Опыт военных действий в Польше, а затем и во Франции подвергся в академии всестороннему обсуждению. Основная дискуссия развернулась по вопросу о выборе рубежа (района) развертывания войск первого стратегического эшелона.
Вопрос о выборе рубежа развертывания войск в начальный период войны имел тогда не только важное теоретическое, но и большое практическое значение. Ошибка, допущенная нами в этой области, была наглядно подтверждена опытом начального периода Великой Отечественной войны. Запаздывая с сосредоточением первого стратегического эшелона, мы тем не менее выбрали рубеж для развертывания его главных сил непосредственно вдоль государственной границы, что явилось одной из причин неудач Красной Армии в начальном периоде войны.
История Военной ордена Суворова академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР: К 30-летнему юбилею. 1936-1966. М., 1966.
В 1938-1939 гг. на кафедрах оперативного искусства, организации и мобилизации проводилась дискуссия по отдельным вопросам начального периода войны. О характере начального периода войны и об определении его расхождения во мнениях не было. Основные определения начального периода войны были изложены в «Оперативном словаре», изданном академией.
Основная дискуссия развернулась о выборе рубежа (района) развертывания войск первого стратегического эшелона. Большая часть преподавателей (Меликов, Шиловский, Алкснис и другие) доказывали, что в основу решения при выборе рубежей и районов развертывания войск первого стратегического эшелона должен быть положен замысел ведения первых операций начального периода войны. При разработке этого замысла в первую очередь тщательно изучаются мобилизационные возможности и сроки развертывания войск первого стратегического эшелона. При упреждении противника в развертывании вооруженных сил, как это было в 1904 и 1914 годах, необходимо рубежи развертывания выбирать на каком-то удалении от государственной границы с таким расчетом, чтобы противник не мог сорвать развертывание войск первого стратегического эшелона.
Были и другие точки зрения. Некоторые преподаватели считали, что нельзя рубеж развертывания войск первого стратегического эшелона относить далеко от государственной границы в тыл, потому что таким образом мы будем отдавать свою территорию врагу.
Вопрос о выборе рубежа развертывания войск в начальный период войны имел не только важное теоретическое, но и важное практическое значение.
Герой Советского Союза генерал-лейтенант Шлемин И.Т. Академия в довоенный период (1936-1940 годы) // 25 лет Военной ордена Суворова I степени академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. 1936-1961: Сборник воспоминаний. М., 1961.
НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЫ
Начальный период войны не является ныне подготовительным этапом войны, так как подготовительным этапом становится предвоенный более или менее длительный период, в который могут быть проведены полностью или частично все мероприятия, ранее составлявшие содержание начального периода войны.
Начальный же период войны будет ныне, как правило, периодом первых интенсивных операций боевой авиации, морских сил и той части наземных сил, которые будут подготовлены к моменту открытия военных действий...
Начальный период непосредственно и постепенно перерастает в период главных операций, а грань между этими периодами стирается.
В чем же отличие начального периода войны от последующих? Главным образом в том, что в зависимости от политической обстановки более или менее значительная часть мероприятий, имеющих очень важное значение для начала и хода решительных военных действий, падает на этот период, совмещаясь и переплетаясь с боевыми операциями иногда весьма решительного характера...
Как свидетельствует опыт войн, начиная с первой мировой войны, первоначальное стратегическое сосредоточение и развертывание вооруженных сил, особенно для страны, подвергшейся внезапной агрессии, является острейшей проблемой. Упреждение противника в сосредоточении и развертывании приобрело теперь (1939-1940 гг.) во много раз большее стратегическое значение, чем это было до 1914 г. Тогда опаздывание в развертывании можно было парализовать путем отнесения фронта сосредоточения и развертывания назад, при этом каждые 20-25 км такого отодвигания в глубину давали выигрыш по меньшей мере в одни сутки...
В современных условиях отнесение сосредоточения назад не обеспечивает возможности его беспрепятственного осуществления. Простое отнесение развертывания назад не спасает положения ныне потому, что моторизованные армии 1939- 1940 гг., как говорит опыт войны, способны преодолевать столь огромные пространства в такой краткий срок, что пришлось бы лишиться сразу без борьбы чудовищно больших территорий. Так, например, наша Красная Армия при освобождении Западной Белоруссии и Западной Украины в 1939 г. в течение четырех дней (с 17.9 по 20.9) прошла 200-250 км и за шесть дней достигла р. Зап. Буг, продвинувшись на 300 км.
Следовательно, чтобы обеспечить себе возможность сосредоточиться и развернуться, нельзя уклоняться от сражения, а надо быть готовым сразу же драться с противником в воздухе и на земле... Для обеспечения успешного ведения такой борьбы необходимо предусмотреть и заблаговременно провести ряд важных мероприятий... Упреждение противника в сосредоточении всегда давало возможность главному командованию захватить оперативно-стратегическую инициативу с самого начала войны...
Поэтому весь период сосредоточения вооруженных сил, как правило, будет заполнен ожесточенной борьбой воюющих сторон за право развертывания.
Прежде всего в действие вступит боевая авиация той стороны, которая возьмет на себя инициативу открытия военных действий...
Так, фашистско-германская авиация 1 сентября 1939 г., используя свое более чем двойное превосходство, начала германо-польскую войну массовым вторжением, направив свои удары главным образом по польским авиагарнизонам, аэродромам, по железнодорожным узлам, имевшим важнейшее значение для стратегических перевозок польской армии...
Затем крупные танковые соединения, усиленные моторизованными и легкими (кавалерийскими) дивизиями при содействии стрелковых соединений, как свидетельствует опыт начала второй мировой войны, могут предпринять попытки прорыва с целью проникнуть к выгрузочным районам и даже в тыл им и дезорганизовать сосредоточение...
Очевидно, что такое беспрепятственное хозяйничание в оперативном тылу противника высокоподвижных групп вторжения, какое имело место во время германо-польской войны со стороны германских танковых корпусов Гудериана и Гота, при борьбе двух равноценных противников вряд ли будет иметь место...
Эти высокоподвижные соединения притянут на себя такие же подвижные соединения противной стороны. В результате могут завязаться в известных условиях серии напряженных боев и даже сражений крупных высокоподвижных соединений, поддержанных массами боевой авиации... Танковое сражение постепенно может перерасти в сражение передовых эшелонов фронта...
Необходимо, однако, помнить, что боевые действия армиями, не закончившими своего сосредоточения, крайне рискованны. Одной из причин тяжелых неудач наступательных действий 1-й и 2-й армий Северо-западного русского фронта в августе 1914 г. было форсирование сроков наступления неготовыми армиями. С другой стороны, армии, уже сосредоточенные, держать в бездействии стратегически крайне нецелесообразно...
Красильников С.Н. Наступательная армейская операция. М.: Академия Генерального штаба, 1940 // Вопросы стратегии и оперативного искусства в советских военных трудах (1917-1940 гг.). М., 1965
* * * * *
P.S. Некоторые сведения о военно-научной работе академии в предвоенные годы
На первых порах военно-научная работа в академии была подчинена интересам учебного процесса. Необходимо было в первую очередь разработать лекции, прикладные задачи, учебные пособия, которые бы учитывали боевой опыт Красной Армии, а также армий других стран, изменения в организационной структуре войск, оснащение их новой боевой техникой и вооружением. Но вскоре военно-научная работа приобрела более широкий размах. Расширилась и тематика научных исследований. В предвоенные годы в академии разрабатывались проблемы: основы фронтовых и армейских операций, борьба за господство в воздухе, оперативный прорыв, развитие успеха, борьба в окружении и выход из окружения, встречное сражение, форсирование водных преград, управление войсками, применение в операциях различных родов войск, особенно подвижных соединений и авиации.
К числу наиболее интересных трудов этого периода следует отнести работу Г. С. Иссерсона «Новые формы борьбы» (1940 г.).
В этом труде, исследуя опыт боевых действий в Испании и германо-польской войне 1939 г., автор сделал интересные и поучительные выводы о способах развязывания современных войн и формах ведения начальных операций.
Большой вклад в дальнейшее развитие теории глубокой операции и оперативного искусства в целом внес Е. А. Шиловский. Его труды «Операция» (1938 г.), «Основы наступательной армейской операции» (1938 г.), «Прорыв и его развитие» (1940 г.) стали настольными книгами наших командиров. В этих работах автор па основе обобщения опыта первой мировой и гражданской войн, а также начавшейся второй мировой войны обосновал важнейшие принципы оперативного искусства Красной Армии, вскрыл тенденции их развития, а также весьма аргументированно изложил свои взгляды на возможный характер операций Военно-Воздушных Сил и Сухопутных войск в начальный период войны.
В 1938 г. были изданы два оригинальных труда комдива Н. Н. Шварца - «Работа штаба армии» и «Работа командования фронта и армии и их штабов по управлению операциями». В первой книге автор подробно рассматривает организацию штаба армии и его отделов, а также их работу по планированию операций и управлению войсками. Большое внимание было уделено раскрытию наиболее характерных особенностей работы начальников оперативных и разведывательных отделов при подготовке и ведении операции. Во втором труде автор проанализировал вопросы организации управления Вооруженными Силами на театре военных действии, показал роль и место фронта и армии в организации операций, организационную структуру оперативных штабов, работу отделов, планирование фронтовых и армейских операций и ряд других важных вопросов. В приложениях к труду дан ряд подлинных документов по управлению войсками, относящихся к первой мировой войне. Эта работа стала широко использоваться не только в академии, но и командным составом оперативного звена Красной Армии.
В 1940 г. под редакцией генерала Е. А. Шиловского, при активном участии генералов С. Н. Красильникова и Ф. П. Шафаловича был издан Оперативный словарь, содержащий свыше 150 наиболее употребительных оперативных терминов. Выход его в свет имел большое научно-теоретическое и практическое значение для Красной Армии. В предисловии к словарю авторский коллектив писал: «Со времени первой империалистической и нашей гражданской войн появились и вошли в обиход некоторые новые оперативные понятия и термины. Наряду с ними до сих пор употребляются термины, сохранившиеся от прошлого, часть коих к сегодняшнему дню уже устарела. Наконец, иногда в старое понятие вкладывается новое содержание, или один и тот же термин трактуется разными авторами по-разному. Поэтому отработка единой оперативной терминологии встает как неотложная задача, имеющая значение не только для Академии Генерального штаба, но и для армии в целом»(1). Авторы оказались правы. Этим словарем военные теоретики и практики пользовались фактически до середины б0-х годов, когда был издан новый Словарь основных военных терминов, также разработанный в Академия Генерального штаба(2).
________________
1. Оперативный словарь. М., 1940, с. 3.
2. Словарь основных военных терминов. М., 1965.
Значительный для того времени интерес представляла работа комдива В. К. Климовских «Встречное сражение» (1938 г.). На примерах операции русско-японской и первой мировой войн автор рассмотрел наиболее вероятный характер и основные этапы встречного сражения в будущей войне с участием авиация, танковых и механизированных соединений. Труд был хорошо иллюстрирован историческими и теоретическими схемами.
Вопросам боевого и оперативного применения бронетанковых и механизированных войск были посвящены работы генералов А. В. Кирпичникова «Конно-механизированная группа в развитии прорыва» (1940 г.) и А. И. Штромберга «Самостоятельные действия танковых и моторизованных соединений» (1939 г.). В своем труде А. В. Кирпичников сделал вывод, что конно-механизированная группа - прежде всего средство фронтового командования. Он показал ее роль, место и задачи во фронтовых наступательных операциях в качестве эшелона развития успеха и подчеркнул, что при действиях в оперативной глубине конно-механизированная группа должна будет поддерживать взаимодействие с авиацией и другими соединениями подвижных войск.
А. И. Штромберг на основе опыта начавшейся второй мировой войны исследовал место и роль танковых частей и соединений в операции, особенности их ввода в прорыв и действий в оперативной глубине, способы управления подвижными соединениями и вопросы их материально-технического обеспечения. Многие положения, высказанные автором, нашли широкое применение в ходе Великой Отечественной войны.
Много трудов, главным образом учебных пособий, было разработано по оперативному и боевому использованию военно-воздушных сил. Среди них работы комбрига П. П. Ионова «Штурмовая авиация» (1936 г.), комбрига Б. П. Теплинского «Основы общей тактики ВВС» (1939 г.), полковника В. П. Конокотина «Авиация при прорыве УР» (1941 г.). Во всех этих работах рассматривалась теория боевого применения авиации в глубокой операции.
Большой вклад в создание пособий по военно-инженерному делу внес комдив Д. М. Карбышев. Его работы «Краткий справочник по военно-инженерному делу» (1936 г.), «Использование инженерных средств в современном бою» (1939 г.) широко использовались слушателями и преподавателями академии, а также общевойсковыми командирами, работавшими в армиях и военных округах.
Боевому применению артиллерии посвятили свои работы подполковник П. С. Глебов и полковник Е. И. Гуковский.
Проблемы организации тыла и материально-технического обеспечения операция исследовались в трудах комбрига Н. И. Трубецкого, полковников П. И. Трутко и 3. Я. Рудакова. Н. И. Трубецкой составил хорошо иллюстрированный «Конспект-справочник по военным сообщениям» (1938 г.), где приводятся подробные характеристики железных, автомобильных в водных путей на вероятном театре военных действий, рассматривается деятельность органов и войск ВОСО по организации и осуществлению массовых перевозок на всех видах транспорта. Этот справочник широко использовался в учебной и научной работе в академии и в войсках.
К капитальным работам на военно-исторические темы следует прежде всего отнести труды комдива В. А. Меликова «Марнское сражение в 1914 году» (1938 г.), комбрига И. А. Левицкого «Полководческое искусство Наполеона» (1939 г.), полковника А. И. Боголюбова «Разгром Колчака» (1939 г.), комбрига С. Любарского «Некоторые оперативно-тактические выводы из опыта войны в Испании» (1939 г.), интенданта 1 ранга Г. Шигалина «Экономика мировой империалистической войны 1914-1918 гг.» (1938 г.).
Одной из форм научной работы были научно-исследовательские сообщения по важнейшим проблемам современной военной теории. Они, как правило, вызывали оживленный обмен мнениями по поднятым в сообщениях вопросам.
Широкие научные дискуссии развертывались по вопросам, связанным с оценкой опыта и уроков последних войн, в том числе войны в Испании, боевых действий у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, военного конфликта с Финляндией и начавшейся второй мировой войны. Особенно большое значение в этом плане имел боевой опыт, полученный в период военного конфликта с Финляндией, при прорыве сильно укрепленной обороны вражеских войск на линии Маннергейма. Прорыв долговременной укрепленной полосы был достигнут массированным применением артиллерии, широким использованием орудий прямой наводки для стрельбы по амбразурам, глубоким построением боевых порядков войск и непрерывным наращиванием удара из глубины, четким взаимодействием пехоты, танков непосредственной поддержки, артиллерии, инженерных войск и авиации.
Боевой опыт, полученный преподавателями и слушателями академии, участвовавшими в этой войне, тщательное изучение оперативных документов позволили разработать ценные учебные пособия по способам прорыва укрепленных районов и использовать этот опыт как при обучении слушателей, так и при разработке научно-исследовательских трудов.
Большинство профессоров и преподавателей понимало, что к боевому опыту, особенно опыту локальных войн, необходимо подходить творчески, всесторонне оценивая их политический характер, сложившуюся обстановку и реальное соотношение сил и средств сторон. Примером этого может служить расширенное заседание кафедры оперативного искусства, состоявшееся 15 ноября 1939 г., на котором в присутствии командования академии и более 20 преподавателей с других кафедр был заслушан доклад К. Д. Голубева «О новых вопросах теории оперативного искусства, вытекающих из последних событий». После всестороннего обсуждения было принято решение, в котором, в частности, подчеркивалось: «Оперативный опыт последних войн (войны в Испании и Китае, Германии против Польши, войны Англии и Франции против Германии) носит исключительно разнообразный характер, определяемый в каждом отдельном случае целями войны и политической обстановкой, соотношением сил борющихся сторон, размером и характером театра военных действий.
Опыт каждой из этих войн не может быть перенесен механически на те войны, которые в будущем предстоят Советскому Союзу»(3).
________________
3. ЦГАСА, ф. 37963, оп. 1, д. 25, л. 50.
В конце ноября 1939 г. состоялось еще одно расширенное заседание кафедры оперативного искусства. Фактически это было общеакадемическое совещание, на котором обсуждался вопрос о дальнейших путях развития оперативного искусства в свете начавшейся второй мировой войны. После детального обсуждения поставленных вопросов совещание пришло к выводу, что «основной задачей в области нашей теории оперативного искусства в настоящее время продолжает оставаться дальнейшая отработка проблем глубокой операции на фоне противника, обладающего высокой боеспособностью, самыми современными средствами борьбы и имеющего высокую оперативную плотность фронта, сильные оперативные и стратегические резервы»(4). Далее указывалось, что отдельными оперативно-теоретическими проблемами, выдвинутыми ходом последних войн, могут явиться:
- особенности начального периода в современных войнах;
- действия авиации по срыву мобилизации, сосредоточения и развертывания армии в начальном периоде войны и в самом процессе операции;
- оперативно-стратегическое взаимодействие самостоятельных оперативных группировок (фронтов и армий), действующих на отдельных стратегических и операционных направлениях;
- оперативное применение в различных видах операций крупных подвижных соединений - конно-механизированных групп (КМГ) и их взаимодействие с главными силами фронта и армии;
- прорыв и его развитие;
- оперативное взаимодействие боевой авиации и подвижных войск во фронтовой и армейской операциях;
- оперативное применение артиллерии и организация управления крупными массами артиллерии в современных операциях;
- оперативные десанты;
- методы и организация управления современными операциями(5).
В итоге всестороннего обмена мнениями профессорско-преподавательский состав был правильно нацелен на решение наиболее важных проблем оперативного искусства, получил новый стимул для творческой разработки узловых вопросов советской военной теории.
________________
4. ЦГАСА, ф. 37963, оп. 1, д. 25, л. 60.
5. Там же, л. 60-61.
Академия Генерального штаба. Истор. очерк. М., 1976.