный и тихий распил.
Классических патриотов, которые бы желали счастья нэньке и ее громадянам, на горизонте не просматривается.
Сомнительно, что Давид эпохи фастфуда смог бы одолеть Голиафа. Современные украинские «цари», в отличие от древнеизраильских, не озабочены повышением жизненного уровня своего народа.
Как однажды объяснил мне свою позицию
Лев Вершинин, он наотрез отказывается вести дискуссии с представителями украинского охлоса, возомнившего себя демосом. Не о чем говорить - слишком разный уровень. И я его понимаю.
Но наши позиции отличаются - я все еще пытаюсь отыскать на Украине демократов, с которыми можно спокойно обсудить ситуацию. Не эмигрантов, с которыми так приятно общаться в тихих московских кофейнях, а тех, кто продолжает жить там, в стране победившего Майдана. Признаюсь, надежды всегда было мало, а с появлением сайта «Миротворец» она практически исчезла.
Охлос снизу, а олигархи сверху двумя мощными прессами придавили и без того узкий слой интеллигенции до молекулярного уровня.
Общеизвестно, что толпа не в состоянии управлять государством - она лишь может поддержать того представителя знати, который пообещает ей жизнь без хлопот. И поэтому элиты испокон веку всего лишь используют разрушительную силу плебса для решения своих проблем.
Майдан - классическое использование украинской «аристократией» энергии охлоса. Устранив с его помощью зарвавшегося выскочку, который перегнул палку в борьбе с конкурентами, местные олигархи с упоением принялись перетасовывать колоду, попутно деля наследство прежнего президента.
Вот что писал украинский автор в декабре 2013 года, до начала основных событий:
Охлос, порождающий охлократию или «власть толпы» (термин впервые введен Полибием, использовался Аристотелем для описания управления Афин при Перикле), - это неимущая и люмпенизированная чернь (прежде всего городская), обычно используемая политиками-демагогами в своих корыстных целях. Охлократия противостоит государственным институтам и законам, подменяя принцип подлинной гражданской свободы произволом толпы. При «включении» режима охлократии толпа часто устраивает мятежи и беспорядки.
Многие философы предостерегали, что когда гражданское общество подменяется толпой или «массами», когда между понятиями «гражданин» и «житель» все более уверенно ставится знак равенства, когда «гражданин» в своем гражданстве начинает видеть не почетную обязанность, а способ получить подачки от властей, то демократия превращается в охлократию (часто используемую олигархией для решения собственных нужд).
Вышеуказанным классическим критериям демоса большинство простых украинцев, вышедших на Евромайдан, не соответствует. Большинство из них - это молодежь, часто висящая на шее у родителей, наемные рабочие (очень много так называемого офисного планктона), пенсионеры и просто случайные люди. Представители демоса, не осознавшие собственных интересов, а потому идущие на поводу чужой игры, там тоже есть, но они составляют явное меньшинство. Итак, это в значительной мере выступление украинского охлоса.
Разумеется, это не означает, что Янукович был лучше тех, кто его сменил. Это говорит лишь о том, что новая власть не лучше Януковича. Она просто ловко увела справедливый гнев людской от главной проблемы: отсутствия на Украине государствообразующей элиты как класса. Причем, что самое печальное, взять ее неоткуда - охлос ее не ищет, галицкие хлопцы хотят только воевать, а олигархи - воровать. Лебедь, рак и щука тянут несчастную телегу в разные стороны, и надежды, что когда-нибудь они смогут объединить усилия, придав движению мощный импульс, нет никакой.
Слишком разные представления о счастье народном у трех заинтересованных сторон.
Правда, галичане, столетиями жившие за границей и давно не имевшие отношения к остальной Украине, умудрились навязать ей свою ненависть ко всему русскому и православному. «Аристократия» с радостью ухватилась за новую для основного населения идеологию, окрыляющую и помогающую ему терпеть лишения. Как долго продлится эта эйфория, сказать трудно.
Современная Украина представляет собой симбиоз олигархов, которые судорожно рассовывают по карманам остатки государственной собственности и даже международные кредиты, и охлоса, пока готового жить впроголодь и периодически погибать на полях сражений под сладкие речи о борьбе за независимость от москалей.
Что же делать в такой ситуации мирным украинцам, которые постепенно начинают догадываться о том, что произошло? Ведь уже понятно, что Новый Порядок, установившийся после Майдана, нацелен не на улучшение, а на ухудшение их жизни.
Они уезжают на заработки. Именно поэтому так радикально увеличилось число украинских гастарбайтеров на российских стройках, в автосервисах и мойках, а также в других сферах человеческой деятельности. Громадяне волей-неволей голосуют ногами за Таможенный, а вовсе не Европейский союз, где их никто и никогда не ждал.
Может, именно у нас, в России, происходит превращение украинского охлоса, этой безжалостной и хорошо управляемой движущей силы революции, в демос - ответственных граждан своей страны. Который еще скажет свое веское слово у себя на родине.
Интересно, кто-нибудь, кроме меня, на это надеется?