С праздником всех православных!
В честь этого хотел бы познакомить вас с работами замечательного мозаичиста - Александра Корноухова.
Догадываюсь, что многие о нём слышали, и даже знают его работы.
Он, действительно, сделал довольно многое. Особенно в церковном искусстве. Самая известная его работа, конечно,
храм Спасо-Преображения в Тушине. Это, можно сказать, его новаторская работа начала 90-х, которая вызвала немало споров.
Многие до сих пор негодуют, и требуют сбить мозаику. Там есть попытка обобщить советский монументальный опыт,
и с ним войти в церковную архитектуру. Очень смело, используя крупные модули, натуральный камень и кирпич.
Из других известных работ - храм в Красногорске, тимпан кафедрального собора в Тбилиси, мозаика в Ватикане.
Последнюю, кажется, сбили - Ватикану что-то не понравилось. (Может, из-за того, что в ней были узнаваемые русские святые?).
Есть и ещё несколько других храмов и светских объектов, где работал Корноухов, но все я не возьмусь перечислять.
Сам Александр Давыдович считает себя учеником замечательного художника, ВХУТЕИНовца, Бориса Чернышёва (1906-69).
И в его ранних работах очень чувствуется это влияние. Прежде всего оно в отношении к образу архитектуры и самому материалу
мозаики:"у меня мозаика всегда начинается с перебирания камней"(из
интервью).
К сожалению, у меня нет хороших фотографий с работ в архитектуре, в основном эскизные и работы в процессе.
Копия тимпана для храма в Тбилиси.
"Я видел свою цель в том, чтобы при помощи мозаики выявить очень раннее происхождение этого храма.
Передо мной возникала интереснейшая задача - проникнуть в самые древние слои времени" (из
интервью).
Здесь в демонтированном состоянии.
Это фрагменты мозаики для подмосковного храма в Архангельском.
"Формула мозаики - это игра между двумя составляющими - твердыми частицами и вяжущим веществом, раствором, их закрепляющим. Этот вяжущий компонент традиционно был известковым, и он устроен таким образом, что объем камня оказывается недосказанным: та часть, которая погружается в раствор, не видна зрителю. Таким образом, глаз не выявляет его целиком как массу, как энергетическую частицу. Это позволяет зрителю активно достраивать образ. Задача художника - оставить камень свободным, не блокировать его, не выравнивать по графическим линиям, игнорируя его массу, его энергетический потенциал." (из
интервью).
Ещё интервью для "Нескучного сада". Биографическая справки, список работ и фотографии с выставки. UPD: Ватиканскую мозаику, вроде бы, всё же не сбили. Просто теперь она соседствует с гигантской мозаикой
Ивана Рупника.
Здесь можно ознакомиться с программой мозаики,
здесь флэш-сайт, посвященный мозаикам папской капеллы с комментариями.
"Работая в Ватикане, я не вдавался в тонкости этикета. Но, когда Папа однажды пришел посмотреть мою работу, он и вида не
подал, что я нарушил этикет, одевшись в белый костюм: посетитель не должен на встречу с Папой надевать красных и белых вещей."
(
Интервью о работе в Ватикане).