Метания французов

Jan 03, 2022 13:40


Записка Штаба армии

Соображения о возможных последствиях франко-советских военных контактов

Секретно

Май 1937 г.
I. - Франко-советский пакт прямо направлен против Германии.

Заключённый в рамках Лиги Наций, он может вступить в силу только в случае агрессии Рейха против одной из договаривающихся сторон и при условии:

- единогласия Совета Лиги Наций или, в противном случае, обе подписавшие стороны считают, что агрессия имела место;

- участники договора Локарно также признают, что Рейх является агрессором.

Учитывая:

1° Что единство в Совете Лиги Наций вряд ли может быть достигнуто;

2° Что Локарнские соглашения должны считаться недействительными,

В результате на самом деле реализация пакта - единоличное решение Парижа и Москвы.

II. - Заключение франко-советского пакта вызвало неблагожелательную, хотя и по-разному, реакцию в Германии, Польше и Румынии.

1° Германия решительно выступила против договора. Она увидела в нём угрозу окружения и использовала его как предлог:

- отказаться от взятых на себя обязательств по договору Локарно;

- повторно занять Рейнскую область.

2° Недоверие Польши к пакту в основном связано с тем, что она рассматривает его как возможную отправную точку для расширения содержащихся в нём обязательств.

Также уполномоченные лица заявили:

- что Польша ни в коем случае не допустит прохода красных войск через свою территорию;

- что любое франко-советское военное сближение приведёт к параллельному ослаблению франко-польских военных отношений.

3° Румыния при г-не Титулеско обозначила сближение с СССР вслед за Францией и Чехословакией. Эта попытка встретила сильное сопротивление в стране и привела к смещению г-на Титулеско.

Поэтому в Румынии сохраняется большое недоверие к СССР.

Если Бухарест не занял столь же чёткую позицию, как Варшава, по вопросу о проходе советских войск, то это потому, что Румыния географически менее уязвима. Но недавние польско-румынские контакты сблизили румынскую и польскую позиции. Следовательно, любое расширение франко-советского пакта несёт в себе:

- дистанцирование Румынии от Франции и более привязывает её к Польше против СССР.

- разрушение Малой Антанты, смещая румынские интересы на восток в ущерб общим действиям в Центральной Европе.

III. - Англия признала, не без некоторой критики, франко-советский пакт, потому что он был открыт для всех. Военно-штабные соглашения лишили бы его этого общего характера, сделав его более явным инструментом согласованных военных действий между Францией и СССР против Рейха.

Сомнительно, что английское мнение одобрит это.

IV. - Каково бы ни было допущение, которое может привести к франко-советскому военному сотрудничеству - агрессия Германии против СССР, Франции или Чехословакии, - действия Красной Армии любого значения против Рейха может иметь место только через территорию Польши или Румынии, давших проход по собственной воле или принудительно.

Франко-советские штабные переговоры неизбежно приведут к рассмотрению событий, о которых ни одна из заинтересованных стран не хочет слышать.

Однако Польша и Румыния связаны с Францией. Их высшее командование и штабы поддерживают тёплые и доверительные отношения с французскими командованием и штабом.

В этих условиях кажется очень трудным начать военные переговоры с СССР без указания их масштабов штабам в Варшаве и Бухаресте, в противном случае, справедливо или ошибочно, они останутся под подозрением в том, что [на переговорах] будет рассмотрено и подготовлено вторжение в их страны против воли.

Точно так же югославский штаб, связанный военными соглашениями с Румынией и Чехословакией, не может быть отброшен.

Наконец, следует посоветоваться с чешским штабом, связанным с СССР пактом, хотя и в ином духе.

Поэтому в конечном итоге в Восточной Европе следует уведомить штабы Польши и Малой Антанты о возможном начале военных переговоров с Москвой.

V. - Любое франко-советское военное сближение, которое может вызвать различную реакцию со стороны прямо или косвенно затронутых стран - Германии, Польши, Румынии, Югославии, Англии - это вопрос оценки преимуществ и недостатков, которые мы можем извлечь с военной точки зрения:

1° Франко-советское военное соглашение, несомненно, имеет следующий характер:

a. Примкнуть русскую силу теснее к нашему лагерю.

b. Предоставить возможность для лёгкого снабжения Польши и Малой Антанты, но при условии:

- что они присоединятся к франко-советской коалиции;

- что они примут советскую помощь - очень невероятное допущение для Польши, сомнительное для Румынии и Югославии.

2° Наряду с этими бесспорными или проблемными преимуществами, есть серьёзные недостатки, с которыми следует сравнивать:

a. Реакция Германии, тем более жёсткая, поскольку договор может сыграть свою роль только благодаря договорённости между Парижем и Москвой; риск возникновения разрыва, который может привести к конфликту;

b. Риск развала франко-польского союза и германо-польского сближения;

c. Риск раскола Малой Антанты и консолидации на востоке польско-румынского блока, способного нейтрализовать СССР и освободить немецкие войска для действий против Франции;

d. Неодобрение английского мнения.

Это серьёзные риски. Несомненно, наиболее серьёзными для французской безопасности являются:

- повышенная опасность войны из-за реакции Рейха;

- возможное ослабление наших связей с Лондоном.

VI. - Вывод.

1° Французская безопасность основана, прежде всего, на тесном взаимопонимании с Англией.

В случае конфликта поддержка со стороны Англии преобладает по мощи, уверенности и последовательности над поддержкой, которую может дать нам СССР. Это доказывает история прошлой войны.

Однако франко-советское военное соглашение рискует поставить под угрозу сердечность и откровенность франко-английских отношений.

Поэтому, прежде чем поступить так, необходимо прежде всего выяснить мнение британского правительства по этому поводу.

2° При постоянном усилении военной мощи Германии может показаться закономерным, наряду с тесным соглашением с Англией, стремиться к более жёсткой привязке к себе русской мощи, которая возрастает со скоростью, не идущее ни в какое сравнение ни с Малой Антантой, ни с Польшей, и у которой может возникнуть соблазн вернуться к политике Рапалло.

Однако данное укрепление наших связей с СССР:

1° Ни в коем случае не может быть оплачено ослаблением во франко-английском сотрудничестве;

2° Этому должны предшествовать соглашения о помощи СССР с Польшей и Румынией, иначе Франция рискует увидеть эти две страны - и, прежде всего, первую [Польшу] - отвергнутыми в сторону Германии, разбитую Малую Антанту и, таким образом, потерять с одной стороны то, что она [Франция] выигрывает с другой.

Конечно, при нынешнем состоянии польско-румынско-советских отношений может показаться бесполезным рассчитывать на возможное наложение советской военной поддержки на военную поддержку Польши и Малой Антанты.

Как бы то ни было, и предположив, что Лондон принимает это в принципе, штабные переговоры между Парижем и Москвой не могут быть начаты без уведомления штабов Польши и Малой Антанты, которых они касаются в первую очередь.

Тогда будет возможно, при полном знании фактов, измерить последствия и изучить, лучше ли будет обеспечить французскую безопасность в Восточной Европе:

- или чешско-советскими войсками, рискуя увидеть, как Польша присоединится к Германии, а Румыния и Югославия отвернутся от нас;

- или Польшей и Малой Антантой, рискуя увидеть как СССР снова соединится с Германией.

В итоге:

Предварительное соглашение с Лондоном;

Перед открытием любых военных переговоров с Москвой, необходимо проинформировать о них штабы Польши и Малой Антанты.

Documents diplomatiques français 1932-1939. 2e série (1936-1939). Tome V (20 février - 31 mai 1937).

P.S. Про франко-советские военные отношения в середине 30-х (I)

Про франко-советские военные отношения в середине 30-х (II)

ddf, Франция-1940, 1918-1941

Previous post Next post
Up