Личные впечатления от Sony Alpha SLT-A33 Kit

Jan 04, 2011 00:14



Принципиальной причиной моего согласия принять участие в тестировании новой камеры Sony Alpha SLT-A33 с китовым объективом стали вот эти слова, которые я прочитал в письме представителя Sony:

Тестирование проводится открыто. То есть Вы честно пишите, что тест - по заказу компании Sony. Нужны Ваши впечатления о том, как работает камера. Мы не будем Вас просить говорить только о положительных качествах, ожидаем честного отчёта. То есть мы платим за работу и не пытаемся купить Ваше мнение.
Положа руку на сердце - просто идеальные условия сотрудничества. Кроме этого, мне не хватает усидчивости фотографировать таблицы и колорчекеры, за такую работу я бы не взялся. А вот получить впечатление, пусть и субъективное, но от реальной эксплуатации было действительно интересно. Этот отчёт ни в коем случае не претендует на полномасштабный - у меня не было задачи проверить все возможности камеры и изучить все особенности её поведения в разных условиях и режимах. Я просто носил камеру с собой в качестве второй во время путешествия по Армении и теперь готов поделиться некоторыми впечатлениями от её использования.


Первое знакомство, интерфейс

Итак, курьер привёз камеру буквально за несколько часов до вылета в Армению, где я и собирался проверить её в условиях реального путешествия. Первое, что меня удивило, это юзабилити интерфейса. Камеру Sony я держал в руках впервые и, упаковывая фоторюкзак, включил её скорее для того, чтобы проверить работоспособность и просто ради любопытства. Разбираться же с настройками и читать инструкции я планировал в самолёте. Однако не прошло и 3 минут (без преувеличения, у меня просто не было больше времени), как я понял, как управлять основными параметрами съёмки - переключать режимы, выбирать формат записи, выставлять ISO, выдержку, диафрагму, выбирать точки фокусировки, изменять режимы просмотра отснятых фотографий, листать, увеличивать и т.п. Такая продуманность интерфейса приятно удивила и, честно говоря напомнила «интуитивно понятные» подходы Стива Джобса.

Конечно, чтобы вникнуть в управление фотоаппаратом глубже и узнать некоторые нюансы, впоследствие мне пришлось открывать инструкцию. Тем не менее, снимать, причём не в автоматических, а подконтрольных фотографу режимах, я мог уже через несколько минут после того, как впервые взял камеру. Возможно, сказывается опыт, но, например, те же интерфейсы Nikon после того же Canon мне до сих пор не даются, хотя такие камеры я держу в руках куда чаще.

Видоискатель, поворотный экран

Скажу честно, видоискатель мне не понравился. Дело в том, что у этой камеры он электронный, то есть в видоискатель подаётся сигнал с матрицы. Картинка от этого выглядит мутной, к тому же изображение как бы подёрнуто голубой вуалью. Зато стоит только отвести глаз от видоискателя, как тут же система визирования переключается на внешний экран. Это автоматическое переключение достаточно удобно, хотя и несколько заторможено (на распознание способа визирования уходит около 1 секунды). Внешний экран поворачивается во все стороны на 360 градусов, что может сослужить хорошую службу при съёмке нестандартных ракурсов, как-то с земли или с высоко поднятых рук.



Экспозамер

Почти всегда, за редким исключением, я снимаю в ручном режиме M (manual), т.к. предпочитаю полностью управлять всеми параметрами съёмки и не зависеть от «случайного» экспозамера в зависимости от компоновки кадра при одном и том же освещении. Только в резко и быстро меняющихся условиях освещения при крайне высоком темпе сёъмки я иногда использую режим приоритета диафрагмы или другие (ещё реже) полуавтоматические режимы. Это привычка, выработанная годами, поэтому я только потом отдал себе отчёт в том, что и на Sony A33 снимал только в режиме M. Однако, получить представление о работе экспозамера можно и в этом режиме. Ведь ориентируемся при этом мы обычно на показания встроенного экспонометра и гистограмму внутрикамерного jpeg'а.

Так вот - то, что я считал нормально экспонированным кадром на экранчике камеры, оказалось нормально экспонированным и при открытии Raw-файла (который у Sony имеет расширение .ARW) в конверторе. А о чём тут собственно речь, наверное подумают владельцы камер Sony. Однако для меня, привыкшему к любящим влёгкую недодерживать на 1 стоп камерам Canon, это было приятной неожиданностью.



Режимы HDR

Когда я уезжал в путешествие и сообщил о том, что со мной едет Sony Alpha SLT-A33, то получил целую серию просьб потестировать её «HDR-режимы». Действительно, это оказалось весьма любопытным решением. На самом деле режима, позволяющих работать с динамическим диапазоном, в камере два:
  • DRO (оптимизация динамического диапазона)
  • HDR (Авто-HDR)
В первом случае «фотоаппарат создаёт изображение с оптимальной яркостью и градацией оттенков, деля изображение на маленькие участки и анализируя контраст света и тени между объектом и фоном» (цитата из инструкции). Или, если говорить человеческим языком, при съёмке в режиме DRO происходит автоматическая обработка файла, что-то вроде Shadow/Highlights. Обработка происходит довольно деликатно, а у пользователя есть возможность выбрать уровень этой обработки, Lv1-Lv5. Причём, что особенно интересно, результат этой обработки записывается в Raw-файл! То есть как бы не совсем уже сырой формат получается, но хранится в виде «сырого».

Режим DRO выключен:



Режим DRO включён, уровень Lv5 (сильный):



Уровень шума при этом получается вполне приемлемый. То есть шум есть, но не могу сказать, что он вопиющий. Хотя естественность изображения, всё же, на мой взгляд, несколько утрачена:



Я для себя этот режим назвал «Псевдо-HDR», т.к. на мой взгляд это соответствует действительности (по аналогии с вытягиванием светов/теней из одного файла). В хорошем смысле этого слова. Имеет ли смысл пользоваться этим режимом? На мой взгляд - для быстрой и некритичной к качеству съёмки вполне. Для важных задач я скорее предпочту делать «псевдо-HDR» вручную.

Во втором случае, то есть в режиме HDR, происходит настоящая сборка изображений из 3-х разноэкспонированных кадров. Только вот беда, этот режим недоступен при съёмке в Raw. Что, с одной стороны честно, с другой - тогда непонятно, почему результат работы режима DRO записывается в Raw? Логика производителя в этом вопросе осталась для меня непонятной. В конце концов, ничто не мешает записывать и три Raw-файла, и автоматический «HDR»-JPEG.

На самом же деле в результате работы режима HDR записывается два JPEG'а - нормально экспонированный и собранный из трёх кадров. Вот пример работы этого режима, съёмка с рук, эксповилка задана 6.0EV:





В принципе вполне прилично отрабатывает, и шумов практически нет:



Но всё-таки в случае серьёзной работы я бы скорее предпочёл сделать 3 Raw-файла и склеить их в Фотошопе с 16-битным TIFF'ом на выходе, чем пользоваться автоматическим HDR'ом камеры в виде JPEG'а. Однако надо понимать, что эта функция может быть очень удобна для оценки условий съёмки HDR-изображений, а также для любительской (в хорошом смысле этого слова) съёмки - под web, для печати небольших форматов и подобных задач.

Панорамная и непрерывная съёмка

Ещё одна любопытная «фишка» камеры - съёмка панорам. Любопытна она не фактом своего существования (такая опция, помнится, была ещё на моём Canon PowerShot G2 бог знает какого года выпуска), а тем, как реализована. Дело в том, что Sony Alpha SLT-A33 сделана на полупрозрачном зеркале и в ней в принципе отсутствует фаза поднятия зеркала при съёмке. Это позволяет существенно увеличить скорострельность (на A33 она достигает 7 кадр./сек) при сохранении непрерывного визирования в режиме Live View. То есть вы снимаете с высокой скоростью, а на экране (или в видоискателе) при этом видите то, что снимаете. Именно на этом основан режим съёмки панорам. Когда вы нажимаете спуск затвора, камера начинает непрерывно снимать, а на экране отображается, в какую сторону при этом нужно двигать камеру. Если вы будете двигать камеру слишком быстро, она сообщит вам об этом, если слишком медленно - тоже. В результате съёмка и склейка панорам занимает считанные секунды, причём делать это весьма удобно. Результат, естественно, записывается в формат JPEG.



Этот скриншот я взял с сайта Ferra.ru, ибо сам делать такие не умею.

Кстати, на этом скриншоте отражена ещё одна приятная фишка - электронный уровень. Ну, в смысле, для нелюбителей, когда горизонт завален :)

А вот что при этом получается. Это панорама пещерного города Хндзореска в Армении:



В необработанном виде (скачать полноразмерный джипег с камеры можно здесь).



В слегка обработанном виде.

Склеено более-менее, но если повозить носом по файлу, то можно увидеть артефакты. Поэтому на вопрос о том, имеет ли смысл пользоваться функцией склейки панорам я отвечу то же, что говорил про HDR-режимы. На мой взгляд, для ответственной работы лучше снимать в Raw и клеить средствами компьютера, чем камеры. Но для быстрых и не высокой степени ответственности задач, а также для оценки панорамного сюжета - вполне подойдёт и автоматический режим камеры.

Цвет

По-моему я слишком увлёкся фишками, а пора бы уже сказать о главном, что мне понравилось в этой камере - это цвет. Причём мне сложно объяснить, чем именно. Просто открываешь Raw-файл с настройками по умолчанию (я пробовал открывать в ACR и RPP), и цвета уже вполне приемлимые. Их можно делать выразительнее, насыщеннее, можно менять баланс белого и т.д. Но отправная точка, как правило, вполне достойная изначально. То есть сразу при открытии файла начинается творчество, а не борьба с проблемами. Я думаю, это субъективно, но тем не менее, мои впечатления именно таковы.

Чтобы не быть голословным приведу несколько фотографий, снятых на Sony Alpha SLT-A33 китовым объективом. Эти файлы специально не обрабатывались, была лишь сделана Raw-конвертация с минимальными настройками (черная/белая точки, контраст, яркость - согласно моему вкусу). Баланс белого в везде осознанно выбран As Shot. Все кадры сделаны в обычных режимах, без использования описанных выше функций.

























Скачать примеры Raw-файлов (5 файлов из числа приведённых) можно здесь (ZIP-архив, 75 Мб).

Шумы

Будем откровенны, при всех своих достоинствах, камера шумновата. Не критично, но шумновата. Вот нормально экспонированный снимок, сделанный в яркую солнечную погоду на ISO 200:



Масштаб 100%.



Масштаб 200%.

Причём шумит в основном красный канал:



Зато зелёный, красавичик, чуть подконтрастить, и смотрите - неплохое ч/б!



Что-то я увлёкся :) Но ведь фотография, это творчество, и если камера располагает к экспериментам, я в этом вижу только хорошее.

Обо всём понемногу

Что ещё я могу сказать о Sony Alpha SLT-A33 Kit. Согласно впечатлениям.

1) Аккумуляторы. К сожалению, держат недолго. Не могу сказать, чтобы в этом путешествии я очень много снимал на Соньку, но заряд каждый раз заканчивался совершенно неожиданно и в самый неподходящий момент. Несмотря на то, что аккумулятор я заряжал каждый вечер. Это явилось основной причиной, почему я сделал на камеру не так много кадров, как планировал.

2) Меня несколько удивило, что Auto ISO не доступно в режиме М (Manual). Натерпевшись не очень логичной, на мой взгляд, работы Auto ISO на Canon 5D Mark II, от Sony я ожидал увидеть нормальную работу этого режима (то есть когда выставляешь выдержку и диафрагму, а ISO подбирается автоматически в зависимости от освещённости). Однако Auto ISO оказалось вообще недоступным в ручном режиме. Не сказать, чтобы это сильно расстраивает, но почему-то было неожиданно.

3) Очень приятно включается режим записи видео. Просто одной, специально сделанной для этого кнопкой :) Причём не надо сначала переключаться в режим, а потом нажимать запись. Все действия происходят сразу при нажатии на кнопку. Я, конечно, понимаю, что видео в фотокамере - это довесочек, но иногда действительно бывает нужно. Тем более когда Full HD. Правда, я пока так и не научился работать с видео-форматом, который сохраняется как .MTS. Посмотреть в VLC могу, а с помощью iMovie открыть для редактирования не получается. Разбираться с видео надо, в планы по этому отчёту не входило.

Резюме

На мой взгляд, Sony Alpha SLT-A33 - вполне приличная любительская зеркальная камера. Основные достоинства - компактные размеры, очень приличный цвет и множество качественно реализованных для любительского уровня автоматических функций. Основные недостатки - некоторая (впрочем терпимая) шумность матрицы и малый запас заряда аккумулятора.

Мне кажется, эта камера отлично подойдёт для семейной фотолетописи, съёмки в путешествиях, а также в качестве камеры-блокнота для профессионального фотографа и на случаи, когда нет возможности носить с собой тяжёлую (и хорошо заметную окружающим) фототехнику, а более-менее приличное качество тем не менее требуется.

Вот такие вот впечатления. Если где допустил неточности, буду благодарен за поправки.

реклама, фототехника/экипировка, исследования

Previous post Next post
Up