Саратов, хоть и не такой непропорционально длинный и узкий, как соседний Волгоград, но всё же очень вытянут вдоль Волги, вслед за промышленными предприятиями. Особенно это относится к Заводскому району, по которому фактически одна дорога (если не считать той части, что за железной дорогой) - проспект Энтузиастов. Он переходит в улицу Орджоникидзе, а та, приближаясь к центральной части города, превращается в улицу Чернышевского.
Вокруг них - преимущественно промзоны во главе с закрытым несколько лет назад авиазаводом, территория которого уже активно застраивается. Интересно, что в народе этот район устойчиво называется «Комбайном», поскольку в 30-х годах завод занимался производством сельхозтехники, но уже к концу того же десятилетия был перепрофилирован в авиационный. По крайней мере, мои саратовские родственники, независимо от возраста, говорят про это место «Комбайн».
1.
Район бывшего авиазавода я показывал в постах о прошлых путешествиях в Саратов, так что его в этот раз пропустим и начнём со сквера Кривохижина (он же Заводской). Он расположен при «слиянии» проспекта Энтузиастов с улицей Орджоникидзе. Раньше тут стояла странноватая скульптура «Диалоги о Саратове», но её демонтировали - то ли временно, то ли насовсем.
2.
Тихвинский храм построен совсем недавно - в 2016-2019 гг., он представляет собой копию снесённой Никольской церкви Крестовоздвиженского монастыря в центре города.
3.
Сталинка на другой стороне улицы.
4.
Здание завода щелочных аккумуляторов, там же НИИ химических источников тока.
5.
Пересекаю железнодорожную ветку, которая идёт к берегу Волги.
6.
Промзона в развилке между двумя ж/д линиями.
7.
Иду в сторону центра.
8.
От железной дороги улица Орджоникидзе делает поворот на 90 градусов.
9.
Потом ещё раз поворачивает - и прекращается в улицу Чернышевского, главную магистраль, которая идёт параллельно Волге через весь центр города.
10.
Казанская церковь. Выглядит она как новодел, но в основе это церковь, построенная в начале 20 века.
11.
Памятник защитникам саратовского неба (1983). Во время войны на этом месте находилась зенитная батарея.
12.
Напротив - небольшой памятник Ленину в сквере около метизного завода.
13.
Продолжаю путь по улице Чернышевского.
14.
15.
Вот ещё одна сталинка под снос. Даже удивительно, вокруг стоят деревянные развалюхи, и их никто не сносит, а тут добротный дом.
16.
На другой стороне улицы, ближе к Волге, начинают появляться памятники дореволюционной промышленной архитектуры. Например, мельница Бореля (1876-1888).
17.
Они перемежаются современными жилыми комплексами.
18.
Гостиница «Олимпия».
19.
Полиграфический комбинат. Тут я временно покидаю улицу Чернышевского и заворачиваю на Дегтярную, по которой раньше ходить не доводилось.
20.
Здание народного училища (1907), ныне центр дополнительного образования Октябрьского района. Именно в этот район мы и вступили, покинув Заводской. Тут сделаю отступление и скажу, что районное деление в Саратове, как и во многих наших городах, не очень продуманно: Октябрьский район, как и соседний Фрунзенский, к примеру, включают территории по обе стороны железной дороги, которые друг с другом практически не связаны. Как мне кажется, логичней было бы объединить их «внутренние» части в один район, а «залинейные» - в другой.
21.
Деревянные домики на Дегтярной.
22.
Стадион «Спартак».
23.
Портреты героев.
24.
Здание церкви-школы Рязано-Уральской железной дороги (1898), сейчас это Никольский мужской монастырь.
25.
Церковь, вид со двора.
26.
За ней - интересный жилой дом, похоже, довоенный.
27.
Техникум железнодорожного транспорта.
28.
За ним, по каким-то хитрым проходам между современными элитными домами, выхожу к центральному парку, который покажу в следующей части повествования.
Фотоальбом ВКонтакте:
https://vk.com/album7216958_284187769