Вчера до глубокой ночи и сегодня утром продолжалось прощание трудящихся Москвы и других союзных республик...
До сих пор помню эту фразу, хотя сегодня ей исполняется 30 лет...
10 ноября уже только ленивый не вспомнил тридцатилетие смерти дорогого Леонида Ильича. Мне тогда было 6 лет. И особо в политике не разбирался, поэтому я запомнил лишь похороны, одни из самых известных в мире.
В газетах я, конечно, видел Брежнева, его «канонический» портрет. И видел всю свою жизнь. Примерно так или чёрно-белым.
И тут такая новость. Ещё пару дней назад он с трибуны Мавзолея что-то вещал, и тут вот... Нет, для меня мир не перевернулся. Но во дворе слышал разговоры, что война будет. И было очень страшно.
1. С телевизора я видел его несколько другим... Сейчас понимаю, что удивительного ничего в его смерти не было.
2. А вот таким его видели единицы. Интересно, что фото сделано на праздновании 60-летия Великого Октября, произошедшего в ноябре.
3. Все издания в СССР выглядели примерно так. Исключение составил детский журнал «Весёлые картинки».
4. Тело поместили в гроб, а гроб на пять суток в центр Колонного зала. А рядом поставили солдат. Позже один из которых вспоминал, что никогда так не кушал вкусно в СССР, как в те дни. А в почётный караул набирали не из стройбатов.
5. Но не век ему лежать. 15 ноября скорбная процессия неспеша направилась к Кремлёвской стене.
6. Снега не было, но было мерзко. И на улице, и на душе у многих. Если на митинги современной пародии КПСС бюджетников сгоняют массово и добровольно-принудительно, то в 1982 году отобрали передовиков. Честь оказали, так сказать. Хотя многие из них такое вознаграждение видали в гробу рядом с почившим генсеком.
7. Куда ж без портретов? Держать портрет была уже не честь, а большая честь.
8. И вот последние минуты на свежем воздухе, пора в землю... Кстати, в кадре - три генсека.
А дальше было всё символично. Под гимн уронили гроб в могилу. Андропов что-то нёс про «великого деятеля мирового коммунистического движения». Камера взяла общий план Красной площади, с высоты птичьего полёта, и прямо перед камерой пролетел ворон. Всё... Де-факто крупнейшая геополитическая катастрофа XX века свершилась. Агония длилась 9 лет.
Click to view
А ещё был гудок. Прощались с генсеком и практически с великой страной.
Гудок был и у нас в деревне. Не знаю, что там гудело, трактора или комбайны, но гудок был слышен. Гудела и железнодорожная станция в полутора километрах.
Дальше было неинтересно. Мультиков не показывали.
Наша юная банда вышла на улицу. Как пустынно было на улице. Даже для буднего дня. Погода в середине ноября в Беларуси не балует никогда. Было пасмурно, мерзко, но дождя и снега не было. Дул ветер перемен, но нам до этого времени не было. А про грядущую войну за пять дней уже и подзабылось.
Наигравшись в лужах, мы к вечеру устроили новую игру - «похороны Брежнева». Достали полено, выкопали яму, закопали, и «члены Политбюро» замерли в скорбном молчании.
Всё бы ничего, да мама одного из нас спросила, чем мы занимаемся. На «хороним Брежнева» у неё началась истерика. Пришёл уже папаша и забрал сына. Мы продолжали стоять, пока папаша не оглянулся и не сказал:«а вы чего стоите как хуи».
Родителей понять можно. Накануне их старшой в школе натворил. На новость о кончине гениального деятеля из уст пионера грянуло ура. Причина, конечно, была в отмене занятий, но родителей в школу вызвали...
И вот «Политбюро» в полном составе побрело домой. Завтра наступала новая эпоха...