Записка Штаба армии
Соображения о возможных последствиях франко-советских военных контактов
Секретно
Май 1937 г.
I. - Франко-советский пакт прямо направлен против Германии.
Заключённый в рамках Лиги Наций, он может вступить в силу только в случае агрессии Рейха против одной из договаривающихся сторон и при условии:
- единогласия Совета Лиги Наций или, в противном случае, обе подписавшие стороны считают, что агрессия имела место;
- участники договора Локарно также признают, что Рейх является агрессором.
Учитывая:
1° Что единство в Совете Лиги Наций вряд ли может быть достигнуто;
2° Что Локарнские соглашения должны считаться недействительными,
В результате на самом деле реализация пакта - единоличное решение Парижа и Москвы.
II. - Заключение франко-советского пакта вызвало неблагожелательную, хотя и по-разному, реакцию в Германии, Польше и Румынии.
1° Германия решительно выступила против договора. Она увидела в нём угрозу окружения и использовала его как предлог:
- отказаться от взятых на себя обязательств по договору Локарно;
- повторно занять Рейнскую область.
2° Недоверие Польши к пакту в основном связано с тем, что она рассматривает его как возможную отправную точку для расширения содержащихся в нём обязательств.
Также уполномоченные лица заявили:
- что Польша ни в коем случае не допустит прохода красных войск через свою территорию;
- что любое франко-советское военное сближение приведёт к параллельному ослаблению франко-польских военных отношений.
3° Румыния при г-не Титулеско обозначила сближение с СССР вслед за Францией и Чехословакией. Эта попытка встретила сильное сопротивление в стране и привела к смещению г-на Титулеско.
Поэтому в Румынии сохраняется большое недоверие к СССР.
Если Бухарест не занял столь же чёткую позицию, как Варшава, по вопросу о проходе советских войск, то это потому, что Румыния географически менее уязвима. Но недавние польско-румынские контакты сблизили румынскую и польскую позиции. Следовательно, любое расширение франко-советского пакта несёт в себе:
- дистанцирование Румынии от Франции и более привязывает её к Польше против СССР.
- разрушение Малой Антанты, смещая румынские интересы на восток в ущерб общим действиям в Центральной Европе.
III. - Англия признала, не без некоторой критики, франко-советский пакт, потому что он был открыт для всех. Военно-штабные соглашения лишили бы его этого общего характера, сделав его более явным инструментом согласованных военных действий между Францией и СССР против Рейха.
Сомнительно, что английское мнение одобрит это.
IV. - Каково бы ни было допущение, которое может привести к франко-советскому военному сотрудничеству - агрессия Германии против СССР, Франции или Чехословакии, - действия Красной Армии любого значения против Рейха может иметь место только через территорию Польши или Румынии, давших проход по собственной воле или принудительно.
Франко-советские штабные переговоры неизбежно приведут к рассмотрению событий, о которых ни одна из заинтересованных стран не хочет слышать.
Однако Польша и Румыния связаны с Францией. Их высшее командование и штабы поддерживают тёплые и доверительные отношения с французскими командованием и штабом.
В этих условиях кажется очень трудным начать военные переговоры с СССР без указания их масштабов штабам в Варшаве и Бухаресте, в противном случае, справедливо или ошибочно, они останутся под подозрением в том, что [на переговорах] будет рассмотрено и подготовлено вторжение в их страны против воли.
Точно так же югославский штаб, связанный военными соглашениями с Румынией и Чехословакией, не может быть отброшен.
Наконец, следует посоветоваться с чешским штабом, связанным с СССР пактом, хотя и в ином духе.
Поэтому в конечном итоге в Восточной Европе следует уведомить штабы Польши и Малой Антанты о возможном начале военных переговоров с Москвой.
V. - Любое франко-советское военное сближение, которое может вызвать различную реакцию со стороны прямо или косвенно затронутых стран - Германии, Польши, Румынии, Югославии, Англии - это вопрос оценки преимуществ и недостатков, которые мы можем извлечь с военной точки зрения:
1° Франко-советское военное соглашение, несомненно, имеет следующий характер:
a. Примкнуть русскую силу теснее к нашему лагерю.
b. Предоставить возможность для лёгкого снабжения Польши и Малой Антанты, но при условии:
- что они присоединятся к франко-советской коалиции;
- что они примут советскую помощь - очень невероятное допущение для Польши, сомнительное для Румынии и Югославии.
2° Наряду с этими бесспорными или проблемными преимуществами, есть серьёзные недостатки, с которыми следует сравнивать:
a. Реакция Германии, тем более жёсткая, поскольку договор может сыграть свою роль только благодаря договорённости между Парижем и Москвой; риск возникновения разрыва, который может привести к конфликту;
b. Риск развала франко-польского союза и германо-польского сближения;
c. Риск раскола Малой Антанты и консолидации на востоке польско-румынского блока, способного нейтрализовать СССР и освободить немецкие войска для действий против Франции;
d. Неодобрение английского мнения.
Это серьёзные риски. Несомненно, наиболее серьёзными для французской безопасности являются:
- повышенная опасность войны из-за реакции Рейха;
- возможное ослабление наших связей с Лондоном.
VI. - Вывод.
1° Французская безопасность основана, прежде всего, на тесном взаимопонимании с Англией.
В случае конфликта поддержка со стороны Англии преобладает по мощи, уверенности и последовательности над поддержкой, которую может дать нам СССР. Это доказывает история прошлой войны.
Однако франко-советское военное соглашение рискует поставить под угрозу сердечность и откровенность франко-английских отношений.
Поэтому, прежде чем поступить так, необходимо прежде всего выяснить мнение британского правительства по этому поводу.
2° При постоянном усилении военной мощи Германии может показаться закономерным, наряду с тесным соглашением с Англией, стремиться к более жёсткой привязке к себе русской мощи, которая возрастает со скоростью, не идущее ни в какое сравнение ни с Малой Антантой, ни с Польшей, и у которой может возникнуть соблазн вернуться к политике Рапалло.
Однако данное укрепление наших связей с СССР:
1° Ни в коем случае не может быть оплачено ослаблением во франко-английском сотрудничестве;
2° Этому должны предшествовать соглашения о помощи СССР с Польшей и Румынией, иначе Франция рискует увидеть эти две страны - и, прежде всего, первую [Польшу] - отвергнутыми в сторону Германии, разбитую Малую Антанту и, таким образом, потерять с одной стороны то, что она [Франция] выигрывает с другой.
Конечно, при нынешнем состоянии польско-румынско-советских отношений может показаться бесполезным рассчитывать на возможное наложение советской военной поддержки на военную поддержку Польши и Малой Антанты.
Как бы то ни было, и предположив, что Лондон принимает это в принципе, штабные переговоры между Парижем и Москвой не могут быть начаты без уведомления штабов Польши и Малой Антанты, которых они касаются в первую очередь.
Тогда будет возможно, при полном знании фактов, измерить последствия и изучить, лучше ли будет обеспечить французскую безопасность в Восточной Европе:
- или чешско-советскими войсками, рискуя увидеть, как Польша присоединится к Германии, а Румыния и Югославия отвернутся от нас;
- или Польшей и Малой Антантой, рискуя увидеть как СССР снова соединится с Германией.
В итоге:
Предварительное соглашение с Лондоном;
Перед открытием любых военных переговоров с Москвой, необходимо проинформировать о них штабы Польши и Малой Антанты.
Documents diplomatiques français 1932-1939. 2e série (1936-1939). Tome V (20 février - 31 mai 1937).
P.S.
Про франко-советские военные отношения в середине 30-х (I) Про франко-советские военные отношения в середине 30-х (II)