Как мы готовили выставку Анзора Бухарского

Sep 16, 2012 23:03



На открытии выставки Анзора Бухарского с вопросом «а где вы печатали работы?» ко мне подошло, наверное, человек 30. Многие из них - довольно известные, неоднократно выставлявшиеся ранее фотографы, которые были впечатлены качеством представленной экпозиции. Не скрою, такая оценка была крайне приятна. Вместе с тем меня несколько удивило, что даже очень опытные фотографы не всегда хорошо представляют, из чего складывается качественная печать.

Насколько я понял из общения, многие думают, что качество печати определяется выбором фотолаборатории. Это не совсем так. Безусловно, профессиональная лаборатория обязана напечатать файлы с соблюдением стандартов CMS (Color Managment System), то есть другими словами, напечатать цвет и тон точно. Но задача фотолаборатории в классическом понимании её работы заканчивается на предоставлении достоверного ICC-профиля выбранной машины/бумаги и гарантии его соответствия реальным условиям печати. То есть, это чисто техническая функция. Да, её действительно мало кто способен обеспечить полноценно, но тем не менее, это далеко не главная составляющая хорошей печати.

На самом деле залог успешной печати фотографий заключается в подготовке файлов. Причём не столько в технической подготовке (хотя и это тоже), сколько в творческой. Для того, чтобы экспозиция смотрелась выразительно и цельно, необходимо не только учесть особенности воспроизведения фотографий на печати и условия освещения, в которых они будут демонстрироваться, но и - что, пожалуй, ещё важнее - выровнять контраст, тон и цвет между всеми выставляемыми работами. Эта задача относится не совсем к цветокоррекции (хотя и это тоже), а больше к финальной колористической обработке. Выполнять её, в нашем представлении, должен или сам автор (что часто бывает довольно сложно, даже если автор хорошо умеет обрабатывать), или автор с помощью ассистентов/кураторов по данному проекту, которые обладают необходимым визуальным опытом и художественными навыками.

Отбор выставочных работ

Но задолго до подготовки файлов необходимо провести ещё более важную работу - вместе с автором выбрать фотографии для выставки, согласовать визуальный ряд согласно общей концепции и сочетаемости тех или иных фотографий между собой. Например, в случае выставки Анзора, нам пришлось отказаться от некоторых великолепных фотографий только потому, что не получалось встроить их в общий ряд. Выбором выставочных работ мы занимались около 2-х недель, причём в эту работу было вовлечено 4 человека - автор и 3 куратора: бильд-редактор с опытом выставочной работы amo-sol, az и я.

Мы просмотрели более 100 работ, выбрали из них 40, распечатали в размере 10х15 и долго перекладывали на столе. В результате творческих дискуссий и согласований с Анзором, ориентируясь на конкретное помещение и на принятые выставочные стандарты, выбрали 23 фотографии. Это было с небольшим запасом, т.к. в реальной развеске в конкретном помещении некоторые фотографии могли не лечь в единый ряд.

Подготовка файлов

Затем мы с Андреем в течение двух дней занимались цветокоррекций выставочных работ. Несмотря на то, что Анзор неплохо владеет Фотошопом, фотографии нужно было дообработать непосредственно для печати. На большинстве фотографий был поправлен контраст и общая светлота (яркость) с учётом условий воспроизведения. Примерно на половине фотографий пришлось дополнительно править цвета с учётом того, чтобы они были согласованы между разными работами и с учётом цветового охвата печатной машины.

Тестовая печать «контролек»

Когда подготовка файлов была закончена, мы отправили на печать «контрольки» в размере 10х15 на одном листе бумаги. Печатали, естественно, в профессиональной лаборатории «Фотопроект». Во-первых, я не знаю других в России, которые полноценно поддерживают CMS. Во-вторых, я совладелец этой компании, да и фотошкола наша является дочерним её предприятием :)

2.


Печать выставочных работ

Внимательно проанализировав распечатанные контрольки, внесли финальные коррекции в несколько файлов и отправили всю выставку в печать. Мы выбрали машину Durst, формат печати 45х65 см, глянцевую бумагу и накатку на аллюминиево-графитный композит «дибонд». Без рамок и ламинации.

Предваряя вопросы, отвечу, почему именно дибонд. Во-первых, это прочный материал, который не выгибается на большом формате за счёт поверхностного натяжения фотобумаги. Во-вторых, у дибонда, в отличие от пенокартона, значительно более гладкая поверхность - накатка получается «как на зеркало». В-третьих, у дибонда аккуратные торцы и работа в итоге выглядит достаточно законченной и эффектной даже без рамки (это позволяет сэкономить на оформлении в багет).

3.


Развес

Когда 23 работы были напечатаны и доставлены в галерейное помещение, мы приступили к развесу работ. Сначала мы их распокавали и расставили вдоль стен.

4.


5.


Затем Андрей и Аня в течение 2-х часов занимались составлением пар и окончательным выстраиванием общего визуального ряда. В процессе мы отказались от одной картины, таким образом финальное количество работ в экспозиции установилось в размере 22 шт.

6.


Приступаем к развесу. Это заняло на удивление немного времени, всего около 2-х часов. Сказалось то, что галерейное помещение, хотя и небольшое, но специально подготовленно под экспозиции. Предусмотрен специальный крепёж на леске, который позволяет легко двигать работы в любом направлении.

7.


Финальные штрихи - выравнивание картин и коррекция направления ламп подсветки.

8.


Подготавливая этот отчёт, я, конечно не мог обойти вниманием ноги прекрасной Ани. К тому же так выгодно снятые на фоне мобильного стенда компании Fujifilm, которая благородно вызвалась поддержать эту замечательную выставку.

9.


Вообще в середине процесса развески мы освободили Анзора от участия, т.к. у него было очень мало времени на то, чтобы познакомиться с предсерийным образцом новой камеры X-E1, а сделать это очень хотелось. К тому же он хотел успеть немного поснимать на эту камеру на следующий день. Своими впечатлениями он поделился потом на мастер-классе, я процитирую его отзыв в одном из следующих постов.

10.


Завтра я расскажу вам об открытии выставки, на которую пришло порядка 250 человек. А послезавтра - о необыкновенном мастер-классе, который провёл Анзор в нашей фотошколе.

Материалы, связанные с приездом Анзора Бухарского в Москву:

Выставка Анзора Бухарского в Москве (14 сентября - 14 октября 2012)
Как мы готовили выставку Анзора Бухарского
Небольшой фотоотчёт с открытия выставки Анзора Бухарского 14 сентября 2012 г
Небольшой фотоотчёт с мастер-класса Анзора Бухарского в Москве, 15 сентября 2012 г
Мастер-класс Анзора Бухарского в Москве (видео)
Анзор Бухарский | Цитатник
Подборка фотографий Анзора Бухарского

фотошкола, дело

Previous post Next post
Up