Борис Соломатин, пригласил посетить парад паровозов в Щербинке. Я подумал, что это такое камерное мероприятие, но оказалось, что на день железнодорожника такой парад проводится регулярно, народ об этом знает, поэтому среди массы зрителей, жаждущих приобщиться к техническому чуду XIX-XX века, было не протолкнуться. Парад проводится 3 дня, в пятницу для VIP-посетителей, в субботу и воскресенье для всех желающих и совершенно бесплатно. Я был (вместе с Мишей Веневцевым) в воскресенье, 3 августа.
На входе приобрел комплект открыток выполненных Борей, так что подумал, а стоит ли вообще все это фотографировать, все равно также как Боря обработать не смогу... Однако ответственность взяла верх ;-)
Начался парад с появления разодетой по моде XIX-го века публики, а потом прибыл и поезд - а именно макет первого русского паровоза Черепановых.
Первый паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 года.
Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13-16 км/ч). Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 1/2 футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм).
Из других источников известны данные о массе паровоза, которая составляла 2,4 тонны (в рабочем состоянии). Осевая формула паровоза - 1-1-0. Бегунковая и ведущая колёсные пары имели одинаковый диаметр.
Затем настало время парада подлинных паровозов. Первым был Ов.
Паровоз О ("Основной") - первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог. В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тыс. локомотивов этой серии, что сделало паровоз О самым массовым из дореволюционных локомотивов. Этот локомотив работал на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи, а также и на всех железных дорогах Советского Союза. Самые известные (и наиболее массовые) разновидности - Ов и Од, получившие прозвища соответственно "овечка" и "джойка". Также паровозы О, являясь основными локомотивами бронепоездов, участвовали в Гражданской и Великой Отечественной войнах.
Из паровозов серии О в рабочем состоянии на всём постсоветском пространстве сохранился только Ов-324, выпущенный в 1905 году Невским заводом и приписанный к локомотивному депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.
Паровоз Э (прозвища - Эхо, Эшак) - русский и советский грузовой паровоз типа 0-5-0.
Выпускался с 1912 по 1957 год включительно. В период с 1925 по 1934 гг., базовый проект паровоза серии Э последовательно улучшался, в качестве подсерий: Эу (1926-1930 гг.); Эм (1931-1934 гг.); Эр (1934-1941 гг.).
По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
Эу-699-74 принадлежит ВНИИЖТ.
СО (Серго Орджоникидзе) - советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0.
Детальную разработку проекта и рабочие чертежи выполнил коллектив конструкторов Харьковского паровозостроительного завода под руководством П. М. Шаройко. К 7 ноября 1934 года завод построил первый советский паровоз типа 1-5-0, которому была присвоена серия СО - Серго Орджоникидзе.
Во время Великой Отечественной войны часть паровозов серии СО работала в колоннах особого резерва НКПС и обслуживала прифронтовые железные дороги. Паровозы СО 17-12 и СО 17-1613 водили поезда до Берлина.
В рабочем состоянии сохранились паровозы СО18-2018 1941 года постройки и СО17-2359 1948 года постройки, приписанные к ТЧ7 Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.
Паровоз 9П (9-й тип паровоза - заводское обозначение) - маневровый танк-паровоз типа 0-3-0, выпускавшийся в Советском Союзе с 1935 по 1957 год. Последний советский паровоз нормальной колеи.
Новый маневровый паровоз, получивший обозначения 9П, был разработан Локомотивпроектом НКТП в 1934-1935 годах. Первый, опытный паровоз этого типа был построен на Коломенском машиностроительном заводе в 1935 году.
Паровозы 9П использовались на маневровых работах советскими железными дорогами, а также многими предприятиями для самых разных целей, например, для подачи вагонов-ковшей под разлив доменного чугуна.
В рабочем состоянии находится паровоз 9П-19489 постройки 1954 г. До 1982 года он работал на ТЭЦ-5 Ленэнерго, затем в течение многих лет простоял заброшенным на станции Нева.
Паровоз Л (в честь Лебедянского; до 1947 года - П - "Победа"; заводское обозначение - П32 - паровоз 32-го типа) - советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством выдающегося конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова и выпускавшийся с 1945 по 1955 годы.
Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков даже наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог, за паровозами Л закрепились прозвища Лебедянка и Лебедь. Послужил основой для паровоза ОР18 (позже был переименован в ЛВ), который был самым экономичным советским паровозом (КПД = 9,3 %).
Стоит отметить, что, вопреки распространённому заблуждению, именно паровоз Л, а не П36, выпуск которых начался лишь в 1950 году, носил официальное название "Победа".
Серия Эр производилась в 1934-1941 гг. В течение 1944 года, производство этой наиболее удачной подсерии было возобновлено на Коломенском заводе. С 1945 года, производство паровозов серии Эр (вариант Коломенского завода), для сети дорог СССР, было развёрнуто в Венгрии, Чехословакии, Румынии.
Действующий Эр-797-41 из депо Подмосковная (г. Москва).
Су (от рус. сормовский усиленный; прозвища - "сушка", "советский Прери"; модификация Сум имела прозвище "сумка") - советский пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся с 1924 по 1951 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи - С (если точнее, то на базе Св) и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Несмотря на то, что обозначен лишь как разновидность, имеет так много конструктивных отличий от прототипа, что по праву может считаться новым типом паровоза. Также в отличие от прототипов, паровоз Су являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х. Считается одним из лучших в мире паровозов.
Су250-64 - из Ростова-на-Дону.
ЛВ (Л Ворошиловградский; первоначальное обозначение - ОР18 - завод имени Октябрьской революции, 18 - нагрузка от осей на рельсы, в тс) - советский магистральный грузовой паровоз, производившийся с 1952 по 1956 гг. Был создан на Ворошиловградском паровозостроительном заводе с учётом опыта проектирования, постройки и эксплуатации паровоза серии Л, за что получил у железнодорожников прозвища Лебедянка и Лебедь (как и паровоз Л). Один из самых совершенных советских паровозов, на его базе был создан один из лучших китайских паровозов - QJ. Последний паровоз серии (ЛВ-0522) стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.
ЛВ-0182 - из депо "Подмосковная".
П36 (паровоз 36-го типа, часто в литературе обозначается как тип 2-4-2; прозвище - Генерал (за характерные цветные полосы ("лампасы") по бокам), иногда ошибочно - Победа) - советский магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся Коломенским заводом с 1950 по 1956 годы. По мощности он был эквивалентен паровозу серии ИС, но имел нагрузку от осей на рельсы не более 18 тс, благодаря чему мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии Су и заметно повысив вес пассажирских поездов. Последний паровоз серии (П36-0251) стал для Коломенского завода последним построенным паровозом. Последний выпускавшийся в СССР пассажирский паровоз.
Замена Су на П36, который превосходил их по мощности вдвое, позволяла не только увеличить вес поездов, но и их скорости. Так например при переводе магистрали Москва - Ленинград на обслуживание паровозами П36 время хода пассажирских поездов сократилось на 1 час 45 минут и составило 9 часов 30 минут - лучший результат в регулярной эксплуатации для паровой тяги на этой магистрали, участковая скорость при этом возросла с 58 до 69 км/ч.
Последним годом работы П36 считается 1974 год, когда их ещё эксплуатировали в депо Могоча и Белогорск Забайкальской железной дороги
П36-0120 - из локомотивного депо имени Ильича, г. Москва (был памятником в 1983-2013 годах, впоследствии восстановлен).
Снято: Canon EOS 5d markII, объектив Canon EF 24-105/4.0L.
Текст - по материалам
Википедии.